7. Святость

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Называя себя христианином, человек часто не задумывается о том, что содержит в себе это наименование. А оно содержит, во-первых, указание на принадлежность. Принадлежность к семье Божией. Принадлежность человека Богу. Как дети, носят фамилии своих родителей, так и христианин этим наименованием удостоверяет, что он чадо Христа.

Во-вторых, в этом наименовании содержится призыв и призвание. Призыв следовать за Тем, Кто есть Отец. Следовать, подражая Ему в словах, делах, мыслях. Подражая в любви и… в святости. В этом и есть основное призвание христианина – быть святым. «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы… ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1. 15, 16).

Собственно, в православной вере все стоит на святости. Библия называется Священным Писанием. Слова «святой, свят, святость, святые, святыня…», а так же родственные им: «священство, освящение, священные…» – в ветхозаветных книгах встречаются 830 раз, а в Новом Завете – 257 раз.

Читая Священное Писание, можно заметить, что эти слова, независимо от того, касаются ли они людей, предметов или Божиих указаний и заповедей, употребляются всегда вместе с указанием на Того, Кто Сам есть Святость, и Кто Сам является источником святости. Они всегда указывают на Бога.

И когда речь идет о Самом Боге, то обозначение Его Святости, является непременным при упоминании о Нем: «Свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19. 2); «Но Ты, святой» (Пс. 21. 4); «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6. 3); «Святой Израилев, Спаситель твой» (Ис. 43. 3)… «Отче святой <…> Святой Божий <…> Святой Дух»…

Более того, слово «святой» является одним из имен Бога: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святой имя Его» (Ис. 57. 15). Святость есть отличительная черта Бога, уже самое имя Божие свято: «Свято имя Его» (Лк. 1. 49). Оно, как и остальные имена, раскрывает перед нами сущность Его. Он Свят!

Это имя Бога является указанием на то, что Бог свят в наивысшем смысле этого слова. Святость относится исключительно Богу и в своей сущности определяется Им. В наивысшем, абсолютном, смысле только Бог Святой: «Нет столь святого, как Господь Бог» (1Цар. 2. 2).

У Бога свято все. Святы Его слова. И Писание стоит почитать «ради Господа и ради святых слов Его» (Иер. 23. 9).

Свят Его закон и святы Его заповеди: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7. 12).

Свято Его царствование: «Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс. 46. 9).

В этих словах заключается и признание того, что Он превыше всего конечного и преходящего как вечный Царь мироздания: «Господь во святом храме Своем, Господь – престол Его на небесах» (Пс. 10. 4).

Святость есть неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного: «Кто, как Ты, величественен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес» (Исх. 15. 11).

Бог Святой, и в силу Своей всесовершенной чистоты и благости, Он не может иметь ничего общего с нечистотою и злом. Он есть вечный Свет, из Которого исключено все темное: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1. 5). И как Святой, Он враг всего злого и побеждает зло Своей святостью: «А Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде» (Ис. 5. 16).

В библейском понятии «святость», определяется через семитское слово «кодеш» – «выделить», «отделить», «очистить», «объявить что-то неприкосновенным». Таким образом, Его святость, отделенность, показывает и Его исключительность, чтобы люди признали Его единым истинным Богом.

И поскольку святость Божия побеждает всякую нечистоту и зло, то для людей порукой спасения и есть святость Самого Бога. Святость, которой Он отделит и очистит человека от всякого зла: «Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» (Ис. 43. 3; 62. 12), «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис. 47. 4).

Из святости Божией вытекает, что все, посвященное Ему, становится святым и освященным. Что-либо нечистое просто не может принадлежать Ему. Но и все, посвященное Ему освящается Его святостью. Вот примеры: «Земля святая» (Исх3. 5); «Место, на котором ты стоишь, свято» (Нав. 5. 15); «День этот свят Господу» (Неем. 8. 9); «Боже! Свят путь Твой» (Пс. 76. 14); «Свято имя Его» (Лк. 1. 49); «Посему закон свят и заповедь свята» (Рим. 7. 12); «Храм Божий свят» (1Кор. 3. 17)… Можно продолжать и дальше.

Однако святость перечисленного совсем не той природы, как святость Бога, ибо бесчисленное расстояние отделяет святость чего-либо от святости Божией. Они лишь отделены Богом для Себя и освящены, очищены по произволению Божию.

Такое понимание святости, как отделенности от чего-либо или кого-либо, есть практически у всех народов. Для служения своим богам, языческие народы отделяли себе шаманов, жрецов…Отделяли предметы культа. Устанавливали жертвоприношения, призванные очистить человека. Совершали ритуалы, внешние предписания и обряды, которые, как отделенные для богов, тоже считались освященными.

Понимание святости, как отделенности, присутствует и у еврейского народа. Ветхий Завет повествует как целый народ, народ Израиля, был отделен Богом от народов языческих. Отделен, как знающий истинного Единого Бога, чтобы это знание донести для всех народов земли. Закон, обряды и богослужения, которые получил этот народ, тоже считались святыми, как полученные от Святого Бога. А те, кто должен был их совершать, целая семья, потомки священника Аарона, отделена была на служение Богу. Мужчины этой семьи, назначенные к постоянному служению, стали называться священниками.

Освящение производилось через исполнение определенного ритуала, включающего в себя омовение водою, облачение святыми одеждами, помазание маслом, принесение жертв, очищение кровью овна, возношение руками жертвы и другими. А понимание святости сводилось к святости ритуала и внешнему исполнению предписаний.

Однако исполнение ритуала и внешнее исполнение предписаний, если и отделяли кого-то или что-то для Бога, но все же не могли освятить истинной святостью. И, действительно, как можно принесением жертв и окроплением кровью овна очистить от греха и освятить, например, душу человека? Никак.

Понимание святости в христианстве абсолютно иной природы, чем понимание святости в других религиях. В христианстве святость – не просто понятие или отделение от чего-то. В христианстве святость живая, потому что Бог есть Жизнь. В христианстве святость исполнена любовью, потому что Бог есть Любовь. Бог есть истинная святость, потому что Он есть Истина. В христианстве человек освящается Святостью Божией.

Истинная полнота святости открылась с пришествием на землю Сына Божия Иисуса Христа, святость Которого тесно связана с Его Богосыновством. Само слово «святой», употребляемое Священным Писанием в отношении Иисуса Христа, свидетельствует о Его Божественном происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Пречистую Деву Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божиим (Мф. 1. 18; Лк. 1. 35). Эта святость Иисуса Христа проявляется, когда даже бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (Мк. 1. 24).

И святость, которую предложил Христос Своим Воплощением, уже не связанна с отделением человека или целого народа, но, напротив, связана с соединением. Соединением Бога и человека. Будучи Сам Святым, Господь не отделяет Себя от человека, не отделяет человека для Себя, но предлагает Себя для освящения человека. Предлагает человеку Свою Святость. Святость человека после пришествия Христа связана с принятием в сердце Самого Святого Бога.

Человек, встретивший сердечно Христа, получивший дар благодати крещения и давший при этом «обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3. 21), освящается тем, что соединяясь с Ним, со Христом, воспринимает Святость Самого Бога. Такого понимания святости нет ни в одной религии мира. «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8. 10). Это с одной стороны

С другой стороны, святость связана и с отделением. Но уже не человека от человека, не народа от народа, но с очищением и отделением благодатью Божией человека от греха и смерти, «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5. 21).

Очищение и отделение Святостью Божией от всякого греха и беззакония и есть, собственно, истинное освящение как человека, так и целых народов, верующих во Христа, «Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2. 14).

Поэтому и называет Апостол Петр всех, верующих и следующих за Христом, очищенных и отделенных от греха – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел…» (1Пет. 2. 9).

В этом принципиальное отличие святости и ее понимание в христианстве от всех религий мира.

В святости Христа – источник и святости Церкви: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11. 16). Церковь – это живые камни. И эти живые камни в отличие от жертвы и культа Ветхого Завета, очищающих внешне, освящаются жертвой Христовой, «освящены были Истиною» (Ин. 17. 19), которая есть Сам Христос, имея «помазание от Святого» (1Ин. 2. 20). Церковь, Святая святостью Божией, получившая освящение Святым Духом Божиим, делает и человека, исполненного тем же Духом, храмом Божиим. «Храм Божий свят, а этот храм – вы» (1Кор. 3. 17).

Однако святость не дается крещением или каким-либо другим Таинством механически. Освящение во Христе происходит через восприятие. Восприятие человеком в Церкви Жертвы Христовой и усвоение свойств Нового Человека через следование Христовым крестным путем – путем любви и смирения. «Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2. 21).

Но невозможно следовать за Христом, не соединившись с Ним в Духе Святом и не подчинив свою волю Его Святой воле. Только в этом случае результатом соединения будет святость. Святость Христа, становится святостью самого человека: «Ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6. 22).

Однако не все крещенные спасаются, но только те, которые стяжали дары Святого Духа, плоды Которого – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22).

Как Бог освящает верующего? Во-первых, посредством Слова Божия. «Отче! Которых Ты дал Мне, освяти истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17. 17).

Во – вторых, Святыми Таинствами. В Таинстве Крещения: «Такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6. 11). В Таинстве Покаяния: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2. 38). В Таинстве Миропомазания: «Вы имеете помазание от Святого» (1Ин. 2. 20). И, в особенности, в Таинстве Евхаристии, в Святом Причастии, принятием в себя Святых Тела и Крови Иисуса Христа: «Сколь тягчайшему…наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10. 29).

В-третьих, отеческими наказаниями от Бога: «Плотские родители наказывали вас для немногих дней, а Бог для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12. 16).

В-четвертых, по нашим молитвам: «Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11. 13).

В-пятых, по вере самого человека: «Верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26. 18).

Освящение получает не только человек, но и все, что его окружает. Однако это освящение тоже отличается от того понимания, которое вкладывали в это слово нехристианские народы. Вне христианства освященность усваивалась тем предметам и вещам, которые отделены были для Бога. В христианстве освящение призвано способствовать не отделению, а спасению человека. Благодатью Святого Духа очищенный и освященный предмет становится средством к достижению благодати Божией и единению с Ним в Любви. «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, … потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4. 4, 5).

Бог есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14. 6). «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8_). Но Бог есть и святость. Святость абсолютная. Призывая к Себе, Бог предлагает Путь Святости, познание Святой Истины, Жизнь Святую в Любви, Святой и непорочной. И все это в вечности, потому что вечен Сам Бог.

И здесь нет ничего недостижимого. Свидетельством тому святые Православной Церкви. Святыми не рождаются. Ими становятся.

Святые – это такие же люди, как и мы с вами. Но в отличие от нас они, встретив Христа, как некогда Апостол Павел, могли с апостолом сказать: «Да и все (!-авт. ) почитал тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего казался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил. 3. 8).

Святые – это те, кто в отличие от нас мог сказать с Апостолом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2. 20). В святых Духом Святым живет Христос, освящая их Своей Святостью. Святые – это праведники, угодники Божии, которым уготовано вечное блаженство.

Разными путями люди угождают Богу. Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою.

Избранники Божии, чтобы достигнуть святости, сподобиться благодати Святого Духа ради небесного, сердцем отвергались всего мирского и, взяв крест свой, следовали за Христом. Многие из них так возлюбили Господа, что шли ради веры христианской на мучения. Желая очистить сердце для Христа, многие из них пребывали в покаянии, в подвигах поста, бдений и непрестанной молитвы.

И тогда происходило очищение внутреннего человека от страстей, и благодать Божия освящала человека. Но, прежде чем сподобиться благодати Божией, подвижники претерпевали множество искушений, как золото испытывались огнем. Как писал преподобный Макарий Египетский: «Благодать дается верному только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после испытаний и искушений, когда свободное произволение будет испытано скорбями».

И становились святые богодухновенными сосудами благодати, храмами Божиими и силой Божией. Во славу Божию могли совершать великие чудеса и знамения: воскрешать мертвецов, исцелять больных, изгонять духов нечистых, знать тайны будущего. И, подобно звездам небесным, великое множество их просияло в Церкви Христовой: это – святые мученики, и преподобные, и святители, и праведники…

Святость Божия очищает не только душу человека. Но, усвоенная человеком, освящает все его естество: «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5. 23).

Фактически, освященные во всей полноте дух, душа и тело человека являют то, что в Православии именуется обожением! В этом также принципиальное отличие понимания святости в христианстве от других религий мира, в которых нет нетленных святых мощей как свидетельства этого освящения: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15. 10).

Вследствие этого в Церкви издревле наблюдается почитание останков святых как тел, причастных благодатному действию Духа Божия через облагодатствованные души этих тел.

Уже в Ветхом Завете от останков святых и пророков исходили чудотворения и помощь. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13. 20, 21).

С первых веков христианства полностью сохранившиеся тела усопших святых стали именоваться мощами. А отдельные их частицы, стали именоваться останки. И святые мощи, и останки святых всегда благочестно почитались Церковью.

Особенно увеличилось почитание останков святых в эпоху гонений, в первые века христианства. Так, мощи святого Игнатия Богоносца, пострадавшего при римском императоре Траяне в начале второго века, были «неоценимым сокровищем» для христиан ради «благодати, обитавшей в мученике».

Церковью с благоговением собирались останки тел святых как храмов Духа Святого. Когда тело святого Поликарпа Смирнского, ученика Апостола Иоанна Богослова, жившего в конце первого, начале второго века, было сожжено, христиане, подвергаясь опасности, собрали его кости как «сокровище более ценное, чем все драгоценные камни и золото».

Практика почитания святых мощей вызвала у верующих стремление иметь в своих храмах тела святых или частицы их мощей. Что и делалось христианами первых веков, несмотря на преследования, которым они подвергались. Это делалось также, чтобы зримо явить единство Церкви Небесной, которой сподобились святые мученики, и Церкви земной, в которой верующие «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2. 19).

Святые мощи, как храмы Духа Божия, предназначенные к участию вместе с душами к бессмертию, стали в Православной Церкви непременной составляющей самого великого Таинства Церкви – Божественной Литургии. Первые христиане вшивали их в прямоугольный плат, антиминс, и совершали на нем освящение Святых Даров. В случае нападения преследователей этот плат можно было легко спрятать под одеждой на груди, унести и при необходимости совершать Таинство в любом месте.

После того, как прекратились гонения на Церковь, эта практика стала не только повсеместной, но и открытой. Так, святитель Григорий Нисский, живший в первой половине третьего века, одним из первых стал размещать мощи мучеников по разным храмам своей епархии, установив в каждом из них день празднования памяти находившегося там святого мученика.

Нередко и сами храмы строились на месте погребения или страдания мучеников.

И доныне Святая Церковь, являя неразрывное единство Церкви Небесной, торжествующей, в которой прославляют Творца Его святые, и Церкви земной, воинствующей, которую составляют живые камни, все право верующие, совершает Божественную Литургию на мощах святых. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства» (Евр. 2. 23).

Святые о святости

Человек делается сыном Божиим только, когда становится святым.

Святитель Григорий Нисский

Святой есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека.

Преподобный Макарий Египетский

Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос Бог наш, обитающий в них теперь сокровенно; и святые сделаются подобными Ему, Богу Вышнему.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Святые…как граждане небесные служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них.

Преподобный Ефрем Сирин

Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого…потому что во святых почивает Бог как Святой. Потому-то Он ставит их не перед лицом Своим, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы Царства.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Кто, откровенной душой взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми.

Преподобный Исидор Пелусиот

Бог есть СвятостьХристос Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут.

Святитель Тихон Задонский

Святая Церковь каждый день творит память святых. Но так как были угодники Божии, подвизавшиеся безвестно, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, святая Церковь установила день, в который прославляет всех, от века угодивших Богу, чтобы не оставалось никого, не прославленного ею.

Святитель Феофан Затворник

Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Бог свят в наивысшем смысле этого слова. Святость относится исключительно Богу и в своей сущности определяется Им. В наивысшем смысле слова только Бог Святой. В христианстве человек освящается святостью Божией. Святость Божия, усвоенная человеком, освящает все его естество. Благодатью Святого Духа очищенный и освященный предмет становится средством к достижению Бога и соединения с Ним в Любви.

Отличие от других религий мира

Святость в христианстве абсолютно другой природы, чем в других религиях мира. Поскольку в других религиях нет встречи и соединения с Богом, то в них есть святость, как понятие, но

  • нет восприятия человеком Святости Бога и освящения человека, Святостью Божией;
  • нет очищения и отделения человека благодатью Божией от греха и смерти;
  • нет освящения благодатью Божией всего естества человека;
  • нет очищения и освящения предмета, делающего его средством к достижению благодати Божией и единения с Ним в Любви.

Словарь христианских терминов

Антиминс (греч. – вместопрестолие) – четырехугольный из льняной или шелковой материи плат, на котором, в настоящее время, изображается положение Христа во гроб; по углам помещаются изображения четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Антиминс освящается архиереем. Он кладется на престол под Евангелие, завернутый в особую пелену, называемую «илитоном». На нем совершается освящение Святых Даров.

Илитон (греч. – обвертка) – четырехугольный плат из шелковой или льняной ткани, в которую заворачивают антиминс. Он изображает собой пелены, которыми обвернут был Иисус Христос по рождении, а также плащаницу, которою обвито было тело Его во гробе.

Вопросы к теме

1. Что содержит в себе название «христианин»?
2. Что отличает Бога от Его созданий и всего творения?
3. Как понимают святость народы мира?
4. Чем отличается понимание святости в христианстве?
5. Что есть для человека истинное освящение?
6. Что должно быть свято в человеке?
7. Чему служат освященные вещи и предметы?
8. Почему в Православии почитаются святые мощи и останки?
9. Чем отличается понимание святости в христианстве от понимания святости в 
других религиях мира?
оглавление

Поделиться: