6. Жизнь

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Христианство – не только религия спасения и любви. Христианство – религия Жизни.

Чтобы понять, что такое жизнь, вопрос необходимо поставить правильно. Ведь вопрос «Что?», применяется к предметам неодушевленным, не живым. А Жизнь не может быть не живой. Поэтому, правильным вопросом будет: Кто есть Жизнь? Причем не просто жизнь, но Жизнь Вечная. «Я даю им Жизнь Вечную» (Ин. 10. 28), – говорит Господь о Себе.

Говорит так потому, что Сам есть «начальник Жизни» (Деян. 3. 15). И не просто начальник Жизни, но «Я…Жизнь» (Ин. 14. 6), говорит о Себе Тот, Кто «истинный Бог и Жизнь Вечная» (1Ин. 5. 20). Он не получил жизнь от кого-либо. Бог Сам есть Жизнь, Сам есть Жизнь Вечная.

И цель пришествия в мир Сына Божия, равно как и цель нашего земного пути, состоит в том, чтобы возвратить нам ту вечную жизнь, которую мы потеряли грехопадением наших прародителей.

Благовествование об этой Вечной Жизни или о спасении от вечной погибели и составляет главный предмет и задачу всей апостольской и церковной проповеди.

Эта Вечная Жизнь составляет конечную цель стремлений всякого христианина. Без этой цели наша земная жизнь была бы бесцельной и непонятной.

Чаще всего человек, даже считающий себя христианином, почти не задумывается, в чем содержание и существо вечной жизни, или представляет ее неким продолжением жизни земной, только лишенной неприятностей и болезней.

Себялюбец, эгоист, живущий для себя, свое «я» поставляющий средоточием мира и, с точки зрения этого «я», оценивающий все происходящее и в своей, и в общественной жизни, имеющий целью собственное благополучие, а высшим благом – наслаждение, в виде чувственных удовольствий, скорее всего, вовсе не будет задумываться о вечности.

Этот вопрос его просто будет страшить, потому что со смертью тела, наслаждения и удовольствия чувственные, блага, к которым он стремился, для него перестанут существовать. Либо он попытается найти компромисс с Богом в виде внешнего исполнения Божиих Заповедей в расчете за это получить награду в виде желательного и приятного для себя. Такой, приходя ко Христу, не столько хочет научиться от Него, как ему жить, чтобы жить истинною жизнью, сколько хочет узнать, какую пользу принесет ему следование за Христом.

Характерной чертой себялюбца будет то, что он в рассуждениях о вечности, совсем не будет интересоваться, что такое Жизнь Вечная, предложенная Христом. Но, даже поинтересовавшись, вряд ли поймет, поскольку ценностями своей жизни полагает вовсе не те ценности, которые приводят к вечности.

Познания о вечности христианство черпает из путеводителя к ней, из Слова Жизни, из Библии. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5. 39). Это слова Христа, которыми Он указал, в чем состоит вечная Жизнь. В Том, Кто Сам есть Жизнь. В Нем, во Христе. И является она даром Божиим: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6. 23). «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1Ин. 5. 11). Сам Христос свидетельствует об этом такими словами: «Я даю овцам Моим жизнь вечную, и не погибнут во век» (Ин. 10. 28).

Совершенно неоспоримо, что величайшее благо для христианина составляет пребывание с Тем, Кто Сам вечность, Кто вечность нам предлагает и дает. Однако, чтобы достичь этого блага, пребывания со Христом, необходимо познать Его, потому что невозможно достичь Того, Кого не знаешь. И Христос нас призывает к этому: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17. 3).

С другой стороны, Бог недоступен для всякого ума и познать Его рассудочно никто не может. И существует всего один верный путь познания. Из опыта. Человек тогда действительно, а не призрачно познает Бога, Когда любовью, непосредственно ощутит Его в своем сердце, когда встреча с Богом и соединение с Ним в любви, станут опытным переживанием присутствия в себе Божия. Такое опытное познание реально может быть названо жизнью, поскольку является переживанием ощущения Жизни Божественной в себе самом.

Бог познается и встречается только любовью. Любовь вообще всегда есть истинный и единственный способ Богопознания, как говорит об этом Сам Господь: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь Ему Сам» (Ин. 14. 21).

Любовь не только знает, что есть Бог, но знает и каков Бог: «Как благ Бог… к чистым сердцем» (Пс. 72. 1).

Потому-то рассудок здесь бессилен, и себялюбец не поймет существа вечности, так как ни рассудок, ни личное миропонимание не дадут опытного переживания встречи и Жизни. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин. 3. 3).

Бог есть Жизнь. Но Бог есть и Любовь. В этой связи силлогизм применительно к Богу, может звучать так: Жизнь есть Любовь. Да и в земной жизни, вряд ли кто-то скажет, что жизнь без любви можно назвать настоящей жизнью. Это скорее можно назвать существованием, а не жизнью.

В этом и есть действительный опыт переживания Вечной Жизни в себе, когда сердце познает любовь, где основным объектом любви есть Сам Бог. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем <…> всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин. 4. 16; 1Ин. 4. 7).

Это есть рождение свыше, рождение в вечную жизнь. Опытно познавая Бога, перерождаясь Богом в новое творение, человек научается жить нравственно, добродетельно, свято. Познание Бога обновляет человека внутренне.

Нравственно – добродетельная, святая жизнь становится состоянием его души. Человек начинает совершать нравственные поступки, не потому, что их нужно совершать, не для того, чтобы получить награду за гробом, а потому, что для него это становится естественным и продиктовано живущей в человеке любовью.

И полученная святость будет являться для такого человека наивысшей наградой, ради которой и были предприняты все его духовные труды и подвиги. Такую награду тоже невозможно понять тому, кто живет жизнью рассудочной и себялюбивой.

Начало же вечной жизни через познание Бога, соблюдение заповедей Его. «А я люблю заповеди Твои» (Пс. 118. 127). Эта любовь и является свидетельством того, что «достигло до вас Царство Божие» (Мф. 12. 28). «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божие – внутрь вас» (Лк. 17. 20, 21).

В этом случае, вечная жизнь наступает в человеке не после смерти, но начинается уже здесь на земле, еще при жизни земной. Это то, о чем говорил Христос: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие (Лк. 9. 27), потому что, перешли от смерти в жизнь» (Ин. 5. 24).

«Царство Божие, – говорит святой Апостол Павел, – не пища и питие, а праведность и мир и радость о Духе Святом» (Рим. 14. 4). Блаженство и радость Царствия Божия будут проистекать не из удовлетворенности на земле мыслимых, себялюбивых стремлений и запросов человека. Радость будет о Духе Святом, которая соединится с праведностью и миром.

Если же говорить о существе вечной жизни со стороны душевного состояния человека, живущего ею, то источник присущего ей вечного блаженства будет заключаться в святости и Любви.

Конечно, понятия блаженства (райского блаженства) есть во всех религиях мира. Так, Коран, священная книга мусульман, обещает верным рай и блаженство, прямо отражающий вкусы араба; он имеет вид прекрасного оазиса, где мужчины в шелковых одеждах возлежат на ложах, наслаждаясь вином и фруктами… Греки классической эпохи верили в прекрасный остров, расположенный на краю света, в водах Атлантики. Там нет ни дождя, ни снега, ни сильного ветра, а изобильная земля круглый год рождает медоносные плоды…Мистико-орфики представляют блаженство, как счастливое место отдохновения чистых духов, расположенное под землей… В скандинавской традиции доступ в Валгаллу, месту вечного блаженства, открыт для тех, кто отличался воинской доблестью; там днем воины предаются состязаниям, а ночью обильным пирам… В индуизме заоблачные выси полны красоты и радости и служат местом обитания богов… Эскимосы видят блаженствующих весело играющих с головой моржа там, где сияет северное сияние, …

Некоторые, даже считающие себя христианами, часто называют блаженством то, что не имеет никакой цены: богатство, благополучие, здоровье, блистательную жизнь… Но по своей природе это вовсе не есть добро, потому что обладателей всего этого не могут сделать добрыми, исполнить любовью, дать вечность. А при злоупотреблении этим вообще могут привести ко греху. После же смерти все это теряет свою ценность и значимость окончательно.

Христианство видит и понимает блаженство совсем в другом. Блаженство только в Боге, только в соединении с Ним, потому что «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19. 17).

Христианство утверждает, что настоящее блаженство возможно только в Любви. Бог есть Любовь, и без Любви блаженства нет. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4. 16). Любовь это то, что делает блаженство блаженством. Для христианина блаженство только в Любви, исполненной добродетелями и святостью жизни, и ни в чем более. И это в вечности.

Воспринимая истинное блаженство как святое единение с Богом, как пребывание в Боге, Который есть Любовь, пребывание вечное, христиане предпринимают духовные подвиги и труды, и только то дело считается истинною жертвою, которое совершается из желания быть в этом единении.

Это вовсе не означает, что богатство, благополучие и здоровье должны отвергаться. Напротив, они должны быть средствами достижения главной цели – истинного блага, если, конечно, используются в соответствии с волей Божией.

Новый Завет – это союз Любви между Богом и человеком. В Любви нет принуждения, но есть призыв. Призывом к блаженству, а не принуждением к послушанию, отличаются Заповеди Блаженства, данные Христом, от заповедей Моисеевого закона. И действительно. Нельзя быть нищим духом, кротким, милостивым, чистым сердцем… по приказу. Нельзя по приказу и возлюбить. К этому можно только призвать. И Господь призывает человека свободным выбором Любви, став на путь добродетелей и святости, стяжать блаженство вечной жизни, как высшую награду:

«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5. 2-12).

Истины Заповедей Блаженства, данные Христом в Нагорной Проповеди, святые и прекрасные, возможно ощутить каждому еще при жизни на земле. Вот начало пути к блаженству, указанное Господом: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1. 1). «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11. 28).

Нужно только захотеть и встретить Христа!

Святые о жизни

По нашему учению, конец, для которого все делаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в будущем веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше этого для разумной природы доселе ничего не изобрел еще разум.

Святитель Василий Великий

Блага вечные, как я уверен, верую и говорю, суть Отец, Сын и Дух Святой – Троица Святая. Это источник благ, это Жизнь существующего, это блаженство и упокоение, это одеяние и слава, это радость неизъяснимая и спасение всех, приобщившихся к Его неизреченному осиянию и чувствующих, что имеют общение с Ним.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Желая пребывать во веки, мы должны творить волю Бога, Который вечен.

Священномученик Киприан Карфагенский

Блаженные на небе будут…всегда восхищены любовью. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполняются хвалой, а пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостью и блаженством, и, таким образом, эти различные занятия будут составлять их блаженство во всю Вечность.

Блаженный Августин

Господь ради тебя стал Сам путем жизни для желающих с радостью идти к Отцу Светов.

Преподобный Ефрем Сирин

Жизнь Вечная есть утешение в Боге. Кто обрел утешение в Боге, тот считает излишним утешение мирское.

Преподобный Ефрем Сирин

Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием, а наша направляется к другой жизни, лучшей и не имеющей конца. Вот почему люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных животных, и не только они, но и те, которые ведут жизнь развратную, делаясь змеями, скорпионами и волками по коварству, волами по глупости, псами по бесстыдству <…> Если мы не будем наслаждаться Вечной Жизнью, то и для нас справедливо будет сказать: лучше было бы, если бы мы и не родились. Для чего же мы живем?

Святитель Иоанн Златоуст

Вечную Жизнь и неизреченную радость на Небесах дает благодать Духа, а достоинство принять дар и вкусить благодать получает в человеке любовь по вере и трудам.

Святитель Григорий Нисский

Бог, обещавший тебе вечные блага, и давший в сердце твоем залог Духа, заповедал тебе заботиться о своем житии, чтоб внутренний человек, освободясь от страстей, еще в настоящей жизни начал вкушать те блага.

Преподобный Максим Исповедник

Вечность – неизбежна. Есть и бедственная вечность!…Приобретите же вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Не мучьте себя пытанием, что там и где будем. А когда в уме породятся такие вопросы, говорите себе: «Хорошим там будет хорошо, а худым – худо»…Одно точно определено… что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле.

Святитель Феофан Затворник

Вывод из прочитанного

Вечная жизнь во время нашей земной жизни есть опытное переживание непосредственного присутствия Божия в своем сердце, когда человек искренне и действительно исполняется Любовью к Тому, Кто есть основной объект наших устремлений – к Богу, Который есть Жизнь Вечная, и через познание Бога, человек становится причастником Божества в вечности, в Любви и блаженстве.

Отличие от других религий мира

В других религиях мира

  • нет восприятия вечной жизни, как соединения с Богом;
  • нет восприятия вечной жизни, как состояния души;
  • нет восприятия вечной жизни, уже при жизни земной;
  • нет восприятия вечной жизни, как пребывания в Святости и Любви;
  • нет восприятия вечной жизни, как пребывание в блаженстве, которое есть соединение с Богом;
  • нет рождения свыше, духовного рождения от Бога.

Словарь христианских терминов

Блаженство – состояние души, Любовью соединенной с Богом, исполненной добродетелями и пребывающей в святости и Любви.

Рождение свыше – духовное рождение от Бога, коренная, внутренняя перемена человеческого сознания, а потому и всей человеческой жизни, обусловленное реальным соединением человека с Богом и началом восстановления в человеке образа и подобия Божия.

Вечность – 1) Бесконечно продолжающееся время, бесконечная сумма моментов, из которых слагалось прошедшее, слагается настоящее и будет слагаться будущее.

2) Нечто противоположное времени, не допускающее в себе никаких изменений.

Вопросы к теме

1. Кто есть жизнь вечная?
2. Кто может дать жизнь вечную?
3. Можно ли без познания Бога иметь жизнь вечную?
4. Можно ли без Любви жизнь назвать жизнью?
5. Где начинается Царство Божие?
6. Что является основой вечного блаженства с Богом?
7. В чем различие понимание блаженства в христианстве и других религиях мира?
8. Можно ли, не познав Бога в себе, знать, что такое вечная жизнь?
9. Чем отличается понимание Жизни в христианстве от понимания других религий мира?
оглавление

Поделиться: