17. Праздники (продолжение)

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

По определению церковному, Церковные праздники – это дни, назначенные Церковью для торжественного чествования Господа Бога и святых, в которых Он «изобразился» (Гал. 4. 9).

Церковные праздники установлены в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа, в прославление Креста Господня, обретения нерукотворенного образа Иисуса Христа и Его ризы.

Праздники установлены в честь и память Пресвятой Богородицы, в память событий Ее жизни таких, как Ее Рождество, кончина (успение), обретение и положение на хранение во храмах Ее вещей, в честь Ее чудотворных икон, а также Ее особенных благодеяний Церкви Христовой и человечеству. Однако и в Богородичных праздниках центральным лицом и основанием праздника является Сам Господь Бог, прославивший Ее как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» выше всякого творения небесного и земного.

Праздники установлены и в честь «бесплотных сил» – мира ангельского, в частности, Архангелов Михаила и Гавриила. В честь святых, тех, кто освятился святостью Божией, в ком «изобразился» Христос. Центром и основанием этих праздников также является Господь Бог, призвавший всех из небытия в бытие, дарующий всем Жизнь, Святость, Любовь, вечность, имеющий попечение о всех и вся.

Во все эти дни богослужения в храмах совершаются по особым, на каждый праздник установленным, чинопоследованиям, приспособленным по содержанию к празднуемым событиям и обстоятельствам. Эти службы изложены в специальной книге, которая называется «Типикон», что означает Устав Церковный.

Православные праздники по степени торжественности разделяются на малые, средние и великие.

В свою очередь великие церковные праздники разделяются на три разряда: к первому принадлежит высочайший праздник христианства – Пасха, ко второму – так называемые двунадесятые праздники, к третьему – великие недвунадесятые.

Двунадесятыми праздниками называются в церковном уставе двенадцать особо чтимых великих праздников.

Одни из них установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и посвящены воспоминанию важнейших событий земной жизни Спасителя: Рождество Христово, Сретение, что означает – встреча, Крещение Господне или Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Эти праздники носят название праздников Господских.

Другие праздники – в честь Пресвятой Богородицы и посвящены событиям из жизни Матери Божией. Эти праздники называются Богородичными: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы.

Богослужения двунадесятых праздников отличается особенной торжественностью, в них все посвящается празднуемому событию.

Однако наиболее торжественно и по особому чинопоследованию совершается богослужение в «праздников праздник», «царь праздников», «торжество из торжеств», основной христианский праздник в честь Воскресения Иисуса Христа – Пасха Христова.

Особенности этого чина в обилии каждения и света. В храме зажигаются все лампады и свечи, все паникадила, все священнослужители и молящиеся держат в руках зажженные свечи. Во время Богослужения звучат только радостные песнопения, а сам праздник длится целую неделю.

Празднование и Богослужение Православной Церкви по заповеди Иисуса Христа состоит, главным образом, в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа над грехом и смертью и с Ним всех верующих в Него.

Эта победа, восстановившая единение Бога с человеком для нашей вечной блаженной жизни, предызображена в Таинстве Святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского Богослужения.

Поэтому самый день Пасхи или Воскресения, как день оправдания нашего пред Богом, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4. 25), и как день Божественного прославления Тела и Крови Христовых, таинственно соединяющих нас с Богом, есть и первый между неделями года и днями седмицы, и последний. Последний как образ вечного и блаженного с Богом соединения.

К Пасхе, к Святому Воскресению, приготовляют и ведут все дни Богослужения, потому что без Воскресения Христова все они для нас неполны. Ведь «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15. 14).

Основной чертой праздника Пасхи является то, что это праздник не просто событие Воскресения Христова, но этот праздник есть Сам Воскресший Господь: «Пасха наша, Христос» (1Кор. 5. 7). Такого праздника, где Сам Бог Своим Воскресением, Жизнью, Любовью и Радостью…есть «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 23), нет ни в одной религии мира. Сам Бог Своим Воскресением в сердцах верующих, наполняя их жизнью, Жизни празднует утверждение.

Все праздники православные как ступени в духовном восхождении христианина к Вечности предваряют и ведут к празднику Воскресения Христова, ведут ко Христу. Такой Христоцентричности, направленности на Жизнь, Любовь и Спасение, нет ни в одной религии мира. Где нет встречи с Богом, не может быть и последовательной цепи событий, в том числе и отмеченных праздниками, которые бы вели к одному – к Богу. Если нет встречи, нет и результата встречи – спасения.

Все великие праздники имеют также предпразднецтва и попразднецтва.

Предпразднецтва – это дни, предшествующие празднику и приготовляющие верующих к достойной его встрече и провождению. В дни предпраздецтва, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника.

В дни предпразднецтва верующие готовят себя к встрече праздника покаянием: «Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься» (Ин. 11. 55), чтобы, исполнившись благодатью Святого Духа, быть сопричастным Христу и чистым, любящим сердцем сопережить события, связанные с нашим спасением и отображенные в празднике.

Но основное назначение предпразднецтва – напоминание христианину о предвкушении вечной жизни в Царстве Божием, которое уготовил Господь всем верующим в Него, где сам праздник являет собой непременный этап этого небесного восхождения: «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей Много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были где Я» (Ин. 14. 1-3).

Попразднецтво – это дни, составляющие продолжение церковного праздника. После многих праздников Господских и Богородичных попразднецтво состоит в том, что Церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника

Так, после дня Рождества Богородицы, совершается праздник в честь святых и праведных Иоакима и Анны, после Рождества Христова празднуется собор Богородицы, после Крещения Господня – собор святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после Сретения Господня – память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, после Благовещения – собор Архистратига Михаила.

Если после праздников Господских и Богородичных нет воспоминания участников события праздника (это Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне), во время попразднецтва, в церковных песнопениях вспоминается и прославляется само событие праздника.

Число дней попразднецтва бывает разное, обычно от одного до восьми, в зависимости от большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.

Обычай иметь предпраздецтва и попразднецтва уходит своими корнями в дохристианское время, когда Сам Бог указал ветхозаветной церкви совершать приготовления к своим праздникам, а также совершать заключения их: «В первый день священное собрание, никакой работы не работайте. В течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу; это – отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23. 35, 36).

Определенные указания на предпраздничную подготовку находим в земной жизни Иисуса Христа, повелевшего приготовить вечерю и заключившего ее молитвенным песнопением: «В первый день опресноков приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху… и воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26. 17-19, 30).

Есть в Православии также праздники, которые касаются лично каждого верующего христианина. Они связаны с «христианским» именем, которое дается человеку, при вступлении его в лоно Церкви. Называются такие праздники святыми именинами. Они посвящены тому или иному святому Православия, прославленному Церковью и причисленному к лику святых. Имя этого святого присваивается христианину, который с этого времени находится под невидимым святым покровом Божиего угодника. Некоторые имена святых с указанием дат празднования их памяти и объяснением значения имени можно прочитать в приложении.

Святые о праздниках

Любящий Бога ангельской жизнью живет, постясь и бдение совершая, поя и молясь, о всяком человеке всегда доброе помышляет.

Преподобный Максим Исповедник

Благодарение есть свидетельство о возлюблении Бога.

Преподобный Федор Студит

Божество ни в чем не нуждается. Так для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы соделать через это теплее нашу любовь к Нему <…> Когда кто воспламенится любовью к Богу, то уже не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но, имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет ум свой к небесным предметам, их созерцает и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон Его.

Святитель Василий Великий

Псалом делает светлыми праздники….

Преподобный Ефрем Сирин

Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим <…> Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод человека.

Преподобный Антоний Великий

Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни первого Адама, который через грех был поглощен смертью и снова отошел в землю, из которой был создан.

Святитель Григорий Палама

Бога тогда преславно почтишь, когда посредством добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие.

Авва Евагрий

Молись мирно и безмятежно, пой Богу разумно и благонастроенно, и будешь как птенец орлиный подниматься на высоту.

Преподобный Нил Синайский

Служение и поклонение Богу духом и истиной есть та благая часть, то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души в вечности: в вечности получает полное развитие.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Церковные праздники и богослужения Православной Церкви по заповеди Иисуса Христа состоят, главным образом, в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа над грехом и смертью – это дни торжественного чествования Господа нашего Иисуса Христа, святых, в которых Он отобразился, а также важнейших событий, связанных с Господом и нашим спасением.

Отличие от других религий мира

В отличие от праздников других религий мира Православные праздники

  • имеют своей целью привести к личной встрече с Богом. Где нет личной встречи с Богом, не может быть и последовательной цепи событий, в том числе и праздничных, которые бы вели к одному – к Богу. Если нет встречи, нет и результата встречи – спасения. Поэтому вершиной, кульминацией, праздника Православного есть Святое Причастие;
  • будучи расположены в определенной череде, которая отображает, с одной стороны, последовательность евангельских событий, связанных с нашим спасением, а, с другой стороны, все этапы, весь путь, все ступени духовного восхождения, которые должен пройти христианин, имеют своей целью это дарованное нам спасение достичь;
  • имеют целью своей христоцентричностью привести человека к одному – Пасхе, Христову Воскресению, восстановившему единение Бога с человеком для нашей вечной блаженной жизни, где Пасха Христова – есть Сам Христос.

Словарь христианских терминов

Чинопоследование – изложение какого-либо Богослужения, в котором указан чин (порядок, устройство) и сама служба, то есть то, что в ней петь и читать следует.

Вопросы к теме

1. Какое определение дает Церковь Православным праздникам?
2. Как по степени торжественности разделяются Православные праздники?
3. Как разделяются великие церковные праздники?
4. Назовите двенадцать особо чтимых Православных праздников.
5. Что отличает великие Православные праздники?
6. К какому празднику ведут все Православные праздники?
7. Что есть Пасха Христова?
8. Назовите основной момент каждого Православного праздника.
9. Чем отличаются Православные праздники от праздников других религий мира?
оглавление

Поделиться: