4. Спасение

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Прославление Бога – главная цель земной жизни христианина. Прославление Бога не только словом, но угождение Ему всей жизнью, мыслями, словами, делами. Очевидно, это единственная цель, не содержащая личного интереса. Ведь прославляет христианин Бога не для того, чтобы получить какую-либо награду, а потому что любит Его. Эта любовь и возможность прославления Бога сами по себе воспринимаются христианином как высочайшая награда. Лучшим прославлением Бога и угождением Ему есть исполнение Его Святых Заповедей и совершенствование в любви. А результатом такого прославления Творца всегда является спасение человека.

Христианство – это религия прежде всего личного спасения. Спасение в христианском понимании – это избавление человека от греха, проклятия и смерти. Однако смысл в это определение каждый может вложить разный.

Так себялюбец на первое место поставит последствия греха для благополучия человека. Это страдания, неприятности, болезни и смерть. Грех и проклятие тоже представляются ему пагубными, но опять-таки потому, что приводят к страданию. И так как сущность греха и его нежелательность ускользают от сознания себялюбца, то, естественно, и само спасение представляется ему неправильно и односторонне.

Спасение такой человек объяснит себе тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Для таковых спасение – это спасение от страдания, причиненного грехом, спасение от болезненных ощущений. С точки зрения саможаления – это изменение гнева Божия на милость.

Безусловно, это весьма примитивное и искаженное понимание спасения. Здесь более применимо было бы слово не спасение, а избавление. Те, кто исповедует такое понимание спасения, более исповедуют, если вообще исповедуют, внешнюю сторону христианской жизни.

Такой человек в христианской вере видит только философские положения и выводы рассудочного знания, видит только догмат и не замечает того жизненного уклада, который составляет на деле, в реальности, содержание всех этих отвлеченных для него понятий и невразумительных тонкостей догматики. И, как правило, ни истинности, ни объективности и поэтому обязательности для себя правильного вероучения о личном спасении такой человек ни понять, ни признать не может.

Между тем, для христианского сознания не губительные последствия греха, в виде страданий и смерти, а грех сам по себе составляет величайшее зло. Он один и является «злом в собственном смысле», как говорит святой Василий Великий, «злом действительным», поскольку препятствует основной цели жизни христианина – прославлению Бога. Поэтому и христианское понятие личного спасения таково: личное спасение – это спасение прежде всего от грехов, но это и обретение. Обретение того, что имел сотворенный Богом человек и что было утрачено им, когда он грехопадением отверг Бога и Божью любовь, стал жить минутой, положив законом своего существования свою волю, свое желание.

Личное спасение для христианина – это также и обретение искупления. Искупления, даруемого Господом. «Бог послал Сына Своего единородного…чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4. 4, 5). Искупление от греха, который «есть беззаконие» (Ин. 3. 4). Избавление от смерти, которая есть порождение греха, потому что «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1. 15).

И не только от греха и смерти. Искупление от рабства. От рабства греху и смерти. Потому что мы были «рабы греха к смерти» (Рим. 6. 16). Но искупленные Господом уже не рабы: «Я уже не называю вас рабами…Я назвал вас друзьями» (Ин. 15. 15).

Искупление от власти диавола, от проклятия закона, от рабства тления, от гнева грядущего, от осуждения. Это победа в нас Жизни Вечной и Любви Непреходящей.

Личное спасение – это и обретение соединения. Соединения человека с Самим Богом, которое было разорвано человеческой гордостью, отвергшей Жизнь и Любовь. Соединение человека с Самим Богом, дарующим тем самым человеку обожение. Евангелие словами Христа об этом говорит так: «Вкушающий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную<…> пребывает во Мне, и Я в нем<…>жить будет Мною» (Ин. 6. 54, 56, 57).

Личное спасение – это и обретение Жизни как Божьего дара. Это обретение не жизни кратковременной и преходящей, которую получаем мы с рождения. Это обретение дара Жизни Вечной, для которой человек и был сотворен. Евангелие словами апостола Павла об этом благовествует: «Дар Божий – Жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6. 23).

Личное спасение – это и обретение Любви. Исполнение человека Любовью, которая была отвергнута им в угоду своим греховным желаниям. Это исполнение человека Любовью непреходящей, которая «никогда не престает» (1Кор. 13. 8_) и в которой он должен был пребывать в Вечности от дня творения. Евангелие пишет об этом так: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1. Ин. 4. 7).

Личное спасение – это и обретение утерянного грехом блаженства. Блаженства непреходящего, в котором человек будет лицезреть Бога, потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8), – говорит Христос в Нагорной проповеди. И найдет человек «и радость и веселие, а печаль и воздыхание прекратятся» (Ис. 35. 10). Тогда люди не «будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» (Ис. 49. 10). «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезней уже не будет» (Откр. 21. 4).

Личное спасение – это и обретение утерянного усыновления. Усыновления человека Богом! «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3. 1), – свидетельствует Евангелие словами Иоанна Богослова, которого дополняет апостол Павел: «Бог послал Сына Своего, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4. 4, 5).

Личное спасение – это и обретение восстановления. Восстановление человеком образа и подобия Божия, искаженного им отвержением Жизни и Любви. Это восстановление человеком Богоподобия, в котором он и был сотворен. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии…будем подобны Ему» (1Ин. 3. 2).

Личное спасение – это и обретение уподобления. Уподобление человека Богу. Уподобления, которого лишился человек, преступив Божий Закон. Уподобление человека Богу в Любви, «которая, – как пишет апостол Павел, – есть совокупность совершенства» (Кол. 3. 14). «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 16. 34), – дает нам заповедь Сам Христос.

Личное спасение – это и обретение наследования. Наследование всех даров блаженства, которых лишился человек извращением беспорочного бытия. Это наследование Божьего Царства Жизни Вечной и Любви Непреходящей. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2. 9).

Личное спасение, это… Конец бесконечен!

Личного спасения невозможно достичь без личной встречи. Личного спасения невозможно достичь без Того, Кто Сам есть и Жизнь, и Любовь…Невозможно Бога достичь без Бога. «От Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» (Пс. 61. 2, 3).

Как познать Вечную Жизнь и достичь Вечной Жизни, не соединившись с Тем, Кто есть Вечная Жизнь? Да, никак. Как познать и стяжать истинную любовь, не соединившись с Тем, Кто и есть Любовь? Да, никак… Как обрести Богоподобие? Обожение?… Без Бога, никак! «Ты Бог спасения моего» (Пс. 24. 5).

Стало быть, чтобы иметь спасение, нужно знать Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17. 3). Такое познание Сам Господь называет жизнью, поскольку это не только знание рассудка, но знание переживания личного опыта жизни Божественной в себе самом.

Познание Бога есть переживание в себе самом присутствия Бога. Человек тогда действительно, а не призрачно познает Бога, когда ощущает Его непосредственно, когда Бог переходит внутрь человека, становится началом, одушевляющим человека и изменяющим его по Своему образу и подобию.

Воля Божия прежде всего – воля святая, которая сама хочет того и исполняет то, что требует от людей. Бог есть Любовь, и, будучи любовью, имеет в Себе всю полноту добродетелей. Истинных добродетелей вообще без любви не бывает. Поэтому понятия Богоподобия и добродетели являются идентичными. Познавая добродетель, живя добродетельно, человек опытно познает Бога.

«Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11. 44), – говорит Господь. Святость, как и Любовь, является сущностью Бога. Следовательно, личный опыт Богопознания и существо вечной жизни есть уподобление Богу в святости.

Начало ведения Бога – соблюдение Его заповедей, призывающих к жизни добродетельной и святой.

Знание о Боге и истинное знание Бога истинного, когда мы Его встретили и Он реально живет в нас, что сопровождается соответствующей добродетельной святой жизнью, приводит человека к его основному предназначению – личному спасению, к уподоблению Богу, обожению, которое есть вечная жизнь в блаженстве и любви.

Как следствие, тот, кто хочет узнать истинную сущность христианства, должен обратится не только к внешней стороне его, но более к его учению, к его понятию о Боге, о Жизни, о Любви, о личном спасении… обратиться к Богу.

К этому следует добавить, что личное спасение невозможно без соборного опыта Церкви и Святоотеческого опытного наследия тех, кто достиг спасения. Именно Святоотеческим опытом Господь научает и ведет к Себе всех, ищущих спасения.

Святые о спасении

Христианин входит в христианство, чтобы свято жить, угождать Христу Господу и верой в Него – у Него искать вечного спасения.

Святитель Тихон Задонский

Хотя мы еще не достигли совершенства, но самое его желание – уже начало нашего спасения. От этого желания мы начнем с помощью Божией и подвизаться, а через подвиг получим помощь к стяжанию добродетелей.

Преподобный Авва Дорофей

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим.

Святитель Тихон Задонский

Награда добродетели – стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей.

Святитель Василий Великий

Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, который, вселившись в христианина, переносит все его желания и все размышления в вечность.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Послушайте, ведь потому Он и Спасителем называется, что доставляет спасение всем, с которыми соединился. Спасение же есть избавление от всех зол и вечное обретение в Нем всех благ, дарующее вместо смерти жизнь, вместо тьмы – свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям – совершенную свободу всем соединившимся со Христом, Спасителем всех, которые приобретают тогда всякую радость неотъемлемую, всякое веселие и всякое радование.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Я спасся от множества долгов, от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха. Спасся от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от мерзости заблуждений. Восстал я от тины, изник из этого рва, вышел из этой тьмы, уврачуй же, Господи, по неложному обетованию Твоему, все немощи, какие видишь во мне.

Преподобный Ефрем Сирин

Свобода от грехов есть истинное счастье христианина.

Святитель Тихон Задонский

Не насилием и самоуправством, но убеждением и добродушием уготовляется спасение человека. Посему всякий полновластен в собственном спасении.

Преподобный Исидор Пелусиот

Человек делается сыном Божиим только тогда, когда становится святым.

Святитель Григорий Нисский

Верх святости и совершенства состоят не в совершении чудес, но в чистоте любви.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Не одно освобождение от грехов делает святым, но так же присутствие Духа и богатство добрых дел.

Святитель Иоанн Златоуст

Праведность – самые быстрые крылья, возносящие от земли на Небо.

Преподобный Ефрем Сирин

Выводы из прочитанного

Христианская вера через познание Бога и соединение с Ним в любви приводит человека ко спасению, обожению, которое есть вечная Жизнь в Любви и блаженстве.

Отличие от других религий мира

В других религиях нет:

  • реального соединения с Богом;
  • отсутствует такое понимание Бога как Жизнь и Любовь;
  • отсутствует обожение;
  • отсутствуют или вовсе отвергается усыновление и наследование…
  • отсутствует искупление.

Словарь христианских терминов

Спасение – вечная Жизнь в Любви и блаженстве.

Догмат (греч) – 1) мнение, учение, положение, определение; 2) «закон заповедей» (Еф. 2. 15); 3) Соборные «определения» (Деян. 16. 4); 4)Истины христианского Откровения, заключенные в Священном Писании и Священном Предании (богословское определение).

Добродетель – 1) Врожденная у человека нравственная потребность и нравственная сила, полученная от Бога и на Нем покоящаяся, согласная с требованиями Божьего нравственного закона, имеющая своей основой Любовь. Проявляется в человеке в его мыслях, чувствах и поступках, произрастающих из веры: «То вы, прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель…» (2Пет. 1. 5) и соответствующих ей: «Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4. 8). Как и все добрые человеческие качества, добродетель основана не на собственных силах человека, а на полученных от Бога дарованиях: «Способность наша от Бога» (2Кор. 3. 5). Добродетель всегда едина, как едино и неделимо внутреннее настроение человека, но проявляется она многоразлично. Многоразличное проявление единой добродетели иногда называют «различными добродетелями». Эти добродетели характеризуются как плоды Духа, распределяемые Самим Богом: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22, 23). «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 2, 3), «итак облекитесь…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 12-14).

2) Доброе качество или дело.

3) Совершенство.

Вопросы к теме

1. В чем цель жизни христианина?
2. Что есть личное спасение в христианском понимании?
3. Что есть обожение человека?
4. Можно ли спастись и получить обожение без Бога?
5. В чем начало ведения Бога?
6. Чем отличается понимание спасения в христианстве от понимания его 
другими религиями мира?
оглавление

Поделиться: