5. Любовь

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Христианство – это не только религия спасения. Это также и религия любви.

Многие, наверное, задумывались над тем, что такое любовь? Один из ответов – любовь каждый понимает по-своему. К тому же любовь как таковую часто путают с объектом любви, которым может быть как человек, так и кто-либо или что-либо иное. Как же открывается любовь в христианстве?

Понимание любви в христианстве начинается с вопроса не «Что есть любовь?», а с вопроса «Кто есть Любовь?». Ведь вопрос «Что?» применяется к предметам неодушевленным, не живым. А любовь не может быть мертвой. Если она мертва, то это уже не любовь. Поэтому, спрашивая: «Кто есть Любовь?», получаем в Откровении ответ: Сам «Бог есть Любовь» (1Ин. 4. 8).

Не сказано, что Бог имеет любовь в Себе. Но сказано, что «Бог есть Любовь». Любовь – состояние, в котором Он пребывает. Иными словами, Бог есть олицетворение любви. Он всецело состоит из любви, которая является Его сущностью и Существом. Сама Троица едина в Своем Существе именно потому, что Она есть Любовь. Бог есть начало и источник любви.

Это великое Откровение данное Богом о Себе. Такого Откровения о Боге не имеет ни одна религия мира. В язычестве есть боги любви. О богах, имеющих в себе любовь, пишут откровения других исповеданий. Но о том, что Сам Бог есть Любовь…Этого в них нет. Там где любовь, там и мир. Бог христианства – «Бог любви и мира» (2Кор. 13. 11).

Так как Бог есть Любовь, то и единственный всемогущий принцип, действующий во вселенной, есть Любовь. Иначе Бог не был бы Богом. Любовью Бог сотворил мир. По великой Своей Любви сотворил человека, чтобы было с кем разделить радость пребывания в любви. Любовью Его все движется и живет. Вся вселенная управляется законом любви, потому что, «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13. 10).

Любовь является абсолютной ценностью, так как все иные ценности этого мира преходящи. С нашей смертью абсолютно все ценности теряют для нас всякую значимость. Даже такие духовные ценности, как вера и надежда, исчезают после нашей смерти. После смерти «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13. 8).

И только Любовь будет являться самым главным приобретением всей нашей земной жизни, потому что «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13. 8). Никогда! Поэтому и пишет апостол Павел, что «теперь пребывают эти три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13. 13).

Любовь придает и смысл нашей жизни. «Только одна любовь и дает истинный смысл и истинную цену духовным дарованиям и подвигам человеческим <…> Без любви человек – ничто», – писал Архиепископ Аверкий (Таушев). «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13. 1-3). Только любовь осмысливает всю нашу жизнь. Будь то любовь к Богу, будь то любовь к человеку, будь то любовь к Родине…

Свойства любви таковы, что она поистине является исполнением всего закона Божия, придавая смысл и добродетелям, которые из нее проистекают. О них, о добродетелях наполняющих любовь, Святой Апостол Павел писал так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13. 4-7).

Трудно не согласится с Апостолом Павлом. Кто истинно любил или любит, познал это в себе. Отними любовь – и куда денется долготерпение? Зачем терпеть, когда не любишь? Что будет с милосердием? Отними любовь – и останутся зависть, превозношение, гордость…

Любовь придает смысл и вечности. Ведь вечность сама по себе бессмысленна. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1. 9). И только в любви вечность обретает смысл, потому что Бог, Который есть Любовь, имеет всю полноту бытия. И настоящее, непреходящее счастье не бывает без любви. Настоящее счастье – только в любви. В самой любви полнота всего.

«Любовь Христова объемлет нас» (2Кор. 5. 14). Предлагая встречу с Собой, Господь предлагает встречу с Любовью. Предлагая соединение с Собой, Он предлагает соединение с Любовью и в любви. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4. 16). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3. 1).

Да и познать Бога можно только любовью, и никак иначе. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3. 2).

Если любим Бога и соединяемся с Ним, то становимся «соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2. 2, 3).

Если Бог в нас и мы дети Божии, то в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2. 5), и любовь такая, какую явил Христос, живет в нас.

«Бог есть любовь». Это не просто слова. Они раскрывают для нас то, что истинная Любовь всегда живая, потому что Бог есть Жизнь. Любовь – это состояние Бога, и, если Любовь в нас, то она становится не просто чувством, а состоянием. Состоянием нашего сердца, состоянием нашей души, состоянием, в котором пребывают наши мысли и все наше естество. Из состояния произрастают и чувства, но они в этом случае так же стабильны и неизменны, как и само состояние.

Если Бог в нас, то состояние любви, в котором пребываем, являет себя в нашей жизни теми же сторонами, какими любовь явила себя во Христе. Вот некоторые из них.

Жертвенность. Любовь всегда жертвенна. Жертвенность как раз и обнаруживает настоящую любовь. Жертва любви – это победа над самим собой, ради любви, преодоление в самом себе того, что любви противно, того, что место в сердце у любви отнимает: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления <…> лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мф. 15. 19; Мк. 7. 22). Все это деформирует и убивает любовь человеческого сердца. Сердцу с такими пороками никогда и никого невозможно осчастливить.

И воспринять любовь другого, в том числе и Бога, тоже невозможно, если сердце несет в себе то, что чуждо любви. Любовь можно познать только любовью. «Да даст вам Бог верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3. 16-19).

Господь, будучи безгрешным, являет нам такую жертвенность любви: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 5. 2). По закону справедливости, за все надо платить. И за мысли, и за слова, и за дела… Оплата одна – наша душа. Но чтобы не мы душой своей платили, Он заплатил за нас, принеся себя в жертву. Заплатил потому, что любит. Он выкупил нас Своей жертвой у греха и смерти. «Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши» (1Ин. 3. 18). Он выкупил нас… Это называется искуплением.

Неравнодушие. Любовь всегда неравнодушна, а неравнодушие, в свою очередь, тоже обнаруживает любовь истинную.

Равнодушие и любовь несовместимы. И человека, равнодушного к своему спасению, к спасению своих близких, детей, любимых, вряд ли можно назвать любящим.

Любовь не измеряется понятиями: накормить, обуть, одеть, дать образование… Любовь измеряется только самой любовью и вечностью. Если любим истинно, то приложим все усилия, чтобы с любимыми не расставаться никогда, даже после смерти тела. Приложим все усилия, чтобы и себя, и их привести к вечности. В этом и есть основа любви к ближнему своему, явленная Христом: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39). То есть, себе пожелай вечности в любви, и ближнему своему пожелай вечности в любви.

О равнодушном невозможно сказать то, что написано апостолами о Христе: «Господь дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит. 2. 14); «Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши» (1Ин. 3. 1); «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего и воскресшего» (2Кор. 5. 15); «Христос в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5. 6); «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1. 15)…Он явился в мир, учил, пострадал, умер на кресте и воскрес… поскольку, любя нас, был неравнодушен к тому, что мы погибаем по грехам своим.

Прощение. Настоящей любви без прощения не бывает, как не бывает прощения без любви. Прощение тоже обнаруживает настоящую любовь. Причем, такое прощение, когда даже памяти не остается о причиненных обидах. Если говорим, что простили, но имеем память о причиненном нам зле, то это нельзя назвать прощением.

Невозможно представить Бога, Который, после нашего покаяния, будет помнить и напоминать нам о содеянном. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18. 13). Мытарь каялся. А Господь говорит:«Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8. 12). Вот она, любовь Отца, не помнящего греха детей своих…

И снова, во Христе мы имеем всю полноту прощения: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4. 32).

«Он богохульствует, – говорили еврейские мудрецы, услышав, как Христос простил грехи парализованного человека. – Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9. 3-5). Действительно, что сделать легче – простить или исцелить?

Каждый, наверное, знает, как тяжело, порой до невозможности тяжело, дается прощение. Но именно такое прощение, какое благовествовал Христос – это совершенство любви: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 44-48).

Эти слова были бы пустым лозунгом, если бы Христос Сам, Своими страданиями и смертью, не явил Свою совершенную любовь: «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и. Закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него<…> Весь народ стал кричать: смерть Ему!…распни, распни Его!…и продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят…и когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 22. 63-65; 23. 18, 21, 23, 32-34).

Настоящая любовь не причинит боли душевной, потому что «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53. 4, 50)…

В-пятых…В-шестых…Конец бесконечен!

И вся полнота любви во Христе!

Воистину, «дорога цена искупления души» (Пс. 48. 2).

Кстати, только истинный Отец будет неравнодушен к тому, погибают ли Его дети. Только истинный Отец всегда будет готов пожертвовать Собой ради спасения детей. Только истинный Отец бесконечно готов прощать детей своих…и возьмет на Себя все их немощи и болезни.

Явив на Кресте такую жертвенную, всепрощающую любовь ради всех нас, Христос и явил Себя как Отец всех. Отец истинный. Такой Отцовской жертвенности, неравнодушия и прощения, подтверждающих небесное Отцовство, нет ни в одной религии мира! Там есть учителя, учения, философия… но нет Отцовской жертвы любви ради меня, ради нас. Кого же мне после этого почитать Отцом и Богом?!

Словами святителя Иоанна Златоуста, можно сказать, что крайнее безумие не любить Того, Кто столько возлюбил нас. Крайнее безумие более почитать иного (Кришну, Будду, Мухаммада…). Потому, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). «Этот есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5. 20).

Святые о любви

Как, будучи сокрытым, Ты видишь и сохраняешь все? Как, нами невидимый, Ты видишь нас всех? Но познаешь Ты, Боже, мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь любовью только тех, которые Тебя Любят, и исключительно им одним Самого себя являешь <…> Приобщившийся Божественной любви стал богом по благодати.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол<…> не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его. А признак любви – соблюдение заповедей в терпении страданий Христовых даже до смерти <…> Имеющий любовь – имеет в себе Бога.

Святитель Василий Великий

Тебя, Господи, мы ищем в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – Богатство, не изменяющееся от перемены времени.

Преподобный Ефрем Сирин

Любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Любовь к Богу есть то расположение духа, в котором христианин, услаждаясь Богом как высочайшим благом и совершенством, стремится уподобиться Ему через исполнение святой воли Его и достигнуть блаженного соединения с ним.

Святитель Феофан Затворник

Сердце все заросло злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви. Искорените прежде эти злые древа страстей – и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви…Любовь – венец жизни христианской.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое.

Преподобный Макарий Египетский

Не сказал Христос: познай Бога твоего, но «возлюби Его», ибо всякий любящий Бога от всего своего сердца не может не прийти к познанию Сына Его. Самая Божественная любовь, живущая в нем, просвещает его <…> Недостаточно свидетельствовать любовь к Нему только на словах, нужно показать ее и делами, так как и Он Сам явил Свою любовь к нам не только словами, но и делами<…> Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни что-либо другое.

Святитель Иоанн Златоуст

Итак, пусть каждый ищет у Бога, чего хочет; любовь же ищет только Самого Бога, ищет больше всех, хотя бы и вечных, благ и больше всякого создания: «А мне благо приближаться к Богу!

Святитель Дмитрий Ростовский.

Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась.

Преподобный Авва Исаия

Любовь порождается смиренномудрием и благоговением.

Преподобный Нил Синайский

Ум, прилепляющийся к Богу и пребывающий в Нем молитвой и любовью, бывает мудр, благ, силен, человеколюбив, милостив, великодушен, и просто сказать, носит в себе почти все Божественные свойства.

Преподобный Максим Исповедник

Вывод из прочитанного

Христианство – религия любви. Явив на Кресте жертвенную, всепрощающую любовь ради всех нас, Христос явил Себя как истинный Отец всех нас. Такого свидетельства Небесного Отцовства нет ни в одной религии мира! Воистину, Бог есть Любовь.

Отличие от других религий мира

В других религиях:

  • отсутствует Откровение о том, что «Бог есть Любовь»;
  • отсутствует искупление, как свидетельство любви Божией;
  • отсутствует искупительная жертва, как проявление Отцовской Любви;
  • отсутствуют доказательства небесного Отцовства;
  • отсутствует понимание любви не как чувства, а как состояния, как Любви живой.

Словарь христианских терминов

Искупление – основное понятие, выражающее саму сущность христианства, почему оно иногда называется религией искупления. Под ним разумеется все дело Христа, совершенное Им Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением, ради нашего (моего) спасения. Искупление определяется исключительно великой любовью Бога к человеку. Любовь всесовершенная – есть основа искупления. Искупление есть процесс внутреннего освобождения человека жертвенной Любовью Божией от рабства греха и смерти посредством страдания и смерти Иисуса Христа.

Вопросы к теме

1. Что является Существом и сущностью Бога в христианстве?
2. Как можно познавать Бога?
3. Что есть основа добродетелей и нравственности?
4. Чем характеризуется любовь, как состояние души?
5. Как произошло наше искупление?
6. Можно ли иметь истинную любовь, без Того, Кто есть Любовь, не соединившись с Ним?
7. Назовите доказательства Небесного Отцовства Христа?
8. Есть ли примеры жертвенности ради всех в других религиях мира?
9. Чем отличается понимание Любви в христианстве от понимания ее другими религиями мира?
оглавление

Поделиться: