8. Истина

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Мы часто употребляем слова, которые в обыденной жизни имеют совсем не то значение и содержание, которое придает им Слово Божие. Как следствие, возникает непонимание между теми, кто употребляет эти слова в разных смыслах и значениях.

Например, философы, пытаясь постигнуть суть всего сотворенного, фактически, занимаются поиском того, что названо словом истина. Да и любой человек, задумываясь о мироздании, тоже подсознательно занимается тем, что можно назвать поиском истины, пытается ответить на вопрос, что есть истина?

Многие люди считают, что истина относительна. Другими словами то, что является истиной для одного человека, вовсе не является истиной для другого, но оба они при этом будут считать себя «правыми». Это убеждение распространено настолько широко, что для него даже есть отдельное название – «релятивизм». При таком понимании истины утверждать, что существует истина единая и вечная, истина абсолютная, не приходится. Или, по крайней мере, существование абсолютной истины будет подвергаться сомнению.

Уже древнегреческие философы посвящали свою жизнь преподаванию практики сомнения во всем, тем более в том, что касается абсолютной истины.

Так, еще за пять веков до пришествия Христа, философ Парменид, который считается родоначальником европейской метафизики, заявлял, что настоящее знание непостижимо. Истина непостижима.

Философ Демокрит, провозглашенный «величайшим из древних философов», утверждал: «Истина спрятана глубоко <…> Мы ничего не знаем точно».

А Сократ, который был самым почитаемым из всех философов древности, говорил, что он знал только то, что ничего не знал.

Позже некоторые философы стали утверждать, что, если мы приобретаем знания через органы чувств, которые можно обмануть, то нет знаний, истинность которых можно было бы неоспоримо доказать. Французский философ и математик Рене Декарт решил проверить все, что, как ему казалось, он знал наверняка. Декарт отверг все, кроме одной истины, которую считал неоспоримой: «Я мыслю, следовательно существую». Но его смерть опровергла эту истину, поскольку, когда он умер, он перестал не только мыслить, но и существовать.

Религиозные подходы к решению этого вопроса принципиально отличается от подходов философских и тех мировоззрений, в которых высший идеал реально не существует, а является продуктом разума, его надежд и мечтаний, и даже достигнутый оказывается временным и преходящим.

Существуют общеобязательные истины религии. В ряду основных религиозных истин первое место принадлежит истине бытия Божия. Есть Бог!

Да, есть Бог. И эта истина несомненна настолько, что, по словам пророка Давида, лишь безумный, то есть нравственно извращенный человек, может отвергать ее. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13. 1).

Но если все религии согласны в том, что Бог есть, то это еще не означает, что они дают ответ на вопрос о том, что же такое истина? «Ибо Истина одна, – писал выдающийся русский православный философ Иван Киреевский, – и стремление к сознанию этого единства есть постоянный закон и основное побуждение разумной деятельности.

Чем свободнее, чем искреннее верующий разум в своих естественных движениях, тем полнее и правильнее стремится он к Божественной истине. Для православно мыслящего учение Церкви не пустое зеркало, которое каждой личности отражает ее очертание, не прокрустова постель, которая уродует живые личности по одной условной мерке, но высший идеал, к которому только может стремиться верующий разум, конечный край высшей мысли, руководительная звезда, которая горит на высоте неба и, отражаясь в сердце, освещает разуму его путь к истине».

И все же, что же такое истина? Без Христа на этот вопрос вообще ответить практически невозможно, потому что, спрашивая себя или другого: «Что есть истина?», мы даже не знаем, что искать. Не знаем, где искать. Не знаем, какая вообще она. Не знаем, что это такое. Поэтому и спрашиваем: «Что…?»

«Что есть истина?» Так философски прозвучал и вопрос римского прокуратора Понтия Пилата, управлявшего Палестиной как частью римской провинции Сирии, когда перед ним стоял Христос. Перед Пилатом была Истина в образе Иисуса Христа, но он ее не увидел. Он ее не понимал.

Поэтому и вопрос, который он, Пилат, задал больше самому себе, чем Христу, так и остался безответен. Даже если бы Господь и сказал ему, Пилат все равно ничего бы не понял. Ведь в самом заданном вопросе находится ошибка. А правильный ответ можно получить только на правильно поставленный вопрос.

Истину невозможно найти и познать, спрашивая, что есть истина? Но мы непременно встретим и познаем Истину, если спросим не что есть истина, а Кто есть истина?

Поиск ответа на этот вопрос: «Кто?…» непременно приведет к Тому, Кто сказал о Себе апостолу Фоме: «Я…истина» (Ин. 14. 6). Поиск привел бы ко Христу. Поиск обязательно привел бы к реальной личной встрече со Христом.

Без этой встречи абсолютно невозможно понять, что истина – это не нечто неодушевленное, не нечто неопределенное, не нечто, начинающееся с вопроса: Что? … и что истина, это не только факт Божьего бытия.

Во-первых, Истина – это прежде всего Сам реальный Бог. «А Господь Бог есть истина» (Иер. 10. 10). Не просто существование Бога, но Сам Бог есть Истина. И, строго говоря, только Бог и может быть Истиной, к тому же Истиной абсолютной и объективной. Кроме Бога никто и ничто истиной быть не может, потому что реально и истинно только то, что вечно и имеет полноту бытия. Можно говорить об истинном существовании чего-то в пределах какого-то времени. Об истинном существовании, но не об истине. Да и это что-то в отличие от Бога не будет обладать всей полнотой бытия.

Истина одна и вечна, и ничто временное истиной быть не может, тем более абсолютной. Можно сказать и так: все, что не Бог, не есть истина.

Истина – не просто реальность, но реальность Бога Живого. Реальность, которая познается только личной встречей с Ним. Познание Истины – это реальность личного, внутреннего духовного опыта встречи. И никак иначе. Реальность, которая не поддается разуму, но познается сердцем. Разум только осмысливает встречу. Осмысливает встречу, а не самого Бога, Которого просто невозможно осмыслить.

Личная встреча со Христом для нас самих подтверждает эту реальность, где истина открывается как Истина живая и воплощенная, потому что Сама есть Жизнь, воплотившаяся во Христе, так как Бог «есть…Жизнь вечная» (1Ин. 5. 20). Истина только в Боге: она Его сущность!

Именно тем, что Истина есть Жизнь, воплощенная во Христе, она отличается от правды, от справедливости и т. д. , которые есть совершенства Божии, совокупность добродетелей и орудия Суда Божия. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32. 4). Истина есть Жизнь, она исполнена правды и справедливости.

Жизнью и Воплощением Истина отличается и от философских определений истины. Этим она отличается от понимания истины другими религиями мира.

Истина всегда святая и праведная. «Вы слышали о Христе, и в Нем научились облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» (Еф. 4. 21, 24).

Истина всегда живая и всеобъемлющая. «До облаков истина Твоя» (Пс. 50. 10).

Истина не только живая, но и вечная. «Истина Господня пребывает во век» (Пс. 116. 2).

Истина Господня не только вечна, но и неизмерима. «До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя» (Пс. 50. 10).

Истина не только неизмерима, но и неизменяема, как неизменяем и Сам Бог и у «Которого нет изменения и тени перемены» (Иак. 1. 17).

Истина не только неизменяемая, но и дана для всех живущих на земле во все века. «Истина Твоя в род и род» (Пс. 99. 5).

Конец бесконечен…

И всем этим она тоже отличается от понятий и определений, в том числе от определения истины другими религиями мира.

Для человека, встретившего Бога, реальность Бога уже не требует для себя каких-либо доказательств. Все доказательства мы носим в себе, в своем сердце. «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1Ин. 5. 10). Как и любовь. Когда она в сердце, доказательства не нужны, они в нас самих. И эти свидетельства нашего сердца для нас истинны.

Свою реальность являет Бог в жизни каждого человека и в жизни всех людей. Бог в Своем Слове, в Своих деяниях и в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью и Божьим словом и делом всегда существует совершенное согласие, «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор. 1. 20), поэтому и слова Божии истинны, и истинны дела Его.

Во-вторых, Истина как реальность Бога является в Иисусе Христе. «Я…истина» (Ин. 14. 6), – сказал о Себе Сам Христос. А Апостол Павел утверждал, что «Истина во Иисусе» (Еф. 4. 21).

Понимания такой воплощенной Истины тоже нет ни в одной религии мира! Ни один из основоположников мировых религий, ни Будда, ни Кришна, ни Магомет, ни кто-либо другой, не сказали о себе, что кто-либо из них истина. И о них никто не сказал, что кто-то из них истина. Истина только во Христе.

«Бог есть Истина» (Иер. 10. 10), и говоря о Себе: «Я…истина» (Ин. 14. 6), Христос тем самым утверждает Свое воплотившееся Божество. «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8. 46), – вопрошает Христос. Никто не дерзнет утверждать обратное, то есть сделать Христа неправым и лживым. Своими словами: «Я…истина», Христос являет и то, что ни в одной религии мира нет воплотившегося Бога, нет воплощенной истины. Он утверждает, что тот, кто не знает Его, Христа, не знает и Бога истинного. «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8. 19).

Отсюда понятно непонимание Пилата, услышавшего из уст Христа: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18. 37). Как Пилат, не знающий Бога, мог вместить или понять разумом, что перед ним воплощенный Бог? Да, и как можно представить себе, что Истина может быть живой, воплощенной и может свидетельствовать Своим Воплощением о Себе? Никак.

Если Христос Истина, то и вера во Христа есть вера истинная. И учение Христово есть учение истинное, в отличие от других религий мира, где нет Истины воплощенной.

Христос есть Истина, потому что Он как истинный Бог и истинный человек всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления, засвидетельствовал совершенную Истину: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18. 37).

И Он не только засвидетельствовал Истину, но и осуществил ее. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1. 14, 17).

Истина, явленная во Христе, познается только личной встречей, познается верою и познается только сердцем. И никак иначе!

Во Христе Истина является как истина «действующая любовью» (Гал. 5. 6), потому что «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8). И если Христос есть Истина, то истинная Любовь есть только во Христе. Христос и есть истинная Любовь, и наша истинная любовь может быть только во Христе.

Во Христе истина является как Жизнь, потому что Христос есть «истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5. 20). И если Христос есть Истина, то истинная Жизнь есть только во Христе, и наша истинная жизнь есть пребывание во Христе.

Истина является как святость, потому что Господь есть «Святый, Истинный…» (Откр3. 7). И если Христос Свят, то истинная святость есть только во Христе, и наша истинная святость может быть лишь в Нем.

В Нем, во Христе, исполнена и подтверждена Божественная Истина всех Божиих обетований спасения: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!<…> И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24. 25, 27).

В Нем Истина открывается как светлая, возвышающая, небесная, Божественная реальность. Это реальность живого Бога, открывающаяся в человеке, который лично встретил Христа…

Фактически, любой поиск истины вне Христа уподобляет ищущего Пилату, безответно вопрошающему у Истины: «Что есть истина?».

В-третьих, Истина как реальность Бога открывается в Святом Духе, как Духе Истины. Воскресший и вознесшийся на небо Господь продолжает Свое дело спасения на земле, как и обещал: «…не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14. 18).

Продолжает дело спасения, дав нам «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14. 17). «Бог есть Истина» (Иер. 10. 10), и, говоря «Дух есть Истина» (1Ин. 5. 6), Слово Божие утверждает, что Дух Святой есть Бог.

Мир не знает и не принимает Духа истины потому, что будучи плотским, не может воспринять и увидеть духовное. Христос сказал о таких: «Вы судите по плоти» (Ин. 8. 15).

Плотской может судить только о плотском. Без личной встречи с Богом познать и понять Духа Истины невозможно. Но тому, кто сердечно ищет встречи со Христом, Христос открывается Духом. «Бог… запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1. 22).

Христос открывается в человеке тогда, когда Дух Истины пребывает в человеке: «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14. 17). Дух Божий «свидетельствует о Нем (о Христе), потому что Дух есть Истина» (1Ин. 5. 6).

Дух не только Сам есть истина, но и верующих наставляет в истине: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16. 13). Этого тоже нет ни в одной религии мира, где знание о Боге не есть знание Самого Бога, не есть откровение Духа, но знание разума.

В-четвертых, Истина как реальность Бога открывается в Святом Евангелии об Иисусе Христе – в Слове Истины. Святые Апостолы Павел и Иоанн часто называли и характеризовали Святое Евангелие «истиной» (Рим. 1. 8), «истиной Христовой» (2Кор. 11. 10), «словом истины» (Еф. 1. 13), «истиной Евангельской» (Гал. 2. 14), «всякой истиной» (Ин. 16. 13).

Святое Евангелие названо «словом истины» потому, что оторвать написанное в этом слове от Того, Кто даровал его нам, практически невозможно.

Ведь Бог, который и есть Истина, составляет единое целое со Своим Словом. Как Бог есть Любовь, как Бог есть Жизнь, как Бог есть Истина, так Бог есть и Слово: «Слово было Бог… в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1. 1, 4). Во Христе «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1. 14). Это Слово дано и нам. И называется Оно – Благая Весть, Евангелие.

И каждый, кто принимает Слово, лично встречается с Богом. И тем, «которые приняли Его, верующим во имя Его, дал (Бог) власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1. 13).

Принятое сердцем Слово свидетельствует о Истине, свидетельствует о реальности Бога, свидетельствует о Иисусе Христе, свидетельствует о Святом Духе и тем свидетельствует о себе, что оно истинно. «Слово Твое есть истина» (Ин. 17. 17). Слова истины нет ни в одной религии мира, поскольку слово истины может изойти только от Бога, который Сам и есть Истина.

В – пятых, Истина как реальность Бога открывается в Законе Божием, первым исполнителем которого есть Сам Бог. «Закон Твой – истина» (Пс. 118. 142).

Высший духовный Закон, проистекающий от существа Божия и все соединяющий, есть заповеданная Богом любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего своего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 39. 40).

Этот Закон любви проистекает из существа Божия потому, что «Бог есть Любовь» (1Ин. 4. 8), поэтому все, что проистекает из существа Божия, есть любовь и исполнено любовью. И так как Истина есть сущность Бога, так как Сам «Бог есть Истина» (Иер. 10. 10), то и Любовь есть Истина, и Закон Божий, Закон любви, тоже истинен.

Проистекающая из существа Божия любовь – основа духа Христова, исток Его благовестия. Ею Бог велел человеку напитать сердце. Ею движется духовная жизнь. Любовь – главный Закон Евангелия. Десять заповедей Закона Божия, освященные евангельским духом любви, предстают как свидетельства истины и любви Божией. «Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте» (Пс. 110. 7, 8).

Тот, кто любит, кто носит Любовь в своем сердце, нисколько не усомнится в истинности любви, которая будет проявляться в исполнении Закона.

В – шестых, Истина как реальность Бога открывается в Церкви Христовой. Спаситель в Своем спасительном подвиге на земле не остановился на том, что сообщил спасительные истины Своего учения. Господь оставил нам живой духовно-общественный организм.

Это то, что просил Иисус Христос в Своей прощальной молитве: «Отче святый!…освяти их истиною Твоею» (Ин. 17. 11-17). Господь создал Церковь Свою, сделав ее орудием нашего освящения.

Строй Церкви заложен ее Божественным Основателем – Христом. В ней происходит освящение человека, которое есть начало присущего Царству Божию блаженства.

Источником освящения в ней является Сын Божий Иисус Христос. А освящение в нас совершается Духом Святым. Это и выражено святым Апостолом Петром: «…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет. 1. 2).

Господь облек Церковь «силою свыше», вручив ее судьбу Божию Промышлению чрез действие Святого Духа. И человек получает освящение непосредственным воздействием на него Существа Божия, освящается в Церкви потому, что он член Церкви, ее живая частица и в ее лоне «получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4. 16). Получает Самого Бога, который обитает в Церкви. Потому и стоит Церковь в веках. И «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), потому что в ней обитает Сам Бог, Который есть Истина!

Своим существованием и присутствием на земле Церковь утверждает реальность Бога, утверждает торжество Истины: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3. 15).

Конец бесконечен…

Истина имеет еще одно свойство. Человек, познавший Бога, познавший Истину, познал и Жизнь, и Любовь, и Святость. Познав Жизнь, человек перестает быть рабом смерти. Познавший Любовь перестает быть рабом страстей. Познавший Святость перестает быть рабом греха… Так Истина делает человека свободным от рабства греху, страстям, смерти…: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8. 31, 32).

Истина не только делает человека свободным. Истина является и критерием всего в нашей жизни и в нашем мире. Причем, критерием абсолютным. Бог сотворил все, и кто, как не Он, может являться критерием всего, что Он сотворил? Никто, кроме Творца. Разве глиняный горшок может быть судией и критерием горшечника, который его вылепил?

Бог есть Любовь, и кто, как не Он, может являться критерием того, что не является любовью и что противно любви? Кто, как не Он, Который есть любовь, может являться критерием нравственности, судией наших мыслей, слов и поступков? Только Он. «Суды Господни истина, все праведны» (Пс. 18. 10).

Будучи Творцом всего, Господь судит обо всем. И суд его истинен. Об этом Христос говорит так: «А если и сужу Я, то суд Мой истинен» (Ин. 8. 26).

Суды Господни истинны потому, что Сам Он есть Истина. Но Он есть и Любовь. А Любовь всегда милостива. Поэтому Истина всегда соединена с Его милосердием в искуплении: «Все пути Господни – милость и истина» (Пс. 39. 12).

И все, что ни делает Господь, делает по истине Своей. «Праведны и истинны пути Твои» (Откр. 15. 3).

Человек, лично встретивший и познавший Бога, сотворивший Богу обитель в сердце своем, начинает жить и поступать по истине. Сам Бог, Который есть Истина, ведет его по жизни любовью и истиной.

«Пошли, Боже, свет Твой и истину Твою, да ведут они меня, и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42. 3).

Конец бесконечен…

Святые об Истине

Истина есть несомненное понятие о Сущем. Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от Истины.

Преподобный Ефрем Сирин

Отец Истины не сотворил Истины, не существовавшей прежде, но, будучи Источником Света и всего благого, воссиял из Себя Единородный Свет Истины, через который всегда отображается слава Его Ипостаси.

Святитель Григорий Нисский

Нет ничего светлее и сильнее Истины… Истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту. Она не любит скрываться, не боится опасности и клеветы, не домогается народной славы, не подвержена ничему другому человеческому. Она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримой. Прибегающих к ней она охраняет, как крепкой стеной, величием своей силы <…> Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

Падшее человечество приступает к Святой Истине верою, другого пути нет <…> Научись читать Евангелие: от него услышишь Истину, в нем увидишь Истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Господь дарует кроткому познание Истины, как написано: «Научит кроткие путем Своим.

Преподобный Марк Подвижник

Ум, правотой движимый, находит Истину. Движимый же какой-либо страстью – не находит ее.

Авва Фаласский

Что значит ходить в Истине? Значит, приняв Истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется Истиной <…> Кто от Истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от Истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли зависит жить в Истине или вне Истины – всякий разбери сам; а между тем Суд Божий всех ожидает.

Святитель Феофан Затворник

Истина есть не другое что, как благодать Христова, для дарования которой и пришел Христос, распялся и умер.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Действие Истины через апостольскую ревность разогнало ложные и ввело прямые понятия о спасительных вещах.

Митрополит Московский Платон

Вывод из прочитанного

Истина есть не нечто неопределенное, непонятное и неодушевленное, то, что нужно искать. Истина есть Бог, Который есть, Который есть Жизнь, Который есть Любовь, Который есть Блаженство, Который есть Святость…Истина вечна. Истина, которая есть Бог, – абсолютна. Истина вечна и неизменна. Истину можно познать, лично верою, встретив и познав Бога. Все, что не есть Бог, не есть и истина.

Отличия от других религий мира

  • Все религии не рассматривают истину, как сущность Бога.
  • Другие религии воспринимают истину как нечто. В христианстве Бог есть Истина.
  • Религии мира не воспринимают истину живой и действующей.
  • Не имея искупителя, религии не открывают полноты Божественной истины, которая в христианстве заключена и открыта в Иисусе Христе.
  • Другие религии мира, не имея Духа Истины, не имеют и познания Истины, которое открывается Духом, в личной, сердечной встрече человека с Богом.
  • Другие религии мира, не воспринимая Истину, как Бога, не имеют и слова истины, исходящего от Бога, не имеют и Закона Божия, который истинен, потому, что Бог, давший его, есть Истина.
  • Другие религии мира не имеют Церкви, столпа и утверждения Истины.

Словарь христианских терминов

Аминь или амен (с евр. – истинно, правдиво, верно, да будет) употребляется: 1) в подтверждение истины и непреложности произносимых слов; 2) так же – судов и определений Божиих; 3)в удостоверении истины и непреложности божественных обетований; 4)для означения истины долга, хвалы и славословия Богу; 5) в знак согласия; 6) как заключительная форма молитвы, в подтверждения ее истины; 7) как сама Истина в ее воплощении и олицетворении – Сам Господь наш Иисус Христос; 8_) как заключение и конец книги.

Обетования – данное кому-либо обещание, сделать что-либо в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божиих обетований, основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно и истинно. Содержанием обетований являются Божии спасительные деяния, которые по мере исполнения становятся истинной исторической реальностью.

Вопросы к теме

1. Можно ли познать истину спрашивая: «Что есть истина?»
2. Что не есть истина?
3. Как познается истина?
4. Можно ли назвать истиной все, что исходит от Бога?
5. Чем отличаются другие религии мира?
6. От чего делает человека свободным истина?
7. Что содержит в себе истина?
8. Чем отличается понимание Истины в христианстве, от понимания истины 
другими религиями мира и философией?
оглавление

Поделиться: