9. Грех

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Священное Писание учит, что Господь, любовью сотворив человека по своему образу и подобию, наделил его свободной волей, даром духовного самоопределения, возможностью самому выбирать свой духовный и жизненный путь. Но этот путь, по свободной воле выбранный человеком, имеет только два направления: с Богом или без Бога.

Подобно Богу, единому в Трех Лицах, человек был создан тоже трехсоставным (трихотомия), состоящим из духа, души и тела. В этом составе Дух животворящий, Само Божество, Которое есть Жизнь и Любовь, пребывал в человеке, исполняя и наполняя всю его жизнь, соединяя воедино в гармонии его душу и тело.

Следуя своей воле, выбрав свой путь, продиктованный собственными желаниями, которые есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2. 16), человек отверг волю Божию, отверг Самого Бога, Который пребывал в нем. Потому изменилось и состояние человека, состояние его души, которую Дух Божий исполнял и животворил.

Человек пал, отпал от Бога и продолжает падать. Это отпадение от Бога названо грехопадением. В самом слове «грехопадение», содержится указание на ту высоту положения, высоту предназначения, которую Господь уготовал человеку и для которой человек и был сотворен. А упасть можно только с высоты. И это была высота Богоподобия, высота сыновства Божия, высота наследования Царства, высота вечности, высота любви…

Поэтому грехопадение есть прежде всего внутреннее отпадение от Бога, от Его духовного закона, от Истины. А грех есть любое отвержение Бога и Его святой воли.

Христианство учит, что цель добродетельной жизни – это вечная жизнь в блаженстве. Предел человеческого блаженства есть подобие Божеству в святости и любви. Это то, что и было утрачено человеком после грехопадения и к чему направлены все побуждения христианина.

Если же побуждения человека направлены не к этому, если средоточием своей жизни он полагает себя и свои себялюбивые желания и устремления, то основной цели своей жизни такой человек никогда не достигает. Слово «грех» в буквальном переводе и означает – не попасть в цель или потерять верное направление.

«Я есть Жизнь» (Ин. 14. 6), – свидетельствует о Себе Господь. Отвергая грехом Бога в себе, человек тем самым отвергает в себе жизнь.

«Бог есть Любовь» (1Ин. 4. 16). Грехом отвергая Бога, человек в себе отвергает любовь.

«Вечный Господь Бог» (Ис. 40. 28). Грехом отвергая Бога, человек отвергает в себе вечность.

Грех в нравственности – это сознательное нарушение данного Богом закона. Евангелие говорит об этом: «Грех есть беззаконие» (Ин. 3. 4).

Душа человека, отвергшая Бога, не может обитать в Царстве Божием, в Царстве Любви. И действительно, как отвергающий любовь будет пребывать в любви? Никак. Такая душа изгоняет себя из рая, из царства вечного блаженства. Такая душа может находиться в мире, который соответствует ее душевному настрою, душевному состоянию.

В этом душевном мире, отвергшем Любовь и Жизнь, живет зло. Каким другим словом можно назвать отвержение Любви и Жизни? Никаким! Это зло…

В таком душевном мире живет вражда… И действительно, отвергая Любовь и Жизнь, которые есть Бог, мы враждуем с Ним. Если бы не враждовали, то не отвергали бы Его. Враждуем не только с Ним, но и с подобными нам.

В этом мире живет себялюбие…И действительно, только считаясь с самим собой можно отвергнуть Бога. Считались бы с Ним, не отвергали бы Его.

И в этом душевном мире господствует смерть, потому что Жизнь была отвергнута. «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 6. 12).

В этом душевном мире нет знания истины. Ее пытаются подменить понятиями и категориями, а то и вовсе не задумываются о ней.

Без вечной жизни земная жизнь потеряла свой изначальный смысл. И действительно, зачем жить, если впереди ждет тебя с распростертыми объятиями смерть? Ради детей, но и они умрут. Ради денег, удовольствий, наслаждений, почестей, званий… но и они со смертью прекратятся. Здесь нужно жить только сегодняшним днем.

Смерть в этом случае страшит тем, что рано или поздно прекратятся деньги, наслаждения, удовольствия и почести. Смерть страшит подсознательно понимаемой бессмысленностью своего существования, бессмысленностью существования своих детей и внуков…Страшит вечным небытием.

А настоящая трагедия состоит в том, что мы признаем смерть законным и нормальным явлением. Смерть законна и нормальна?!

Только мертвый, не знающий настоящей жизни, может считать смерть нормальной. Только не знающий любви и настоящей жизни может смириться со смертью. А ведь смерть чужда природе человека. Она враг. И этот враг должен быть уничтожен. «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15. 27).

Без любви потеряли смысл все наши добрые дела, не имеет основания наша нравственность. Это происходит потому, что без любви все наши нравственные принципы зиждутся и меняются в соответствии с нашими желаниями, с модой, вкусами, с потребностями и пристрастиями…

Вечная жизнь для себялюбца представляется чем-то непонятным и чуждым, потому что она отрицает для него все те определения жизни, которые он признал за несомненные истины. Он чужд понимания настоящей, непреходящей, любви, потому что, будучи рабом плотских желаний, даже любовь измеряет вполне материальными категориями: накормить, одеть, обуть, дать образование, забывая, что это понятие духовное. А материальные со смертью теряют свой смысл.

Понятно, что в таком душевном состоянии речь о любви, блаженстве, святости будет музыкой для глухого. Любовь, блаженство и святость в сердце, исполненном своеволия, не имеют никакой цены и значимости, потому что они, не имея пристрастия, не несут никакого плотского удовольствия.

А путем к удовольствию, увлекающим чувства, служит пристрастие – приложение, привычка, принятие, присоединение, при… страстей, в которые изменяются, деформируются, наши естественные потребности.

Страстями называются те злые склонности сердца человеческого, которые влекут его к деланию того, что противно и здравому смыслу, и разуму, и чистой совести, и Закону Божию. От возмущения злых страстей, которым подвержена душа, происходит помрачение разума и развращение воли… Преподобный Исаак Сирин говорил, что «недугом души есть страсти…Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха…»

Так необходимость поддерживать пищей свои силы телесные часто деформируется в страсть чревообъядения. А необходимость продолжать род человеческий, превращается в страсть блуда. Сам по себе труд и использование результатов труда могут измениться в страсть сребролюбия, а отстаивание интересов собственной плоти и похотливых желаний неотменно проявится в страсти гнева…Тоска, отсечение веры и надежды на Бога, малодушие, отвержение своего жизненного креста, порождают страсть печали. А леность к добру, к молитве, забвение или нежелание знать собственные грехи, лишение страха Божия, нечувствие и отчаяние приводят к страсти уныния. Искание человеческой славы, почестей, похвал, самооправдание в грехе, стыд исповедовать грехи свои, лицемерие, зависть, многоглаголание… выдают в человеке страсть тщеславия. Потеря простоты, презрение к ближнему, предпочтение себя, непокорность, нравственная смерть души… показывают на пленение человека гордостью, дьяволовым грехом, «потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3. 8).

Описанные восемь главных страстей порождены «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (1Ин. 1. 16), этой универсальной формулой греха, внесенной диаволом в этот мир и остающейся основной и по настоящее время. Страсти – это корни грехов, отвращающих человека от Бога.

Каждый человек может многое узнать о страстях, наполняющих его сердце, из Священного Писания. Там во всей полноте описаны страсти и их проявления, описана также борьба с ними. И это очень важно потому, что борьба со страстями – это подготовка сердца к принятию в него Христа, Жизни и Любви.

Очертания страстей и борьба с ними описаны и в литературе святоотеческой. Авторы этой литературы, святые Отцы Православной Церкви, опытно, лично, вели эту борьбу и одержали победу над своими страстями. Этот личный опыт, основанный на Евангелии, они передали нам для нашего научения и помощи в изучении священного Писания.

Увидеть свои страсти можно и через окружающий нас мир. Еще в Раю наша прародительница Ева «увидела, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала мужу и своему, и он ел. И открылись глаза у обоих, и узнали они, что наги…» (Быт. 3. 6, 7). И если бы в это время Ева внимательно посмотрела на свою душу, то заметила бы в ней «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 1. 16), которые и привели к непослушанию Богу и отпадению от Него.

Наши страсти можно увидеть и через тех людей, что окружают нас. Если мы видим у них душевные пороки и осуждаем, это значит, что в нас есть те же страсти, которые эти пороки породили в других. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2. 1). Да, в других мы видим и осуждаем только то, что есть в нас самих. И если они, наши страсти, в нас еще не проявились, еще «спят», ожидая своего часа, это вовсе не означает, что в нас их нет. Они ждут…

Помогает увидеть собственные страсти и голос совести. Если нашим словам, делам или мыслям необходимо самооправдание, то в этих словах, делах и мыслях обязательно есть что-то противное совести, что-то порожденное страстями, «о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2. 15). Если нет угрызений совести, то не надо будет и самооправдываться. Подтверждение голосу совести, звучащему в нас, мы всегда найдем в Священном Писании и святоотеческой литературе.

И наши мысли позволяют увидеть собственные страсти. То, о что мы думаем, всегда берет начало в наших сердцах. Если там есть страсти, то «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15. 19). Как следствие, то, о чем мы говорим, нам позволяет судить и о страстях, исполняющих нашу душу, потому что «исходящее из уст – из сердца исходит» (Мф. 15. 18).

Вопрос о грехах обязательно затрагивает вопрос и о существовании зла. Зло не существует само по себе. Отвержением абсолютных ценностей, которые есть единение с Богом, любовь, вечная жизнь, доброделание…, зло привносится в душу самим человеком, исполняя всю его жизнь.

Тем самым грех есть самое большое, истинное зло, поскольку отвращает человека от Бога, от спасения. Не существуя само по себе, зло существует в своих носителях, в человеке, живущем грехом. Отсюда и ответ на следующий вопрос: почему Бог не уничтожит зло? Потому, что в этом случае пришлось бы уничтожить нас всех, носителей зла в самих себе, «ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими» (Пс. 11. 2), и «нет человека праведного на земле» (Ек. 7. 20). «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3. 23).

Конечно, невежество и тяжелые социальные условия толкают людей на грех, на злые дела, причиняющие страдания, но источник зла всегда в самом человеке, в его воле, в свободном избрании им пути жизни – быть ему с Богом или без Него.

И действительно, если в человеке не будет злости, как бы его ни злили или ни обижали, он не разозлится. Злости нет – злиться нечем…

Если в человеке не будет жадности, как бы его ни искушали богатством, он не искусится. Искушаться ведь нечем. . .

Если в человеке не будет блуда, он не возбудится, если даже вокруг будут все обнажены. Он даже не заметит этого…Зло всегда в нас, в своих носителях, и не берется ниоткуда извне.

Грех имеет еще одно свойство. Он не просто существует в своих носителях, но, явившись в согрешивших первыми прародителях, в Адаме и Еве, перешел во всех человеков.

Отсюда вывод: другим мы можем передать только то, что есть в нас. Если в нас чего-то нет, как же то, чего нет, мы передадим кому-либо? Никак.

Если в нас есть любовь, то воспитаем детей в любви. Если есть злость, то они сподобятся нашей злости. Если в нас гордость, то никакого смирения они от нас не воспримут. Если в нас живет блуд, то в целомудрии мы никого не воспитаем… «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7. 17, 18).

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили» (Иак. 1. 15).

Это начало греховности в людях, греховная наклонность, «наследственная» передача греха от Адама каждому из нас, называется первородным грехом.

Возможность отдаляться своею волею от Бога, Любви, Жизни, Истины и совершать грех стала врожденной склонностью потомков Адама. ?????

Явилась греховность личная как состояние согрешившей души. «Каждый несет свое бремя» (Гал. 6. 5). Грех – это тоже личный опыт человека. Опыт, приближающий к смерти.

Именно она, греховность личная, приводит человека, во-первых, к смерти телесной, когда разрываются друг от друга душа и тело, лишенные грехопадением соединяющего их благодатного начала – Самого Бога. Лишенные этого начала душа и тело находятся во вражде друг с другом, поскольку тело, приверженное праху, из которого сотворено, еще при жизни восстало на душу, ищущую Бога. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в моих членах» (Рим. 7. 22, 23). «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5. 17).

Во-вторых, греховность личная приводит к смерти духовной или нравственной. Душа человека лишается Божией благодати, когда от нее грехами изгоняется духовная жизнь, прекращается блаженство, иссякает радость Богообщения. Душа как при жизни, так и по смерти тела, пребывает в тех страстях, которые жили в ней. Испытывает она после смерти непрекращающиеся муки совести, обличающие страсти, и грехи соделанные, и жизнь богопротивную. Душа после смерти тела, находясь во мраке, скорбит, что не познала ценности истинные, каковыми есть Бог, Вечность и Любовь, а, лишенная этих ценностей, она пребывает от этого в вечном страдании. «Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе» (Иер. 5. 25).

Грех отразился не только на человеке. Нарушив гармонию любви, которая была в мире сотворенном Богом, грех отразился и на мироздании. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она» (Рим. 8. 22, 23). «Проклята земля за тебя, – говорит Господь согрешившему Адаму, – терние и волчцы произрастит она тебе…жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (Быт. 3. 17-19).

Как самостоятельно ни боролись бы мы с грехом, воздерживаясь в слове, деле и мыслях, но без соединения с Богом, который есть Жизнь, Любовь, и в котором вся полнота добродетелей, ни победы над страстями, ни победы над грехом, ни Жизни Вечной, ни Любви, ни добродетелей стяжать невозможно. От греха и смерти «человек никак не искупит брата своего» (Пс. 48. 8). Обязательно нужен Тот, Кто выкупит человека от рабства греха и смерти. Нужен Искупитель. «Искупитель наш – Господь Саваоф (Вседержитель) имя Ему» (Ис. 47. 4). «Христос искупил нас…» (Гал. 3. 13), «Кровью Своею искупил нас Богу» (Отк. 5. 9).

Святые о грехе

Грех, в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или его вечная смерть, объемлет всех людей без исключения… каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему <…> Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им… Нужно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.

Святитель Афанасий Великий

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленная ко злу, нужно признать искажением врожденного нам добра.

Святитель Григорий Нисский

Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно – не безначально, не самобытно, не сотворено Богом. Оно есть наше дело и дело лукавого, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца.

Святитель Григорий Богослов

Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит – наша свобода<…> В собственном смысле зло, то есть грех, зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удерживаться от порока, или быть порочным.

Святитель Василий Великий

Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого? <…> Грехом умервщляется душа твоя, возврати ее к жизни слезами.

Преподобный Ефрем Сирин

Источник и корень, и мать всех зол – грех. <…> Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед…грех, овладев всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в глубины сердца, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает <…> Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны.

Святитель Иоанн Златоуст

Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление.

Преподобный Исаак Сирин

Первое отречение (от Бога) – нарушение заповеди не вкушать от дерева «которое среди рая» (Быт. 3. 3). Второе, во времена закона – поклонение золотому тельцу. И третье – уже во времена благодати – отвержение Господа славы людьми, сказавшими: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19. 15).

Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания.

Святитель Феофил Антиохийский

Молитва человека, не желающего расстаться с грехами, не принесет пользы.

Святитель Феофан Затворник

Всякий грех есть болезнь души <…> Грехи – признак духовно мертвого человека… грешника губит не множество грехов, а нераскаянность.

Святитель Тихон Задонский

Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке со грехом. Если вселится в тебя Христос, то умер в тебе грех.

Преподобный Авва Исаия

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся узнавать о чужих грехах, в тебе много того же, в чем подозреваешь других.

Преподобный Нил Синайский

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – жестоким.

Преподобный Иоанн Лествичник

Ревностное коснение во грехе производит в душах некоторый неисправимый навык. Ибо застаревшая душевная страсть или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуется или делается совершенно неисцелимой, когда навыки переходят в природу. Поэтому нужно нам даже и не прикасаться ко греху.

Святитель Кирилл Александрийский

Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан.

Преподобный Марк Подвижник

Вывод из прочитанного

Однажды впущенный Адамом в сердце грех стал состоянием человеческой души. Состоянием, приводящим к смерти телесной и смерти духовной. Поэтому грех является единым и истинным злом, которое, как следствие, приводит ко всем аномалиям и искажениям нашей жизни.

Отличие от других религий мира

В других религиях мира

  • Грех рассматривается как действие, а не как душевное состояние. Так, например, иудаизм провозглашает: «Не грешишь – не грешник».
  • Отвергая грех как состояние души, отвергается тем самым и понятие искупления, отвергается Искупитель и Его искупительная жертва.
  • Отвергая грех как состояние души, отвергается смерть духовная, нравственная.
  • Отсутствует понимание причин, порождающих грехи, которые есть человеческие страсти.

Словарь христианских терминов

Грех – любое отвержение Бога и Его святой воли.

Первородный грех – грех, совершенный праотцом всех человеков – Адамом, и «наследственно» переходящий от Адама, каждому из нас.

Страсти – греховные (злые) склонности сердца человеческого, которые влекут его к деланию того, что противно здравому смыслу, и разуму, и чистой совести, и Закону Божию. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7. 19, 20).

Вопросы к теме

1. Что есть грех?
2. Чего лишает себя согрешающий человек?
3. Что такое страсти?
4. Назовите восемь главных страстей?
5. Каково свойство первородного греха?
6. К чему приводит грех ?
7. Чем отличается понятие греха в христианстве от понимания греха др. религиями мира?
оглавление

Поделиться: