3. Встреча

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Современный человек, особенно далекий от веры или исповедующий веру формально, скорее всего, будет видеть в христианстве либо философские положения, либо идеологию, либо учение нравственности, очень схожее с учениями нравственности других религий.

Такой человек скорее склонен видеть в любой религии, в том числе и христианстве, лишь один из путей познания Бога. Пути разные, но ведут к одному. Христианство же, имеющее с другими верованиями одинаковые нравственные принципы и отличающееся только лишь внешними культовыми и обрядовыми традициями, лишь один из целого ряда путей, равноценный другим.

Конечно, христианство содержит в себе и философию, является и стройной системой учения нравственности, имеет в себе и идеологическую составляющую. Однако ни философией, ни учением нравственности, ни идеологией христианство не является, хотя и содержит в себе все это. И не только не является, но в корне отличается и от философии, и от идеологии, и от учения нравственности, в том числе проповедуемого другими религиями, .

Чем же отличается? Отличается тем (и это очень важно!), что основано на личном опыте. Не на опыте познания, хотя он тоже присутствует в христианстве. Это личный опыт встречи… личный опыт встречи с живым Христом.

Сам Христос призывает нас к встрече с Собой: «Придите ко Мне все…» (Мф. 11. 28). И если мы не прошли мимо, если встреча произошла, то из этой встречи произойдет и личный опыт веры, и личный опыт любви, и личный опыт познания, и философия, и учение нравственности…

Этот опыт личной встречи нужно пережить. И пережить лично самому. И никак иначе. Поэтому он и называется личным, так как вместо меня его пережить никто не сможет. Я сам, лично, должен пережить эту встречу. Пока этой встречи не произойдет, нельзя будет сказать, что я знаю Христа. В этом случае правильнее будет сказать, что я знаю о Христе, но не Самого Христа.

Поэтому в рассуждениях о вере между теми, кто опыт этой встречи пережил, и теми, кто его не имеет или имеет опыт ложный, никогда не может быть полного взаимопонимания. И действительно, что может сказать о любви человек, никогда не любивший? Как можно рассуждать о том, чего не знаешь? Даже прочитав множество книг о любви, такой человек не будет знать самой любви, поскольку ее не встретил. И рассуждения такого человека, не встретившего любовь, о любви, скорее всего, могут показаться тем, кто опыт встречи с любовью пережил лично, либо, в лучшем случае, наивными, либо глупыми.

Точно так и с Богом. Можно о Боге прочитать множество книг, в том числе и Библию. Но если встреча с Ним не произошла, можно с уверенность сказать, что мы Его не знаем. Мы в этом случае знаем о Нем, но не Знаем Его. Личной встречей, только ей, и отличается христианство. Без личной встречи с Живым Богом вера становится всего лишь учением нравственности, или философией, или вырождается в идеологию.

Собственно этим, личной встречей с Богом, христианство отличается и от других религий мира. Там нет встречи. Конечно, определенный опыт общения с Богом и поклонения Ему присутствует во всех религиях мира. Это и молитвы, и жертвоприношения, и обрядовость… Однако, встречи там нет. Да они, другие религии, ее и не предлагают.

У исповедующих, например, буддизм, нет личной встречи с Буддой. Ее просто и не может быть – ведь Будда не Бог. Здесь происходит встреча с буддизмом как учением.

Нет личной встречи и с Мухаммадом (Магометом, Мухаммедом). Ее тоже не может быть, ведь и он не Бог. Здесь предлагается встреча с исламом и его учением.

Нет личной встречи и в других религиях. Они могут говорить о Боге, предлагать Его учение, как, например, в иудаизме, …но не предлагать встречи с Ним, как личного опыта, или даже отвергать ее.

В христианстве же благовествуется не само христианство как учение. В христианстве благовествуется Христос. И только Христос. О личной встрече со Христом говорит и Священное Писание христиан – Библия.

Основная ее часть, Евангелие, вся посвящена Ему и встрече с Ним. И Сам Христос говорит, что все Писание свидетельствует о Нем и только о Нем: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5. 39).

Поэтому переживший личную встречу со Христом пережил личную встречу с Любовью, потому что «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 16), и знает, что есть любовь не понаслышке. Он имеет Ее в себе.

Тот, кто пережил опыт встречи с Богом, исполняется Жизнью, неся в себе Вечность, имея Ее в самом себе, потому что Христос и «есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5. 20). Именно в самом себе, поскольку и встреча, и общение с Богом в христианстве тоже отличаются.

Личная встреча может быть только внутренней, совершающейся в душе и в сердце человека только через соединение со Христом, с Жизнью, с Любовью, чем Он и является. «Да даст вам Отец верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3. 16). В результат встречи со Христом человек становится Богоносцем.

Как происходит встреча? По-разному. Собственно, когда мы взяли в руки Евангелие, мы уже пошли Христу навстречу. А читающий Евангелие уже беседует с Ним.

Все Евангелие, с первых страниц, само говорит о том, как по-разному совершается встреча. Вот город Вифлеем, в переводе «дом хлеба», находящийся среди плодородных полей, живущий сытостью и достатком, «встречает» Богомладенца, Который вот-вот должен прийти в этот мир…встречает равнодушием. Святому семейству, Марии, которая «была беременна» и Иосифу, «не было места в гостинице» (Лк. 2. 5, 7).

Вот царь «Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2. 13). Поэтому встречает Родившегося лукавством, коварством, жестокостью и…смертью.

Вот языческие волхвы с сердечной надеждой «пришли поклониться Ему» (Мф. 2. 2).

Вот с искренней верой припавшие к яслям Младенца «возвратились пастухи, славя и хваля Бога» (Лк. 2. 20).

Вот старец Симеон, «муж праведный и благочестивый…Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня… взял Его на руки, благословил Бога» (Лк. 2. 25-28), радуясь происшедшей встрече.

Иоанн Креститель, увидевший идущего к нему Христа, свидетельствует: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» (Ин. 1. 29).

Филипп, встретивший Иисуса и призывающий к встрече Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки…» (Ин. 1. 45).

Вот Христос призывает Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Призывает на проповедь словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4. 19). Потом двенадцать апостолов, потом еще семьдесят…А вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (Мр. 1. 40).

Римский сотник, бесноватые, слепые, немые, парализованные, болящие, сборщик податей, начальник синагоги, кровоточивая, самарянка, хананеянка…Старец «Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью…» (Ин. 31-11). Всех не перечислить…

Были и те, кто, встретив Христа, прошел мимо как богатый юноша, приступивший «к Иисусу, искушая Его», или фарисеи, тоже с искушениями к Нему подходившие. Были и такие, которые отказались от встречи, как званные на вечерю… А один, встретивший Христа и бывший с Ним, предал Его.

Разные люди, разные обстоятельства… Но есть и общее. Одни желали встречи и искали ее. Искали без лукавства и в простоте веры. И встретили… Главное искать эту встречу. «Ищите и найдете» (Лк. 11. 9), потому что «близок Господь ко всем призывающим Его, призывающим Его в истине» (Пс148. 18). Именно в истине, без лукавства. Потому-то другие, даже встретив, не узнали Его или не захотели узнать, или не захотели встретить.

Встречи происходят по-разному. Но одно из непременных условий – встречи нужно желать.

А результат этой встречи для нас должен быть обожением нашего человеческого естества. Это происходит тогда, когда Сам Бог, который есть Жизнь и Любовь, в нас. Мы чувствуем Жизнь и Любовь в себе. И они, будучи в нас, не требуют уже себе доказательств или внешних удостоверений в виде каких-либо чудес. Встретивший Христа несет доказательства в себе самом. «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1Ин. 5. 10).

Лучшее доказательство истинности встречи, если она произошла, – изменение самого человека. Изменение по образу Христа.

В нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2. 5), – пишет Апостол Павел о результате встречи со Христом. Это потому, что встретив Христа, Его Жизнь становится нашей жизнью, Его Любовь становится нашей любовью, Его учение становится для человека не просто набором догм, которым надо следовать, но становится состоянием его души. Состоянием души, движимой Любовью. Когда не страх или слова «надо» и «хочу», определяют нашу нравственность, но ее определяет Любовь, Христос. Соединение с Ним дает и лучшее познание Его. Он должен отобразится в нас. И без личной встречи это невозможно!

Есть ли еще какие-либо условия для встречи Христа? Вот некоторые из них:

– «Исследуйте Писания…» (Ин. 5. 39). Они свидетельствуют о Христе, говорят о том, как Его встретить. Фактически, следуя написанному в Святом Евангелии, мы следуем на встречу со Христом.

– «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14. 1). Без веры в Христа, Его не встретить. Да и как встретить Того, в Кого не веришь?

– «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14. 15). Без любви к Богу и соблюдения Его заповедей, Его тоже не встретить.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7. 37). Чтобы встретить Христа, этой встречи надо очень желать, жаждать.

– «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1. 15). Без очищения сердца и веры в Слово Божие, Бога не встретить.

– «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 56). Это сказал Господь о соединении с Ним в Таинстве Святого Причастия, о Причащении, без которого встреча тоже невозможна.

Можно, конечно, строго следовать предписанному учению и в течение всей жизни точно исполнять какие-либо внешние установления и обряды. Но если встреча не произошла, человек так и не сможет изменится по образу Любви, по образу Того, Кого не встретил, по образу Христа.

Только личная встреча, а не учение, философия или идеология, может изменить человека. Изменить существо человека. Это называется рождением свыше. Это можно назвать и преображением. Это можно назвать и спасением…Это живое общение с живым Христом Богом в соединении с Ним – результат личной встречи.

Однако, следует сказать, что опыт личной встречи со Христом может быть и ложным. Иногда человек, искренне ищущий встречи, вместо нее получает подделку. Правильного личного опыта встречи с Богом не может быть вне соборного опыта Церкви Христовой, без Святоотеческого опытного наследия тех, кто встретил Его и прошел с Ним путь ко спасению. Там, где личный опыт начинает противопоставляться опыту соборному, а то и противоречить ему, там обязательно есть искажение, приводящее к расколу и ереси.

Святые о встрече

Полезно нам искать одного: пребывания со Иисусом. Богат пребывающий со Иисусом, даже если он ничего не имеет на земле.

Преподобный Авва Евпрений

Один Бог пребывает вечным и нетленным. И с Ним будут те, которые взыскали Его и Его одного возлюбили.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Что было для души наивысшим благом? Пребывание с Богом и единение с Ним в любви. Отпав от Него, она стала страдать.

Святитель Василий Великий

Если душа стремится к Господу, то и Господь, побуждаемый милосердием и любовью, приходит и соединяется с ней. И так становятся единым духом, единым слиянием, единым разумом – душа и Господь… Человеку нужно, чтобы не только сам он был в Боге, но чтобы и Бог был в нем.

Преподобный Макарий Египетский

Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но ревностные искатели.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему.

Преподобный Исаак Сирин

Желающие приблизится к Богу и соединиться с Ним блаженным соединением навеки, должны начать это святое дело с тщательного изучения Слова Божия, с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога.

Преподобный Ефрем Сирин

Чем более христиане приобретают добродетелей исполнением заповедей, тем более усваивают себя Богу. И чем более усваиваются Ему, тем более познают Его, и Он знает их.

Преподобный Авва Дорофей

В Крови Христовой – Его Душа. Ясно ощущается при Причащении святых Таин прикосновение Души Христовой к душе причащающегося, соединение Души Христовой с душой причащающегося.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Христианская религия в корне отличается от других религий мира тем, что христианство предлагает реальную возможность личной встречи с Богом. Каждому предлагает реальное соединение с Ним в Любви. В результате этой сердечной встречи человек получает обожение.

Отличие от других религий мира

Другие религии мира, включая христианские протестантские общины, не имеют и

– не предлагают опыта реальной личной встречи с Богом, – не предлагают реального соединения с Ним, – не предлагают обожения человека,

– не предлагают Таинства Святого Причащения Его Плоти и Крови,

Словарь христианских терминов

Религия – 1) лат. Religio (relegere), т. е. благоговею, собираю; 2) лат. Religare, т. е связываю, соединяю.

Слово «религия», согласно перевода, более всего принадлежит христианству, поскольку только в нем, смысловое значение этого слова имеет свою полноту, как союз с Тем, перед кем благоговеешь, через соединение с Ним (со Христом) в личной встрече. Для иных исповеданий, где личной встречи нет, более применимы слова учение, вероучение или верование.

Боговоплощение – основной церковный догмат, ясно указанный в Священном Писании. Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, и был на земле в теле, подобно нашему.

Обожение – результат личной встречи со Христом, верою и любовью исповедующего Христа своей жизнью и соединенного с Ним союзом любви, приобщением Крови Христовой и приобщением Тела Христова.

Таинство – вдохновленное и одухотворенное молитвою, установленное обрядовое действие, посредством которого Сам Бог, тайным, т. е. невидимым образом, Своею благодатью, низводит на приемлющего ее приносимые дары.

Причастие – присоединение, слияние двух в одно.

Причащение – 1) повторяемое соединение; 2) способ, каким творится соединение.

Вопросы к теме

1. Чем отличается христианство от других верований, от учения, философии или идеологии?
2. Можно ли только по книгам познать Бога?
3. Можно ли познать Бога без личной встречи с Ним?
4. Почему встреча называется личной?
5. Что или Кто благовествуется в христианстве?
6. Имеешь ли ты опыт личной встречи с Богом?
7. Каковы условия встречи с Богом?
8. Чем отличается Православная вера от исповеданий других религий мира?
оглавление

Поделиться: