18. Еще о жизни Литургической и Евхаристической

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Наиболее часто под Божественной Литургией, как писал Н. И. Барсов, понимается «название главнейшего из христианских богослужений… выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской Церкви».

А главная цель христианской Церкви соответствует основной цели нашего сотворения Богом.

Эта цель для всех людей одна – стать богоподобными для вечного общения в любви с Любовью, благом, Светом, Истиною и Святостью…, Которые есть Бог.

Божественная Литургия, как Богослужение, не придумано людьми. Сочинитель Новой Скрижали, блаженной памяти Преосвященный Вениамин (Краснопевков), писал о Литургии, что она «святейшее и, по вдохновению Духа Святого, в Церкви установленное, великолепнейшее священнодействие… совершаемое христианами и даже самими Ангельскими чинами с благоговением уважаемое». Сам Бог Духом Своим Святым установил это служение.

Бог же никогда не устанавливает чего-либо, что не соответствовало бы образу Его Бытия. Так, если Бог Свят, то Он хочет, чтобы и мы были святы. Он так и говорит: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) Свят, освящающий вас» (Лев. 11. 44).

Будучи Сам Любовью, Господь желает, чтобы и мы пребывали в ней: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга… если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем… И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4. 11, 12, 16, 21).

Будучи Жизнью, Жизнью Вечной, «Бог даровал нам жизнь вечную» (1Ин. 5. 11)… Можно об этом говорить до бесконечности.

Но здесь важно другое. Бог предлагает нам все, что имеет Сам в Себе, и не предлагает ничего из того, что не имеет в Самом Себе. Так, не имея в Себе смерти, Бог ее не творил и в мир сотворенный не вносил.

Это же можно сказать и о Божественной Литургии. Бог не предложил нам чего-либо из того, в чем Сам не находится, не предложил нам тот образ Бытия, в котором Сам не пребывает.

Так происходит потому, что Бог Единый в Троице есть Божество Само с Собою согласное, Которое есть Жизнь от Жизни, Свет от Света, Благо от Блага, Слава от Славы, Истина от Истины, Святость от Святости. . . что являет Жизнь Литургическую Единого Триипостасного Бога.

Да и сама Триипостасность, в которой Сын предвечно рождается от Отца и Дух Святой предвечно от Него же исходит, также являет Литургическую жизнь Святой Троицы.

Предвечное рождение и исхождение, составляющие образ бытия Бога, сами по себе являют общее дело этого Бытия – Литургию. В этой Литургической Жизни Триединого Божества каждая Ипостась Святой Троицы причастна каждой Ипостаси Святой Троицы.

Поскольку каждая Ипостась Святой Троицы исполняет в Причастии Любовью и Благом каждую Ипостась, дарит Любовь и Благо каждой Ипостаси… то это общение Лиц Триединого Бога также можно назвать «евхаристичным». И Образ Бытия Святой Троицы можно назвать «евхаристичным».

Напомним, что греческое слово «Евхаристиа» означает «воздаяние благодарности» или «благодарение».

Однако, Жизнь Литургическая и Евхаристическая Святой Троицы не ограничивается только жизнью в Самой Себе.

«Творец всего» – эти слова преподобного Симеона Нового Богослова раскрывают Литургию как общее дело Триипостасного Бога.

«В начале сотворил Бог… (Быт. 1. 1). Сотворил! Сотворение! То есть совместное творение. Оно-то и есть общее дело, Литургия! Бог желает наделить полнотой Жизни, счастьем Любви, Блага, Света и Святости… не только Самого Себя.

«Для Благости, – писал святитель Григорий Богослов, – недовольно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо сие свойство высочайшей Благости), то Бог измышляет во-первых Ангельские и небесные силы…

Во-вторых, мир – вещественный и видимый. И это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними, удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, а еще более достойный удивления по стройности и согласию целого, в котором одно к другому и все ко всему состоит в прекрасном отношении, служа к полноте единого мира…

И, в-третьих, Художественное Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа. Созидает человека, и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив Жизнь, творит как бы некоторый второй мир – в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного… видимого и умосозерцаемого, ангела, который занимает средину между величием и низостью… ради благодати… чтобы пребывать в прославлении Благодетеля… ущедренного величием; творит живое существо… чрез стремление к Богу достигающее обожения».

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт1. 26). И опять «сотворим»! Опять совместное творение, общее дело! Снова Литургия! Господь желает исполнить Литургию Жизни творениями, высочайшим из которых есть Человек! «Ибо таково свойство Царя – сообщать блаженство», как писал упоминавшийся выше Григорий Богослов.

Сотворенный человек – результат, венец, Литургии, общего дела, всех Трех Лиц Единого Бога! Человек, соединяющий в себе небесное и земное, призван был из небытия в бытие, «иметь, – по слову преподобного Симеона Нового Богослова, – благое общение с Создателем». Это «благое общение» и есть участие и Причастие Литургической Жизни Творца.

Должен был сотворенный человек пребывать и в прославлении Творца всей своей богообразной жизнью! Другими словами, Господь создавал человека для участия и Причастия в Литургическом и Евхаристическом общении с Самим Собой!

С момента творения сотворенный человек становится участником Литургической жизни Бога, когда Бог, исполнив человека Самим Собой, ввел его в Таинство общего дела Жизни Вечной, сделав причастником Самого Себя.

Прекрасная книга «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии», доносит до нас следующее: «Свидетельства Священного Писания Ветхого и Нового Завета о… Литургии, содержащие бывшие о ней от начала мира прообразования и пророчества, показывают ее Учредителя…

Прообразования и пророчества Таинства Литургии начались с бытием человеческого рода, научая и руководя людей всех веков к вере в Искупителя, делая их участниками Жертвы, принесенной Им на Кресте».

Господь никогда не покидал человека. Даже в грехопадении Литургическая Жизнь Триединого Божества промыслительно предлагает спасение и ведет человека к нему. Ведет от смерти в Жизнь, ведет к восстановлению его Богоподобного достоинства, его Богоносности и Духоносности, которых невозможно достичь вне Литургии, вне общего дала с Самим Творцом.

Бог снова и снова предлагает человеку Литургию, то есть общее дело с Ним, с Богом, и Причастие Самого Себя ради его спасения.

Зримым воплощением Литургического служения Святой Троицы есть воплощение, земная жизнь, проповедь, страдания, крестная смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа, а также ниспослание Святого Духа.

Это Литургическое служение нашло прекрасное отображение в Литургическом творчестве Православной Церкви, которое призвано восстановить Причастие человека Богу и Литургию человека с Ним.

В вечности Божественная Литургия существует и совершается всегда. Земное же, единое по существу и замыслу с небесным, идущее от Единого Основателя, Вечного Архиерея – Христа, последование Литургии было установлено Им на Тайной Вечери.

Поэтому все таинства, обряды и действия, составляющие великое Богослужение Литургии, имеют двоякое значение: историческое и таинственное, которые призваны раскрыть человеку образы и знамения предметов высших, духовных, небесных, которыми раскрывается весь Священный состав Литургии и Божественное Литургическое служение, реально соединяющее человека с его Творцом.

Общее дело, Литургия, не может быть навязана силой. Иначе это уже не будет общим делом. Не будет Литургией. Литургия совершается только в свободе, добровольно, совершатся Любовью и в Любви.

Для человека же участие в Божественной Литургии есть соединение с Богом для Причастия вечной Жизни и участия в ней. Цель Божественной Литургии – та же, что у всякого священнодействия: ставить людей в связь с Божеством, вводить людей в близость Божию.

О Причастии можно сказать то, что говорилось о Литургии. Причастие невозможно навязать кому-либо силой. Единение с Богом так же, как и Литургия должно быть свободным и в свободе, добровольным и исполненным Любовью. Причастие всегда является только Причастием Любви! Это есть свободный выбор всех участников и причастников Литургии. В Литургической Жизни и Причастии могут участвовать только свободные личности.

Отсюда и следующий вывод. В общем деле, в Литургии Жизни участвуют совместно с Богом только наделенные свободой Ангельские чины и человек.

«Так рассуждали, – пишет в «Новой скрижали» архиепископ Вениамин, – Апостольские и Божественные мужи о священной Литургии, которую равноапостольный Дионисий называет Евхаристиею и общением (причащением). Причащение есть соединение Бога с нами, обожение нас, освящение, полнота благодати, осияние, отгнание всего противного, подаяние всякого блага… оно есть сорастворение и общение с Богом, Таинство таинств, священие Святых, истинно Святое Святых…».

Без Литургической жизни с Богом, без участия в Его Божественной Литургии не может быть у человека жизни вечной.

И то верно. Как может в человеке быть жизнь, если он отвергает Литургию, общее дело Жизни, в котором Всеблагой вложил в человека Себя, Жизнь, Жизнь Вечную?

Участие же в Жизни Литургической и Причастие Божества, Причастие Жизни Вечной, Причастие Любви, Блага, Света, Святости, Истины… делает жизнь не только Литургической, но и Евхаристической, когда всем естеством приносится благодарение за дарованные блага Жизни. Фактически, истинная жизнь – есть жизнь Литургическая и Евхаристическая.

Святые о Жизни Литургической и Евхаристической

Литургия есть услаждение Причастием небесных светов и тайн, а также Божественным светом благодати и слова.

Преподобный Макарий Египетский

Бог желает нас сделать богоподобными; а когда сделаемся такими, уже беседовать как с присными – беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть столько же, сколько Он знает познанных.

Святитель Григорий Богослов

Знает Бога и знаем бывает от Бога тот человек, который старается быть всегда неотлучным от Бога.

Преподобный Антоний Великий

Бог Единый в Троице есть Божество «Само с Собою согласное… никогда не было и не будет Само для Себя недостаточным. Знаем, что Оно есть Жизни Жизнь, Светы и Свет, Блага и Благо, Славы и Слава, Истинное и Истина и Дух Истины, Святые и источные Святыни.

Святитель Григорий Богослов

Благодарение есть свидетельство о возлюблении Бога.

Преподобный Федор Студит

Благодарения за те блага, которые восприняты от Бога, делают благопричастным Ему.

Святитель Григорий Палама

Духовность, жизнь по Евангелию – есть норма человеческой жизни… Духовная жизнь – особый мир, в который не проникает мудрость человеческая, но божественная.

Святитель Феофан Затворник

Служение и поклонение Богу духом и истиной есть та благая часть, то блаженное состояние, которое начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души в вечности: в вечности получает полное развитие.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Бог предлагает нам все, что имеет Сам в Себе, и не предлагает ничего из того, что не имеет в Самом Себе. Бог Единый в Троице есть Божество Само с Собою согласное, Которое есть Жизнь от Жизни, Свет от Света, Благо от Блага, Слава от Славы, Истина от Истины, Святость от Святости. . . , что являет Жизнь Литургическую Единого Триипостасного Бога.

Триипостасность, в которой Сын предвечно рождается от Отца и Дух Святой предвечно от Него же исходит, также являет Литургическую жизнь Святой Троицы.

Предвечное рождение и исхождение, составляющие образ бытия Бога, сами по себе являют общее дело, Литургию, этого Бытия. В этой Литургической Жизни Триединого Божества, каждая Ипостась Святой Троицы причастна каждой Ипостаси Святой Троицы.

Это общение Лиц Триединого Бога можно тоже назвать «евхаристичным». И образ Бытия Святой Троицы можно назвать «евхаристичным». Человека создавал Господь для участия и Причастия в Литургическом и Евхаристическом общении с Самим Собой!

В вечности Божественная Литургия существует и совершается всегда. Земное же, единое по существу и замыслу с небесным, идущее от Единого Основателя, Вечного Архиерея – Христа, последование Литургии было установлено Им на Тайной Вечери.

Цель Божественной Литургии – та же, что у всякого священнодействия: ставить людей в связь с Божеством, вводить людей в близость Божию.

В общем деле, в Литургии Жизни, участвуют совместно с Богом только наделенные свободой Ангельские чины и человек.

Причастие всегда является только Причастием Любви! Фактически, истинная жизнь – есть жизнь Литургическая и Евхаристическая.

Отличие от других религий мира

Ни одна религия мира не воспринимает образ бытия Божества как Литургическую и Евхаристическую Вечную Жизнь.

Ни одна религия мира не имеет понятия и понимания предназначения человека как вечного участия и Причастия Литургической и Евхаристической Жизни Бога.

Ни одна религия мира не имеет понятия Причастия как Причастия Любви, то есть Самого Бога.

Не имея Причастия Литургической и Евхаристической жизни с Богом и в Боге, религии мира не имеют и причастия Вечной Жизни, как таковой.

Словарь христианских терминов

Богоподобный – достойный Бога, Богоподражательный, Божественным блеском сияющий.

Духоносный – имеющий в себе Святого Духа.

Вопросы к теме

1. Что наиболее часто подразумевается под Божественной Литургией?
2. В чем цель нашего сотворения Богом?
3. Предлагает ли нам Бог то, что не имеет в Самом Себе?
4. Как можно назвать образ бытия Святой Троицы?
5. Что означают слова «Литургия» и «Евхаристия»?
6. Можно ли быть причастником Литургической и Евхаристической Жизни Бога 
   вне своего свободного выбора?
7. Что есть истинная жизнь?
оглавление

Поделиться: