14. Церковь (богослужение)

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Все, безусловно, слышали такие слова: богословие, богослужение и литургия. Под словом «богословие» чаще всего подразумевается наука, учение о Боге. Под словом «богослужение» – совокупность, продиктованных требованиями вероучения, культовых обрядов, церемоний и ритуалов. «Литургия» же понимается как одна из служб в череде богослужений.

Богословие и культовые богослужебные обряды видятся, как правило, оторванными друг от друга самостоятельными дисциплинами, почти не связанными с жизнью христианина. А православное богослужение многим кажется как пришедший из древности, ничего не значащий, устаревший обрядовый анахронизм, которому наиболее подходящее место на пыльных полках истории Церкви.

И, более того, богословская «ученость» и церковный опыт веры часто также мыслятся в полном разрыве друг с другом.

Однако, чтобы почувствовать в богословии и богослужении нечто большее, чем оторванную от жизни и веры науку и общественный культ, нужно в самой Церкви увидеть и почувствовать нечто большее, чем «общество верующих». И это большее содержится в Богочеловеческой природе Церкви.

Когда человек лично встречает Бога и Бог реально поселяется Духом в душе человека, жизнь человека, его мысли, слова и дела начинают меняться. Фактически, вера человека становится его жизнью.

Вся земная жизнь Христа составляла Богослужение, в котором Он прославлял Отца. Однажды «Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем; Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин. 13. 31, 32). Бог прославился в Нем, во Христе.

Так бывает и с человеком. Если Христос в человеке, то человек, христианин, прославляет в себе Бога. Не просто прославляет Его словом, но всей своей жизнью. Жизнью христианина прославляется Бог.

И так же, как жизнь Христа была служением Богу, так и жизнь христианина вся становится Богослужением. Это Богослужение жизни. И так же, как жизнь Христа была учением и богословием любви, так и вся жизнь христианина становится богословием жизни и любви. Живым богословием.

Вся жизнь Христа была исполнена Словом Божиим. И в преодолении искушений Писание было Ему опорой, ибо «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4).

Так и христианин, исполненный Богом, в богословии начинает черпать основу своей христианской жизни и своего христианского пути.

Слово «Литургия» греческое и означает общее дело, общественное служение. И это общественное служение имеет происхождение Божественное. Поэтому Литургия называется – Божественная Литургия.

Фактически, литургично само по себе бытие Святой Троицы. Бог есть Любовь. И Литургия Любви – это сущность Триединого Бога, потому что триединство Божие, как и Его промыслительность о мире, есть общественное служение Любви во всей вселенной. Ибо, «кто, кроме Него, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?» (Иов. 34. 13). Любовь составляет сущность и общее дело всех лиц Святой Троицы.

И вся жизнь Христа была и остается общественным служением. Делом спасения каждого. «Ибо любовь Христова объемлет нас» (2Кор. 5. 14). И всю Его жизнь на земле можно назвать Жизнью Литургической. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5. 17).

И бытие Святого Духа исполнено Литургии. Все дела Божьего Духа свидетельствуют об этом. «Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор. 2. 10-12).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор. 13. 13).

Литургично и служение небесных сил, воспевающих в своем служении Господу «сидящему на престоле высоком и превознесенном… свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6. 3).

Литургична и жизнь Святых Апостолов, полностью отданная благовестию Христа ради нашего спасения. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим. 1. 15, 16).

Личное спасение человека, зримо меняющее его для окружающего мира, становится также общественным служением ко спасению окружающих. Отсюда и жизнь человека, соединившегося с Богом, становится жизнью литургической, в которой, в деле спасения, прославляется Бог. «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6. 20).

Жизнь каждого христианина становится Литургией Жизни, исполненной Богослужения и слова Божия. Сам Бог научил людей поклоняться Ему, служить Ему и прославлять Его. «Итак, …чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор. 10. 12).

И как в Литургии Жизни Христа невозможно разделить богословие и богослужение, где одно является другим, так и в жизни христианина богословие и богослужение составляют единое в его деле спасения.

Как не может быть Христа вне Его Литургии, общественного служения Любви и спасения, так не может быть и истинного общественного служения спасения без Христа.

Так и у христианина. Не может быть жизни вне Литургии, не может быть и Литургии вне жизни христианина. «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12. 1).

Церковь – это живые камни, исполненные Господом и соединенные Господом. И литургическая жизнь каждого сливается в симфонию Литургической жизни всей Церкви. И богослужение жизни каждого, сливается в Богослужение всей Церкви. И жизнь по Слову Божию каждого сливается в Богословие Церкви.

Христианин, живя Христом, каждый день в течение всей жизни своей переживает и проходит с Господом все то, что пережил и прошел Он, живя на земле. Те же этапы, тот же путь, ту же Голгофу…

И здесь Литургия и Богослужение становятся уже не просто актом внешней обрядности, но подлинным и всеобъемлющим выражением всей нашей жизни.

И богословие становится не просто отвлеченной наукой, но подлинным ожившим в нас Словом Божиим, ведущим в жизнь вечную.

И, как следствие, подлинный смысл и место богослужения и богословия в жизни христианина – это сама его жизнь во Христе. Жизнь Литургическая.

Свое же отображение Литургическая жизнь находит в Богослужении Православной Церкви. И не только отображение. Все содержание литургической жизни христианина, все внутреннее содержание его веры, чувство благоговения и молитвенное настроение, находит себя в том внешнем Богопочитании, которое и составляет Православное Богослужение, источником которого является Сам Бог.

Богослужение призвано помочь человеку реально соединится с Богом, оживляя все, что о Христе до нас доносит Священное Писание, богословски раскрывая для нас не только Христа, но и то, как «отобразился Христос» в жизни святых Церкви.

Православное Богослужение является и средством к религиозному просвещению и назиданию человека, заключая в себе не только все необходимое для возведения нас в блаженное общение с Богом, но поучая нас догматам святой веры и правилам христианской нравственности.

Поскольку источником Православного Богослужения является Сам Бог, то и само богослужение заключает в себе не только полное и подробное изложение догматов веры, но и освещение всех вопросов, которые могут помочь в деле спасения, поучая как посредством слова, так и посредством символа, отвлеченно и в живых примерах.

Богослужение Православной Церкви содержит всю полноту христианского богословия.

Православное христианское богослужение, как и вся жизнь человека, имеет как бы две стороны: естественную или нравственную и сверхъестественную или таинственную.

Первую сторону богослужения составляют те формулы, обряды и действия, в которых человек выражает свои религиозные чувства. Это земные поклоны, коленопреклонения, посты, многие праздничные богослужения и другие дела внешнего благочестия. Все внешние действия в Православном богослужении являются выражением внутреннего богослужения, внутреннего состояния человека и его отношения к Богу.

Вторую сторону его составляют те Таинства, в которых преподается благодать Божия. Это сторона реального Богоприсутствия отражается и изображается в символических представлениях близости с Богом и общения с Ним. Она включает в себя и совокупность священных действий, и формул – определенных молитв, песнопений и чтений как выражений внутренней веры, так и средств Божественного общения с нами и сообщения милости Божией.

Все церковные службы, несмотря на применение их в разных обстоятельствах земной жизни, имеют одно главное назначение в литургической жизни христианина – как можно чаще отрешать от земной суеты, успокаивать ум и сердце наше в Боге, как можно чаще отторгать дух наш от всего земного и мирского и устремлять его к Божественному.

Поскольку сущностью христианской веры есть примирение впавшего в грех человека с Богом, восстановление тех чистых, непосредственных отношений, какие существовали между Богом и человеком в раю до грехопадения, то и главнейшей целью христианского богослужения есть приведение верующих в общение с Богом и преподание им Божественной благодати.

Все имеют нужду в благодати искупления и общения со Христом, и участвуют в богослужении для того, чтобы сделаться участником Божественной жизни.

Дело искупления Бог открыл человеку в словах и Таинствах. Со стороны человека теперь нужно, чтобы он, принявши и усвоивши благодатные Дары искупления, предал себя Богу верою во Христа и сыновним послушанием Ему. Богослужение христианское с его основной частью – Евхаристией (см. далее) и есть выражение именно этих отношений между Богом и возрожденным человеком.

Учение Иисуса Христа о сущности христианского Богослужения, можно выразить такими словами Спасителя: «…истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4. 23, 24)

Православное Богослужение состоит из богослужения общественного и богослужения частного.

Богослужение общественное совершается для удовлетворения потребностей всех верующих и выражает собою теснейшее общение Церкви со Христом. Общественное богослужение состоит из вечерни, повечерия, полуношницы, утрени, часов, последования изобразительных и, конечно же, Божественной Литургии.

Основанием для всего строя богослужения общественного служит Священное Писание. Непросто какое-то место в Писании, описывающее ход Божественной службы, а само Писание, от сотворения мира и до Пятидесятницы, проходит через наши сердца.

И не просто проходит. Но каждый, как в Литургии своей собственной жизни, так и в Богослужении общественном, становится реальным участником Библейских и, в частности, Евангельских событий.

Иными словами можно сказать так: Божественной Литургии нет вне Священного Писания, но все Священное Писание есть основа и содержание Литургии. Иллюстрацией этому служат Указатель ветхозаветных чтений церковных (паремий) и Указатель Евангельских и апостольских чтений церковных, читаемых на Богослужениях, которые можно найти в приложении, в конце этой книги.

Сам Иисус Христос, будучи совершенен и духовен в высочайшей степени, Свое внутреннее Богопочтение выражал в различных внешних знаках и действиях, также ставших частью Православного Богослужения. Он восхвалял Бога псалмопением, ходил на поклонение в Иерусалимский храм, преклонял во время молитвы колени…

Святые Апостолы, согласно примеру своего Божественного Учителя, молились не только внутренне, но и наружно. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6. 20). Они совершали Таинства, положили главные начала внешнего церковного порядка и обрядовой части богослужения.

И своим преемникам дали власть «довершить недоконченное» (Тит. 1. 5), то есть, исходя из необходимости и обстоятельств, приводить в полноту и совершенство чиноположения церковные, дабы в Церкви все было «благопристойно и чинно» (1Кор. 14. 40).

Все, раскрытое Богом для богослужения в Священном Писании, легло в основание богослужения общественного, которое составляется,

во-первых, из молитв, прошений и благодарений – «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2. 1, 2); .

во-вторых, из молитвенных песнопений – «…назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5. 19; Кол. 3. 16).

в-третьих, из священнодействий, таких как каждения фимиамом (ладаном), «как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Фил. 4. 18); возжигание лампад и свечей: «…на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» (Лев. 24. 4), «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба (Таинства Евхаристии)…Павел беседовал с нами…В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20. 7, 8), «и посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир (длинная одежда священников и царей) и по персям опоясанного золотым поясом» (Отк. 1. 13);

воздеяние рук: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2. 8);

– благословения священнического и принесения бескровной жертвы (см. далее): «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжения и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9. 22, 23);

в-четвертых, проповеди – «Проповедуй слово…» (2Тим. 4. 2).

в-пятых, совершение Таинств – «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих<…> и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (1Кор. 4. 1; Деян. 2. 42).

Поскольку все цели Православного христианского Богослужения сосредоточены в одной главной – в спасении нашем чрез пострадавшего за нас Сына Божия Иисуса Христа, то самым главным и высочайшим Богослужением Церкви Христовой является Божественная Литургия.

Святая Церковь дает ей такое определение: «Божественная Литургия есть Богослужение, во время которого священнодействуется воспоминание Тайной Вечери Иисуса Христа и совершается Таинство Святого Причащения».

Все остальные богослужения, совершаемые в течение суток, есть только приготовление к совершению или участию в Литургии. Литургия, как установленная Святым Богом и освященная Божиим присутствием, преимущественно пред прочими церковными богослужениями называется так же Священной Божественною Литургиею.

Сама же внешняя форма и ход (чин) Божественной Литургии первоначально составлены Святым Апостолом Иаковом еще в первом веке как «чин служения Господеви», изложенный Священным Писанием в книгах Левит, пророка Исаии, а позднее – в Откровении Иоанна Богослова. Однако подлинной основой и содержанием богослужения является Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, является все Евангельское повествование.

Позднее, чтобы избежать какого-либо несогласия или ненужных споров о том, кто, где и как служит лучше и таким образом не давать повода для разделений, Церковь распространила единую форму и чинопоследование богослужений на все существовавшие в первые века христианские общины.

В настоящее время Православная Церковь служит по сокращенному варианту Литургии святого Апостола Иакова. Это Божественная Литургия святителя Иоанна Златоустого, а в определенные периоды – Божественная Литургия святителя Василия Великого и Божественная Литургия святителя Григория Двоеслова, называемая Литургией Преждеосвященных Даров.

Богослужение частное совершается для удовлетворения благодатными средствами многоразличных религиозных потребностей и нужд отдельных членов Церкви Христовой. К частному Богослужению относятся, главным образом, молитвословия и молебные пения на разные частные случаи (требы), а также Таинства, за исключением Таинства Евхаристии (см. далее), совершаемой только во время Божественной Литургии.

Регламентируются Богослужения церковным Уставом – Типиконом.

Христианин, понимающий содержание Богослужения, познает каждую истину веры не памятью, как при изучении школьном, но молитвою, просвещая вместе и разум, и сердце.

Святые о Богослужении

Служение и поклонение Богу духом и истиной есть та благая часть, то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души в вечности: в вечности получает полное развитие.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Для нашего богослужения удобно всякое место: случится ли нам быть на корабле, в пустыне, в темнице – и корабль, и пустыня, и темница могут служить местом для совершения богослужения, так как храмом считается собственно душа христианская, и где собираются души христиан, там и приносится жертва Богу.

Дионисий Александрийский

Священнодействие, нами совершаемое, есть самое страдание Спасителя нашего.

Священномученик Киприан Карфагенский

Служение Богу из всех действий человеческих есть самое значительное и славное. И это действие не только по долгу, но и по естественному предназначению должно быть внутренним и внешним, душевным и телесным. Нельзя совершать служение Богу, когда этого не чувствует душа…Служить Богу – значит повиноваться Его закону…Служить Богу – значит устремляться только к тому, что делает дух твой спокойным. Спокойствие духа соединяет с Богом в этой жизни союзом веры и добродетели, а в будущей – союзом славы…Служить Богу – значит хранить любовь к нему и к тому, который создан по образу Его…Служить Богу – значит отвергнуть все то, что противно служению Его…Служить Богу – значит отречься от самого себя, по учению христианскому.

Платон, митрополит Московский

Нет другого способа и средства к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме принятия свыше благодати Христовой.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Для чего сажают фруктовые деревья в саду? Конечно для того, чтобы собрать с них плоды. К чему же листья? Они только наружное украшение дерева; но если бы оборвать их, то и дерево засохнет – и плодов не получите. Так равно если бы уничтожить и внешность в Богослужении, действующую на воображение, трогающую душу, то и внутренность скоро охладеет.

Святитель Дмитрий Ростовский

Только сердце, свободное от всего плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться с Ним <…> Чем усерднее мы будем служить Богу, тем больше получим себе пользы, тем больше будет выгоды для нас самих. Не будем же лишать себя столь великого приобретения <…> Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному.

Святитель Иоанн Златоуст

Решившись служить Богу, пребывай в страхе Божием и приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждению, а к искушениям и огорчениям.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Вывод из прочитанного

Главной целью Православного христианского Богослужения есть приведение верующих к общению с Богом и преподания им спасительной Божественной благодати. Православное христианское Богослужение является установлением Божественным, земным отображением Богослужения небесного и земной жизни Иисуса Христа, изложенных в Священном Писании. Православное христианское Богослужение содержит всю полноту богословия.

Отличие от других религий мира

Другие религии мира, включая протестантские общины, не имеют богослужения установленного Самим Богом, не имеют богослужения зримо отображающего всю полноту Священного Писания и христианского Богословия, не имеют Священной Божественной Литургии, как земного отображения Литургии Небесной, с ее основной частью – Евхаристиею, как средством действительного, реального общения и соединения с Богом и усвоения благодати искупления.

Даже делая добрые дела, исповедующие другие религии, не имеют литургической жизни, которая есть Любовь и является только результатом единения человека в Духе Святом с Господом Богом Иисусом Христом.

Словарь христианских терминов

Богословие – учение о Боге и наше отношение к Нему. Богословие бывает

  • догматическое – систематическое изложение Православных догматов;
  • нравственное или практическое – излагает учение о христианской нравственности;
  • сравнительное или обличительное – показывает отличие и превосходство Православного учения пред неправославными;
  • пастырское – излагает обязанности пастырей Православной Церкви;
  • основное – излагает основные истины христианства.

Промыслительность, промысел – попечение, властное управление, распоряжение. Так называется действие премудрой и всеблагой воли Божией, которая добрым целям помогает, а возникающее через удаление от добра, зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Символ (греч. ) – составляю, соединяю, образую единое целое.

Треба, требование – потребность, нужда

Вопросы по теме

1. Чем становится жизнь человека, встретившего Бога?
2. Что означает слово Литургия?
3. Какова главная цель Православного христианского Богослужения?
4. Из чего состоит Православное христианское Богослужение?
5. Что является основой Православного христианского Богослужения?
6. Что есть богослужение общественное?
7. Какая основная служба богослужения общественного?
8. Что есть богослужение частное?
9. Чем отличается Богослужения Православной Церкви, от богослужений других религий мира?
оглавление

Поделиться: