11. Путь

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Реальность встречи с Богом, если она произошла, определяет и дальнейшую жизнь человека. Определяет путь, которым необходимо пройти, чтобы достигнуть своего основного предназначения – Вечной Жизни во Христе Иисусе.

Помните сказку о богатыре, который, стоя возле камня, читал надпись о том, что будет с ним, если он изберет одну из указанных там дорог. «Налево пойдешь… Направо пойдешь… Прямо пойдешь». В реальной жизни, у человека, выбор жизненного пути еще меньше – с Богом или без Бога. Заметьте, выбор жизненного пути человека определяется не направлением – налево, направо, прямо. Выбор жизненного пути определяется тем, с кем идешь, и целью, какую преследуешь.

Если цель жизни человека – Вечность, Любовь и Блаженство, то он выбирает путь с Богом, потому что этого достичь без Бога невозможно. И наоборот. Когда человек выбирает путь без Бога, то, соответственно, и цели его вполне земные, временные, преходящие. И результатом такого пути обязательно будет смерть и небытие, так как, выбирая временное, обрекаешь себя на временность.

Поэтому и путь, которым идет христианин, в корне отличается от пути, который предлагают как другие религии мира, так и сам мир. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3. 13). В этих словах содержится отличие христианского пути. «Никто не восходил на небо…», ни Будда, ни Моисей, ни Мухаммад (Магомет, Мухаммед), ни… Никто. Разве может привести на небо тот, кто с него сам не сходил и на него не восходил? Никак. Такой просто дороги не знает, потому что сам не прошел ее. Поэтому путь, предлагаемый другими религиями, – это путь предписаний для угождения Богу. Их последователи «иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2. 12).

Но никакими предписаниями и самым тщательным их исполнением невозможно приобрести душе любовь, вечность и блаженство. Никакими. Их можно приобрести только соединением с Тем, Кто есть и Царь Вечности, и Жизнь, и Любовь…

В этих словах содержится и указание на путь, ведущий к вечности и блаженству. С неба сошел только Христос, «сущий на небесах». Слово «сущий» означает Тот, Кто есть, «сущий над всеми Бог» (Рим. 9. 5). «Приходящий свыше и есть выше всех<…>Преходящий с небес есть выше всех» (Ин. 3. 31). Только Он, сущий на небесах, который выше всех, сможет привести в небеса, туда, откуда сошел. Сошел, чтобы, соединившись с нами, нас к Себе и привести.

Отсюда – и путь христианина: привести в Небесное Царство может только Тот, Кто есть в этом Царстве, Кто есть его Владыка. Это Христос. Он так и говорит о Себе: «Я – путь…» (Ин. 14. 6).

Этот путь Господь и предлагает нам :«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор. 30. 19). И предлагает Господь повести в страну свою «путем Господним» (Быт. 28. 20), «путем новым и живым» (Евр. 11. 19).

Но чтобы Господь повел, нужно Его встретить. Чтобы Его встретить, нужно Его искать. Искать Бога можно только сердцем. Поэтому псалмопевец Давид и взывает ко Господу: «Всем сердцем моим ищу Тебя» (Пс. 118. 10).

Только в сердце нужно «приготовить путь Господу» (Мф. 3. 3; Мк. 1. 3; Лк. 3. 4). «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести» (Евр. 10. 22).

С полною верою. Путь Господень, которым надлежит нам пройти с Ним на небо – это, прежде всего, путь веры. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11. 6). Если веры в то, что Он есть, не будет, то Его и не встретить. Как можно встретить то, чего нет? Никак. Как найти то, чего нет? Никак. Только по вере дает Господь познание Себя, познание пути, познание вечности. «Вера, – пишет святой Кирилл Александрийский, – есть начало нашего упования и начаток Божественного к нам милосердия, как бы дверь и путь».

«Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин. 3. 14).

Приводя к любви, в которой существо вечной жизни, вера тем самым дает человеку возможность здесь, на земле, начать вечное блаженство. По нашем переходе в мир будущий вера превращается в ведение, а любовь, связавшая человека с Богом, продолжается в вечности. Поэтому вера для человека имеет значение ценности незаменимой. За нее отдавали жизни. Отдавали, поскольку человек приобретает верой то, что не умрет с его собственной смертью – приобретает Бога, Жизнь и Любовь.

Но как уверовать? «Сказали Апостолы Господу: Умножь в нас веру» (Лк. 17. 5). Эти слова для нас очень важны. Они открывают нам, к Кому обращаться, чтобы не только веру иметь, но чтобы ее преумножить. Веру дает и умножает Тот, Кто есть «начальник и совершитель веры» – Христос. К Нему нужно обращаться, Его вопрошать о умножении веры.

Мы познаем Бога, который есть Любовь, Путь, Жизнь … Но во Христе Бог имеет еще наименование – Сын, Сын Божий, «сшедший с небес Сын Человеческий». И пришествие в этот мир, Свое Боговоплощение, Он ознаменовал образом ребенка, родившегося в Вифлеемской пещере. Ребенка, пришедшего из Небесного Царства, Царства Божиего, с небес.

В этом для нас содержится что-то очень важное. А важное то, что Христос выразил словами: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3).

«Будьте как дети»…И в этом особенность и отличие христианской веры от других религий мира – детскость веры. Посмотрите на детей, как они радуются чужой радости и как искренне своей радостью желают поделиться с другими. Как искренне они скорбят и искренне печалятся, разделяя чужую скорбь. Как, познавая мир, взирая на него широко открытыми глазами, неподдельно удивляются. Как, не задумываясь, протягивают руки родителям и следуют за ними, даже не сомневаясь, что любящие отец и мать ничего плохого им не принесут. И как с детской непосредственностью делятся с ними своими детскими проблемами.

Детский смех, детские слезы, детские печали, детская любовь, детская непосредственность…В них нет подделки. В них нет лукавства. В окружающем нас мире мы можем видеть только то, что есть в нас самих. И, еще не зная лукавства и лжи этого мира, чистотою и светом своего сердца дети воспринимают его чистым и светлым. Поэтому так необычны и красочны детские рисунки. Поэтому в них смеется солнце. И в этом правда детского восприятия: видеть мир не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть. Это восприятие мира чистой, открытой и доверчивой душой, потому что весь мир – для них и они – для мира. Воистину, «таковых бо есть Царство Небесное» (Мф. 19. 14). «Будьте как дети»…

Детскость веры вовсе не отрицает развитие и образование. Вера не упраздняет знание. Тем более не отвергает духовное взросление. Детскость веры вовсе не означает, что вера должна быть слепой. Напротив, христианская вера по сути своей есть убежденное исполнение Божией воли в течение земной жизни ради блаженного продолжения ее после перехода через телесную смерть.

Но вот парадокс. Чем более духовно возрастает человек, чем более исполняется Христом, тем более по-детски верит. Тем более отвергает ложь, лицемерие, лукавство, фарисейство… все то, что противно чистоте души и сердца. Тем более любит. И тем более старается поделиться этой любовью. Тем более внутренне, сердечно, старается жить, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12. 2). Совершителя веры. Потому что Христос, когда живет в нас, все более совершает веру во всей нашей жизни. И вера все более действует в таком человеке в чистоте и простоте сердца. «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня, не оставался во тьме…Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12. 46. 36). Просто веруйте!

И в этом тоже отличие нашей веры. Истинная вера, внутреннее, сердечное следование Христу всегда совершается «в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией» (2Кор. 1. 12). Сердце способно полнее оценить значение веры, как и любви, нежели это может сделать рассудок. А развитие цивилизации и наук не поднимает человека на высшие ступени веры. Скорее, наоборот.

Вера жившего в языческие времена простого пастуха, праотца Авраама, была и есть несравнимо сильнее веры тех, кто пытается взвешивать ее разумом. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?<…>веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2. 21-23). И не за разум и знания, и не за внешнее исполнение закона даровано было Аврааму «обетование (обещание) – быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим. 4. 13). Поэтому и стал, простой пастух (!) Авраам благословением для всех народов и «отцом всех верующих» (Рим. 4. 11-18).

Такая вера, исполненная Христом, вливает в человеческую душу огромную покоряющую силу. Это исторический факт. Христианство покорило почти весь мир, благодаря силе веры двенадцати человек, двенадцати Апостолов Христовых. Воистину, «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (Лк. 17. 5).

Что же есть вера? Это, как и встреча, и любовь, и жизнь…, прежде всего живой и глубоко личный опыт. Этот опыт тоже нужно пережить. Этот опыт веры не зависит от умственного анализа, от рассудочных доказательств.

Упорно неверующему – излишне доказывать. Тому, кто этот опыт не пережил, доказать, что Бог есть, просто невозможно. Как невозможно не пережившему любовь, доказать ее. Даже чудеса не смогут его убедить: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31).

Опыт веры не в чем-то внешнем, не в знамениях и чудесах. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16. 4). Истинный опыт веры и встречи с Богом в другом.

В Библии есть рассказ о пророке Илье. Ему сказано было, что на горе Хорив он встретит Бога. Сначала был «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы…но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня тихое веяние ветра…» (3Цар. 19. 11, 12). И в этом тихом веянии ветра, в этом нежном прикосновении к человеческому сердцу и был Бог. Илья услышал тихий Божий голос, раздавшийся этим прикосновением в его душе. По смирению сердца, считая себя недостойным Бога лицезреть, Илья «закрыл лицо свое милотию (мантиею, плащом, накидкой) своею». Глазами он Бога не видел, но смиренное сердце его беседовало с Богом во время этой таинственной встречи.

Так и в жизни. Сердце, ищущее Бога, встречает Его не в чем-то внешнем, но в нежном прикосновении Любви, в тихом биении Жизни в своем сердце, в неизреченной радости «о Боге Живом»… и в остром чувстве собственного недостоинства, осознающего всю глубину своего падения. Так происходит встреча, любовью преображающая всю человеческую жизнь.

И верующему человеку уже не нужны доказательства и подтверждения. Он, встретив Бога, носит их в себе. «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1Ин. 5. 10).

Поэтому и написал о вере апостол Павел, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). Когда ожидаемая встреча осуществилась, она воспринята сердцем и изменяет жизнь человека. Прежде всего жизнь внутреннюю, жизнь сердечную. И, как следствие, жизнь внешнюю. Это наполняет уверенностью в невидимом, но реально существующем и действующем. Наполняет уверенностью, что «Жив Господь Бог твой!» (3Цар. 18. 10) и «праведный верою жив будет» (Рим. 1. 17).

Таким образом, вера есть окончательное постижение собственным личным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшего блага.

Но не сама по себе вера, автоматически или механически, спасает человека. Евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16. 19-31) прекрасно раскрывает, почему вера бывает мертвой.

Богач «одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно». Он был верующий иудей, не нарушал ни одной заповеди, исправно жертвовал десятину храму…и считал себя в полном расчете с Богом. Поэтому и пиршествовал блистательно.

Был и нищий, «именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача…». Богач не прогонял его от своих ворот. Он настолько был занят собой, что просто не замечал нищего и ничего не сделал, чтобы хоть как-то облегчить его участь.

По смерти богач и Лазарь оказались в разных местах. Лазарь в месте утешения, богач – во аде. Не помогли ему ни вера, ни внешнее исполнение закона, ни обязательная жертва на храм…потому что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2. 17).

Для спасения важна не просто вера, потому что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни не обрезание, – то есть внешнее исполнение закона, – но вера, действующая любовью» (Гал. 5. 6). Вера действующая.

Без дел наша вера подобна вере демонов: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» (Иак. 2. 19, 20). И если бы вера и жизнь богача имели любовь, то обязательно он бы увидел чужую нужду и помог…

Поэтому и пишет Апостол Павел: «Да даст вам (Отец)… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли… уразуметь превосходящую любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьею» (Еф. 3. 16-19).

По мере веры растет любовь, по мере любви возрастает вера: нравственное развитие человека и свое выражение, и свой плод находит в укреплении и возрастании веры.

В этом тоже отличие христианской веры от иных исповеданий. В человеке, встретившем Христа, вера действует Христом, действует любовью, потому, что Бог есть любовь. И без любви наша вера «ничто» (1Кор. 13. 2).

«Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6. 28, 29).

Вера, действующая любовью ко Христу, будет обязательно исполнять Его заповеди: «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин. 2. 5). «Любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 6). Исполнение заповедей и есть дело веры.

Вера, действующая любовью к ближнему, будет обязательно уподобляться Христу, и Его любви ко всем: «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 16. 340). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 3. 16). И такая любовь есть тоже дело веры.

Вера, действующая любовью, в сердце вселяет надежду, мир и радость: «Бог надежды да исполнит вас радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15. 13).

Вера, действующая любовью, дает сердцу уверение в своем спасении: «Верующий в Сына Божия имеет уверение в себе самом; свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1Ин. 5. 10, 11).

Вера, действующая любовью, дает уверение, что уверовавший Богом любим: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Ин. 16. 27).

Вера, действующая любовью, дает уверение, что уверовавший от Бога рожден: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1Ин. 5. 1).

Вера, действующая любовью, дает уверение, что верующий в Господа, никогда не погибнет: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 12. 46).

Вера, действующая любовью, дает уверение…

Конец бесконечен.

Во что же верят христиане? Поклонение и веру в Единого невидимого Бога, христиане восприняли от древних иудеев, которые давали Ему разные наименования: Сущий, то есть Тот, Кто есть (Иегова); Владыка (Адонаи); Сильный (Элогим, множественное от Элоаг); Всемогущий (Шалдаи); Вседержитель (Саваоф) и другие.

Все эти имена выражают не полноту Божиего существа, а все, что касается этой полноты. Они выражают отношение Бога к миру и нам. Поэтому, практически, именами Бога являются и Любовь, и Жизнь, и Путь, и Истина… и бесконечное множество наименований. Именно бесконечное множество, потому что ни человек, ни ангелы не в состоянии найти имя достаточное, чтобы выразить самое Его естество. «Так и Божия никто не знает кроме Духа Божия» (1Кор. 2. 11).

Верою и любовью познавая Бога, познаем и Богооткровенные истины христианского вероучения, данные Откровением. Откровение приближает к нам истину о Боге.

И хотя Божие Откровение ничего не скрывает нам о Нем, но далеко не все может вместить наш разум. Разве можно вместить невместимое? Поэтому очень многое для нас в Откровении Божием остается тайной.

Тайна в Богопознании – это истина, непостижимая для ума, которую человеку невозможно ни воспринять, ни объяснить самому, ни восчувствовать ее во всей полноте.

Почему в Откровении есть для нас тайны? Да потому, что Святой Бог скорее познается любовью, сердцем, а не нашим слабым разумом. Но Бог не пребывает в сердце, исполненном страстями, пороками и грехами. А они-то и не дают человеку воспринять Откровения Истины во всей полноте. Человек, считающий, что своим ограниченным разумом, может познать глубины Божией премудрости, имеет разум надменный и сердце гордое. «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6. 3). «Погибели предшествует гордость и падению – надменность» (Пр. 16. 18).

Только отчасти может проникнуть в тайну человек своим духом, если духовным трудом он очистит сердце от страстей и греховной скверны и подвигами веры приблизится к созерцанию вещей невидимого мира. Если бы Богооткровенные истины были целиком понятны уму, то верить было бы нечему, очищать душу не для чего и творить духовный подвиг было бы не нужно. Познание же тайны, сокрытой в Боге и данной нам Откровением, может быть лишь отчасти воспринято верой.

Верующие в Бога ищут лицезрения Его силы в глубине своей души. Лицезрение в церковном единстве всех верующих отображают догматы, определения истины, вытекающие из Божественного Откровения. Догматы, по примеру данному святыми Апостолами, провозглашались Церковью на Вселенских Соборах (Деян. 15) и как правила, принятые всей Церковью, обязательны для всех.

Так, верой всею Церковью, принят и утвержден краткий перечень сжато изложенных истин Откровения, называемый Символом Веры и раскрывающий для нас не только полноту Божьего естества, но и имя, отображающее эту полноту

Каждое выражение его взвешено, и каждое слово в нем имеет только одно значение. Церковь соблюдает Символ Веры как непорочное и неизменное исповедание веры в Единого Истинного Бога, явившего Себя в Трех Лицах (ипостасях) – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

«Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17. 21). И если Бог в нас, и Царство Небесное в нас, то и свидетельство о Едином Боге в Трех Лицах верой внутри себя имеем, потому что «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Сын) и Святой Дух и Эти три суть едино» (1Ин. 5. 7).

Из чего познаем, что Сын Божий Иисус Христос есть истинный Бог? Познаем верой из свидетельства в Откровении о Нем Бога Отца, из свидетельства о Нем пророков, из свидетельства о Нем святых Апостолов, из свидетельства Иисуса Христа о Самом Себе, из наименований, данных Ему Богом в Откровении, из дел, которые Он совершал и которые мог совершить только Бог, из тех свойств, которые присущи только Богу, но которые присущи и Христу, из самого учения, которое Он проповедовал, из свидетельства сердечного после встречи с Ним…

Из чего познаем, что Дух Святой есть истинный Бог? Познаем верой, из свойств Божиих, присущих Святому Духу, из дел, совершаемых Духом Святым, которые может совершать только Бог, из наименований, данных в Откровении Святому Духу, из свидетельства внутреннего после вселения Духа Святого в сердца наши…

Свойства и дела Божии, присущие всем Трем Лицам, а также внутреннее свидетельство выдают личностные свойства каждого из лиц Святой Троицы

Краткое изложение самого Символа Веры, содержится в наших молитвенных обращениях к Богу, когда христианин, обращаясь к Богу по имени, начинает свою беседу с Ним словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Символ Веры, состоящий из двенадцати членов, это не только перечень догматических положений, но и молитва, прославляющая Единого в Троице Бога. Он был принят на Первом и Втором Вселенских Соборах в 325 и 381 годах и носит название Никео-Цареградского Символа Веры. Излитый Духом Святым из сердец Боговдохновенных Отцов Церкви и по примеру Апостолов, утвердивших: «Ибо угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15. 28), он дан нам для исповедания истинной веры в истинного Бога.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдаша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего Пророки.

9. Во едину, святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресение мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Что же значит веровать в Бога? Это значит: а) быть проникнутым убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово Евангелие; г) открыто исповедовать свою веру, подтверждая ее своими делами, притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни порабощения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Святые о вере

Верой человек познает все видимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога.

Преподобный Антоний Великий

Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон.

Преподобный Авва Исаия

Веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь.

Святитель Афанасий Великий

Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои.

Преподобный Ефрем Сирин

Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается боголюбивая и человеколюбивая любовь, приводящая к вечной жизни» <…> Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу.

Преподобный Макарий Египетский

Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять.

Преподобный Марк Подвижник

В том состоит сущность христианской веры, чтобы ожидать истинной жизни по смерти, надеяться на возвращение после исхода.

Святитель Иоанн Златоуст

Вера – крыло молитвы. Не имея веры, сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится.

Преподобный Иоанн Лествичник

Вера по науке не освобождает человека от гордости и сомнения.

Преподобный Исаак Сирин

Причиной различия в раздаянии Божественных благ служит мера веры каждого.

Преподобный Максим Исповедник

Плод веры нашей христианской есть здравие души…Здоровой же душа делается силой Божественной и светом благодати, даруемой Христом за веру… Если Христос говорит, что даст Духа верующим в него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть верующие в Него от чистого сердца.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Уверовать в бога и Евангелие могут все, деятельную веру стяжевают подвижники Христовы, живая вера есть дар Божий, достояние одних святых Божиих… От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Как огню свойственно согревать, воде – орошать, свету – просвещать, так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах.

Святитель Тихон Задонский

Общество людей без веры в Бога и бессмертие души – это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга.

Макарий, митрополит Московский

Орфей, по утверждению поэтов, умягчал тигров пением своим; но Бог христианский, призвав людей к истинной религии, сделал несравненно более: Он умягчил неукротимейшего из зверей – человека.

Климент Александрийский

Вывод из прочитанного

Христос, когда живет в человеке, все более совершает веру во всей его жизни. Истинная вера действует Христом, истинная вера действует любовью. Без дел вера мертва. Истинная вера приводит ко спасению. Христиане веруют в единого Истинного Бога, явившего Себя в Трех Лицах – Отца, и Сына, и Святого Духа.

Отличие от других религий мира

В других религиях и исповеданиях так как нет встречи и соединения с Богом, то

  • нет и водительства Божьего к Царству Небесному, потому что туда может привести только Тот, Кто оттуда сошел. Путь – Христос; – нет веры, действующей Христом, действующей Любовью, потому что Бог есть Любовь;
  • нет и внутреннего свидетельства и понимания Божиего Откровения, верой раскрывающего имя и полноту естества Единого Истинного Бога в Трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.

Словарь христианских терминов

Символ – сокращенное изложение истин веры.

Святая Троица – понятие не библейское, а богословское, раскрывающее полноту Божьего естества, Единого в Трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Эту великую тайну, открытую Богом, наш слабый ум до конца не может вместить и понять. Святой Кирилл, учитель славян, стараясь объяснить тайну Пресвятой Троицы, так говорил: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца свет; и как от солнца, вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло. Но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: Три Лица в Ней, а Бог единый и нераздельный». Святая Троица есть Любовь и едина Любовью. Она и познаваться может только Любовью. «Ты видишь Троицу, если видишь любовь», – писал об этом блаженный Августин.

Вопросы к теме

1. Чем отличается христианский путь ко спасению, путь в Царство Божие?
2. Можно ли пройти путь в Царство Божие, без провожатого, без Того, Кто от туда сошел?
3. Кто есть путь ко спасению?
4. Какой путь предлагают другие религии?
5. Что есть вера?
6. Можно ли без веры встретить Христа и соединиться с Ним?
7. Есть ли спасение без веры?
8. Чем должна действовать вера?
9. Что есть Символ Веры?
10. Можно ли без любви познать Бога?
11. Чем отличается исповедание веры в христианстве, от исповедания веры 
другими религиями мира?
оглавление

Поделиться: