13. Церковь

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Выше было написано о личном спасении, о личном опыте встречи с Богом, о личном опыте беседы с Ним. Однако этот личный опыт может быть как правильный, так и ложный. И если этот опыт ложный, то это может иметь катастрофические последствия для человека.

Вместо личного спасения может получиться личная гибель. Вместо личной встречи с Богом может произойти встреча, тоже личная, но не с Ним, а с падшим ангелом. И личная беседа может превратиться в личное прославление своих мнимых достоинств, исполненных прошения о том, что совсем не полезно для души.

«Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14. 18), – обещал Христос перед Своими страданиями всем верующим в Него. Это Господь говорил о том живом Богочеловеческом организме, который призван помочь человеку реально прийти к Богу истинному, реально встретить Его и реально пребывать в вечности с Ним. Не просто пребывать, но, бережно сохраняя правильное Христово учение о спасении, правильный опыт Богообщения тех, кто достиг совершенства, ограждать от всего, что может нанести непоправимый вред душе.

Этот Богочеловеческий организм, унаследовавший от Апостолов не слова, а наследие – наследие Божественной мысли, наследие внутренней жизни, а наипаче наследие Любви… есть живой организм любви, называемый Церковью. Церковь, утверждая перед народами пребывание Христа на земле, поэтому называется Церковью Христовой.

«У Бога не остается бессильным никакое слово» (Лк. 1. 37), и обещание не оставить нас, данное Им, исполнилось. Христос реально пребывает с теми, кто ищет спасения. «Бог есть дух» (Ин. 4. 24), и Он исполняет Церковь Свою Духом Святым.

Он Сам реально пребывает в ней Словом, Плотью и Кровью Своею. Церковь призвана, продолжая дело начатое Христом, своим пребыванием на земле приводить ко спасению всех верующих в Сына Божия и исповедующих Его.

Слово «Церковь» в Ветхом Завете не встречается. В дохристианское время ее просто и быть не могло, ведь верующие еще не знали Христа, «ибо не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7. 39). Ветхий Завет доносит до нас лишь прообразы того, что мы называем Церковью. Один из них – Ноев ковчег, спасший праведников от вод потопа.

Ковчег Завета и скиния Бога – одни из прообразовательных наименований Церкви Христовой. И другими именами и названиями прообразовал ее Господь: «Виноградник, гора дома Господня, гора Святая, гора Сион, град Божий, дом Божий, невеста, жена Агнца, новый Иерусалим, стадо Господне, строение Божие…».

Слово «Церковь» образовано из греческих слов: «еккалео» – призываю к себе; и «екклисиа» – созванное собрание или место для созванных. И это словообразование показывает, что речь идет не просто о сходе или собрании, но о собрании и об обществе призванных. Призванных встретить Христа, призванных познать Истину, призванных стяжать Любовь, получить Жизнь… призванных к тому, что мы называем спасением. И поскольку общество призванных составляют живые люди, то и Церковь есть организм живой и действующий. Эти люди – «живые камни» (1Пет. 2. 5), из которых «все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2. 21).

«Живые камни»… Камень по-гречески – «петрос». Господь назвал апостола Симона Ионина камнем веры, Петром, когда тот исповедал, что Иисус есть Сын Божий: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18).

В дословном переводе звучит: «И из таких камней Я создам Церковь Мою». И из таких камней, «исповедующих Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Ин. 4. 2) Сыном Божиим, стройно слагается Христова Церковь. «Я создам Церковь Мою», – говорит Господь. «Я создам…». Он ее основатель, и по этой причине Церковь имеет еще одну, отличающую ее особенность, – Богоучрежденность или, можно сказать и так, – Богоустановленность.

Когда строится здание, то кирпич соединяется с кирпичом крепким цементным раствором. Так и в Церкви. Живые камни ее крепко соединены между собой самим Христом. Это действительно самое крепкое единение. Ведь Бог един. Он не делится и не разделяется. И если встретившие Христа соединились с Ним, несут Его в себе, становятся Богоносцами, то как же Бог, живущий в них Духом Святым, который неделим, даст разделиться тем, кто с Ним соединен любовью? Никак.

Поэтому и написал Апостол Павел, что «Кто отлучит нас от любви Божией?…Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем?» (Рим. 8. 35-39).

«Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17. 21), – говорит Господь верующим в Него и любовью соединенным с Ним. И если Царство Божие внутри, в сердце и душе каждого живого камня Церкви, то и Церковь, состоящая из этих камней, есть зримое олицетворение и начало Царства Христова уже здесь, на земле.

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20. 38). Ведь «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14. 9). И, будучи Богом живых, Христос пребывает и живит души тех, кто покинул этот мир, но продолжает быть членом Церкви и в мире невидимом.

Разве покинет Господь душу, однажды оживив ее Своим соединением с ней, после смерти тела? Никак. Умерший отходит душою от своего тела, но не от Церкви, которая на земле является только олицетворением и началом Царства Небесного, а в небесном мире – самим Царством, в котором Господь есть «Царь святых!» (Откр. 15. 3).

И Церковь земная, воинствующая за спасение, и Церковь небесная, торжествующая победу любви и жизни, соединены нераздельно Духом в единый организм, живущий Христом. Это есть одно из отличий Церкви от всех религиозных организаций мира – в ней все живы Богом. В Символе Веры Церковь названа единой, святой, Соборной и Апостольской.

Церковь названа единой. Святая Церковь едина своим существом, которое есть Любовь. Та Любовь, которой воедино связаны Ипостаси Святой Троицы и которая есть существо Бога. Собственно, это единство в любви и образует Церковь

Церковь, земная и небесная, не просто едина. И те, кто ее составляют, находятся между собой не просто в единстве, но и в духовном общении. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу» (Евр. 2. 23, 24). Вот к чему мы приступаем, находясь в Церкви. Это общение продолжается всегда. Оно в молитвах живых за отшедших и в теплом предстательстве, «которое суть молитвы святых» (Откр. 5. 8_) пред Богом за нас, живущих еще на земле.

Церковь не просто организм. Как Христос, воплотившись и приняв на Себя человеческую плоть, явил миру Богочеловека, так и Церковь, живя Богом, воплотившимся любовью в любящих Его, тоже составляет организм Богочеловеческий, соединяя в себе небесное и земное, соединяя в себе Бога, который есть ее глава и ее основание, и верующих в него, которые есть Его тело. « (Бог) все покорил под ноги Его и поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота, наполняющая все во всем» (Еф. 1. 22, 23). И «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3. 11). Этим Церковь тоже отличается от всех земных религиозных организаций – Церковь Богочеловечна. Своим Богочеловечеством Церковь тоже едина: ее главой и основанием есть Сам Бог, а верующие и исповедующие Его – ее тело.

Названа Церковь единой и потому, что исповедует единого Бога Отца, имеет одну главу и одно основание – Христа, оживляется и живет единым Духом Божиим, составляет одно духовное тело Церкви земной и небесной, исповедует одну веру и одни Таинства. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и через всех, и во всех нас» (Еф. 4. 4-6).

Так как Церковь едина единым Богом, то это единство не может быть нарушено. От Церкви, как и от Бога, можно только отпасть, как отпадают сухие ветви от здорового ствола.

Церковь названа святой, потому что свята она святостью ее главы – Иисуса Христа. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11. 16).

Церковь свята осенением Святого Духа, пребывающего в ней и действующего через святые Таинства. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6. 19).

Церковь свята своим назначением – освящать человека, воплощая в него Святого Бога, свята тем, что освящает всю жизнь человека. «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 19. 2; 1Пет. 1. 15, 16).

Церковь свята святыми, в которых изобразился Христос, которые в пришествие Христово «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6. 11).

Христос Сам положил начало Своей Церкви, когда призвал Апостолов на служение. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть…» (Мф. 10. 1). Власть духовную. Так родилась первая христианская община, которая после вознесения Христова, в день Пятидесятницы, сошествием на Апостолов Святого Духа стала Вселенской Церковью.

Во главе этой первой христианской общины стоял Сам Богочеловек, окруженный своими последователями. Эту же структуру сохранила Церковь и до наших дней. Во главе вселенской Церкви – Христос. Это Божественное начало Церкви.

Будучи учреждением Божественным, Богочеловеческим, Церковь непогрешима по своей Божественной природе, поскольку непогрешим Сам Бог, являющийся источником и первопричиной святости. «Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20. 7).

Человеческое начало Церкви – это люди. Люди борющиеся, падающие, восстающие, страдающие. Люди, составляющие тело Церкви, которые по своей человеческой природе могут согрешать. Однако это нисколько не умаляет святость самой Церкви, поскольку грех человека никак не уничтожает Святость Бога. Ведь не Бог толкает человека на грех. «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех…» (Иак. 1. 13-15).

Люди во всем мире составляют единую, святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая понимается и признается как «Богом установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

И как вокруг Христа и со Христом были Апостолы, являя структуру церковную, так и доныне, повторяя структуру первой христовой общины, вокруг Христа и со Христом находятся Церкви поместные как составные части Церкви единой. Единству Вселенской Церкви это вовсе не противоречит.

Поместных Церквей пятнадцать: Константинопольская, Александрийская (Египет и ряд стран Африки), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешская, Словацкая, Американская. Эти Церкви называются автокефальными, то есть самостоятельными.

Кроме этих Церквей есть и автономные, то есть самоуправляемые, их пять: Синайская (юрисдикция Иерусалимского Патриархата), Финская и Критская (юрисдикция Константинопольского Патриархата), Украинская и Японская (юрисдикция Патриархата Московского и всея Руси).

Все Церкви, как автокефальные, так и автономные, составляют единое тело Церкви Вселенской. Они между собой взаимно зависимы, как члены единого тела, как ветви одного дерева, питающегося одними корнями.

Церкви едины духовно во Христе Иисусе, который есть ее Глава, сохраняют друг с другом единое Евхаристическое общение, едины одинаковым исповеданием веры, едины Таинствами, догматическими и каноническими законами, которые приняты на семи Вселенских Соборах.

Своей евангельской структурой, установленной Самим Господом, Церковь и отличается от всех религиозных структур, именующих себя церквями.

Высшая власть в Церкви принадлежит Вселенским Соборам, составленным из представителей всех независимых Церквей. Слово «соборный» означает – совместный, совокупный, общий. Совместный, совокупный, общий не только между людьми, но между людьми и Богом.

Поэтому в Символе Веры Церковь названа Соборной или что то же Вселенской, или что то же – Кафолической, призванной на всей земле во все времена собирать всех, правильно верующих: «Идите, научите все народы» (Мф. 28. 19).

На Вселенских Соборах решаются все вопросы жизни Вселенской Церкви, а также возможные разногласия. Решения Вселенских Соборов обязательны для всех верующих.

Начало соборности Церкви было положено Апостолами. Это событие описано в Святом Евангелии, в книге Деяний: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание…то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправится по этому делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим…тогда Апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассудили…» (Деян. 15). Участие Иисуса Христа как главы Церкви в решении соборных вопросов, Церковь запечатлевает евангельской формулой: «Ибо угодно Духу Святому и нам…» (Деян. 15. 28).

Своей евангельской соборностью, установленной Богом через Апостолов, Церковь также отличается от всех религиозных организаций, именующих себя церквями. Задав вопрос, подчиняется ли по примеру Апостолов церковь соборным решениям, каждый может узнать истинная ли эта церковь или ложная.

Церковь названа также Апостольской, потому что созданная две тысячи лет назад она сохранила еще одну, очень важную сторону, преемственно соединяющую всех членов Церкви с Апостолами и Самим Христом. Эта сторона Церкви названа Апостольской преемственностью.

Преемственность призвана гарантировать пребывание Святого Божьего Духа в Церкви, оградить Церковь от «церквей» ложных и обличить ложь выдающих себя за преемников Апостольских. «Где Церковь – там Дух Божий, а там, где Дух Божий – там Церковь и вся ее благодать», – писал об этом Святой Ириней Лионский.

Поскольку Церковь имеет главой и основанием Самого Бога, ее невозможно победить или уничтожить. История человечества свидетельствует об этом. Сколько бы Церковь ни гнали, сколько бы ни преследовали, сколько бы ни уничтожали…Церковь жива и будет жить, потому что убить Любовь невозможно, убить Вечность невозможно, убить Жизнь невозможно, убить душу, в которой Бог, невозможно! Христа распяли, Он принял смерть на кресте, но убить Бога невозможно! Поэтому и сказал Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. !6. 18).

Церковь – не просто организация. Она является и предметом веры христианина. Если христианин не будет верить, что глава и основание Церкви Христос, не будет верить в освящающую благодать церковных Таинств, в непогрешимость Божественного начала в Церкви… то для такого человека Церковь потеряет всякую значимость и он оказывается вне Церкви по своему собственному неверию.

Святые о Церкви

Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровью и учением Христа, Апостолов, Святых Отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее.

Святитель Дмитрий Ростовский

Церковь, которая продолжается от времен самих Апостолов, через известнейшие преемства епископов до наших дней, и продолжается на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова.

Блаженный Августин

Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище.

Преподобный Ефрем Сирин

Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению Святых Отцов и учителей… Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос… Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, глава которого – Христос. Один Дух, Которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. . . Поэтому, если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество.

Святитель Тихон Задонский

Христос Господь занимает место Главы, а верующие в Него – место Тела.

Блаженный Феодорит

В Церкви находимся не мы одни, но и пророки, и Апостолы, и все святые, а что важнее всего – среди нас находится Сам Владыка всего Иисус Христос<…> Церковь – не стены и крыша, но вера и жизнь… Церковь – не стены церковные, но законы церковные.

Святитель Иоанн Златоуст

В чистом единении веры и любви еще на земле должна образоваться способность к высочайшему соединению с Богом и святыми на Небе.

Филарет, митрополит Московский

Церковь без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям.

Святитель Кирилл Иерусалимский

Когда наши нравы украшены непорочностью – и мы делаемся жилищем святым, и этому зданию Церкви мы умножаем славу, показывая, что оно достойно именоваться училищем Иисуса Христа.

Платон, митрополит Московский

Церковь совершенно непреоборима, ибо Христос – ее основание и непоколебимая опора.

Святитель Кирилл Александрийский

Кому Церковь не мать, тому Бог не отец.

Священномученик Киприан Карфагенский

Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Не слушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Церковь учреждена Самим Богом. Структуру Церкви установил Сам Бог. Эту структуру, установленную Богом, во всей полноте сохранила Православная Церковь. В ней Бог есть глава и основание Церкви. Люди, составляющие Церковь, – ее живые камни. Вселенская Церковь, состоящая из поместных Церквей, едина во Христе Иисусе. Церковь свята Святостью Бога. Гарантией присутствия Бога в Церкви есть Апостольская преемственность. Церковь вечна и непобедима, поскольку вечен и непобедим ее глава – Бог.

Отличие от других религий мира

В других религиях

  • нет церкви, учрежденной Самим Богом;
  • нет организации, имеющей Богочеловеческую природу, в которой глава и основание Сам Бог;
  • нет соборности;
  • нет Апостольской преемственной передачи благодати Святого Духа, гарантирующей участие Божие в деле спасения человека.

Словарь христианских терминов

Преемственность Апостольская – богословский термин, означающий описанную в Евангелии и установленную Апостолами преемственную передачу благодати Святого Духа через возложение рук. Преемственность связывает преемников апостольских, законно рукоположенных священнослужителей, через Апостолов, с Самим Иисусом Христом (подробнее см. далее).

Вопросы к теме

1. Кто учредил Церковь?
2. Кто есть глава Церкви?
3. Кто есть тело Церкви?
4. Кто установил структуру Церкви?
5. Чем определяется единство Церкви?
6. Что означает соборность Церкви?
7. В чем гарантия передачи благодати Святого Духа?
8. Чем отличается Церковь Христова от иных религиозных организаций?
оглавление

Поделиться: