20. Живой ковчег завета (продолжение)

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Почитает Православная Церковь Богоматерь, утверждая Ее Приснодевство. Что значит Приснодевство? Слово «присно» в переводе с церковнославянского означает «всегда», «непрестанно». Тем самым, Церковь утверждает, что Пречистая Дева, всегда, и до Рождества Сына, и после, непрестанно оставалась Девой, не имеющей мужа. Утверждение это имеет в Библии основание.

Несколько ранее мы писали о значении ковчега завета и о пророчествах, связанных с ним. Написали и о трепетном отношении народом Израиля к ковчегу, и о почитании его. Это был рукотворенный ковчег, который был прообразом Ковчега Живого. Она стала Ковчегом Живым.

И если к ковчегу ветхозаветному Господь запретил касаться, то тем паче к Ковчегу Живому.

Да и сам Иосиф, обрученный Ей, будучи праведным, знал закон и понимал, что все, чего касается Бог и что принадлежит Богу – свято (Исх. 30. 29; Лев. 6. 18, 27). Он помнил, что произошло с иудеем Озой, когда тот «простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него… «Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия».

Помнил Иосиф и как «устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню» (2Цар. 6. 6, 7, 9). Помня и зная это, разве дерзнул бы праведный иудей, ревнитель закона, даже помыслить, чтобы коснуться и жить как муж с женой с Той, Кто Сама есть Живой Ковчег Живого Бога, почившего на Ней Святым Своим Духом, явив через Нее Себя миру? Вряд ли…

И исполнилось пророчество Господне Приснодевой: «И слава Господа вошла в храм путем ворот<…> И сказал мне Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 43. 4; 44. 2).

Велик пред Богом и людьми подвиг Пречистой. Ведь, фактически, молвив, послушно давая согласие Богу: «Я – раба Господня», Она тем самым, в определенной степени, стала сопричастницей земного подвига Христа в деле нашего спасения. Стала сопричастницей Его страданий на Кресте, за каждого из нас. Но стала и сопричастницей Его Воскресения.

Поэтому Православная Церковь и почитает Ту, Которая даровала радость всему миру, имея для этого в Евангелии все основания.

Во-первых, Ее почтил и прославил Сам Господь, Который и сотворил Ей величие: «Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1. 49). Почтил и прославил, как и говорил: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2. 30). А Она прославила Его всей Своей жизнью. Как же нам не величать Ту, Которую возвеличил и величает Сам Бог?

Во-вторых, и Сама, возвеличенная Богом, прорекла о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1. 48). Как же нам не ублажать Ее, Пречистую и Пренепорочную, если живем по Слову Божию. Не ублажать Ту, Которую величает Сам Бог?

В-третьих. Как же не величать Ту, Которую, уже при жизни Сам Господь назвал блаженной? «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11. 27, 28).

Это написано о Ней, носившей во чреве и питавшей сосцами Богочеловека Христа.

Это о Ней, запечатлевшей в сердце Своем «словеса Господня», сказал Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Она не просто слышала и соблюдала. «Мария сохранила все слова эти, слагая в сердце Своем» (Лк. 2. 19). Она жила и мыслила Словом Господним.

Это о Ней, в послушании смиренно молвившей: «Да будет Мне по слову Твоему», сказал Господь. Сказал, «призрев на смирение рабы Своей» (Лк. 1. 48).

Напомним, что «блаженный (евр. – счастливый, спасенный) употребляется в Библии, – как написано в Библейской энциклопедии Брокгауза, – по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке, <…>и который получил спасение и блаженство, даруемое верующему Богом через Иисуса Христа».

В-четвертых. Как же не величать Ту, Которую величает Сам Бог, Которую «благодатной» и «благословенной» назвал Архангел (Лк1. 28), Которая названа «благословенной между женами» (Лк. 1. 28, 42) и Которая Своей любовью к Богу, Своей чистотой, Своим смирением, Своей жертвенностью, Своим сораспятием Сыну, Сыном же и возвеличена?! Ее, вместившую в Себя Невместимого, названною блаженной, потому что явила в Себе во всей полноте все (!) Евангельские блаженства (Мф. 5. 3-12)… Судите сами:

«Блаженны нищие духом…». Это о Ней, «Рабе Господней», потому что только настоящий Раб – нищий духом.

«Блаженны плачущие…». Это о Ней, Которой «оружие прошло душу» (Лк. 2. 35), причиняя невыносимую боль ранами, Кровью и смертью Сына, ставшего «предметом пререканий» (Лк. 2. 34).

«Блаженны кроткие…». Это о Ней, Которую «призрел Он», глядя «на смирение Рабы Своей».

«Блаженны алчущие и жаждущие правды…». Это о Ней, жившей словом Божиим, словом Истины, и первой получившей самую желанную весть – «благовествование Христово», в котором «открывается правда Божия» (Рим. 1. 17). Это о ней, чрез Которую «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим. 3. 21).

«Блаженны милостивые…». Это о Ней, воспевшей ко Господу: «Милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1. 49), потому что «с милостивым Ты поступаешь милостиво» (Пс. 17. 26).

«Блаженны чистые сердцем…». Это о Ней, потому что, «благ Бог<…> к чистым сердцем» (Пс. 72. 1), и потому что именно ее чистое сердце избрал Господь в обитель Себе.

«Блаженны миротворцы…». Это о Ней, потому что, «плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3. 18). Так и Она, «оправдавшись верою», имела «мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5. 1), поэтому и восприняла Его своим сердцем.

«Блаженны изгнанные за правду…». Это о Ней, явившей миру Живую Истину, спасая которую Ангел сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там» (Мф. 2. 13), в изгнании.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…». Это о Ней. Вспомните, как поносили и поносят Ее иудеи и доныне.

Как же нам не прославлять Ее?! Ее, исполненную блаженства, Православная Церковь величает не только Блаженной, но и Присноблаженной, то есть блаженной всегда. Блаженной на земле и на небе, куда Она была вознесена не только душой, но и Своею Пречистою плотью.

Хотя Писание и умалчивает об Успении Пресвятой Богородицы, поскольку является Благой Вестью о Христе Спасителе, однако, несмотря на это, сам факт смерти Пречистой не оспаривает никто. Да и как можно здесь утверждать что-либо обратное или с чем-то не соглашаться, если смерть пережил даже Тот, кто бессмертен, Тот, кто Сам является Жизнью…

Так, для блаженного Августина смерть Богоматери являлась несомненным фактом, о котором он в беседе на псалом 78 писал: «Мария от Адама умерла за грех (первородный), Адам умер за грех (свой), Христос же – для уничтожения грехов».

Очевидно не вызовет возражений и утверждение, что «смерть, будучи итогом жизни, у различных людей тоже не одинакова, как не похожи их жизни и они сами. Поэтому естественным является предположение, что у такой необыкновенной Личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственною в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такою, какой не было ни у кого, кроме Нее».

И предание Церкви, отдавая должное высокому Ее достоинству, с несомненностью утверждает, что приняв чистую и непорочную душу Преблагословенной в Свои руки, Христос Воскресил и возвел на небеса и Ее пречистое тело: «Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, ужели пречистая плоть Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов предана тлению», – восклицает Архиепископ Сергий.

Действительно, логика подсказывает, что Та, Которая удостоилась носить под сердцем Невместимого, Самого Христа, Та, Которой «сотворил величие Сильный», Та, Которую должны «ублажать все роды», Та, Которая названа «благодатной», «благословенной» и «блаженной», уже при жизни… должна иметь и Евангельское основание того, о чем повествует предание. И оно есть.

Православное богослужение, содержащее всю полноту богословия, особенно в высочайшей своей части – Литургии, и предлагает нам как раз это основание. Имеется в виду предлагаемый Церковью, обычно читаемый в Богородичные праздники, фрагмент из послания к Филиппийцам Святого Апостола Павла: Фил. 2. 5-11.

Этот фрагмент стоит привести полностью, чтобы попытаться сопоставить написанное в нем о Христе с тем, что имела в себе Носившая Христа. Вот этот фрагмент:

«5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти же крестной.

9. посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Когда Апостол пишет, обращаясь к нам, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», то тем более найдем «те же чувствования» у Пресвятой Девы.

Давайте сравним. Господь Всевышний, Царь Царей, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». И Пречистая Дева, будучи по отцу своему Иоакиму царского рода, «из дома Давидова» (Лк. 1. 27), а по матери Анне из первосвященнического рода Аарона, была обручена простому плотнику. И более того, Она, как и Ее Сын, воспринимала себя рабой: «Я – раба Господня» (Лк. 138).

Господь «смирил Себя». И Преблагословенная, услышав приветствие Архангела Гавриила, в которой была названа «благодатной» и «благословенной между женами» (Лк. 1. 28), не воспарила и не возгордилась, что избрана Богом. Не стала мнить о Себе, что достойна столь великой милости «обрести благодать у Бога» но, будучи смиренной, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 129). Смутилась, а не вознеслась! Однако именно поэтому Господь и избрал Ее, «что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1. 48).

Господь «был послушным», послушным Богу. И Пресвятая, будучи рабой Господней, рабой смиренной, была послушна. Вспомним, как Она, проявляя послушание, смиренно молвила: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1. 38). И это смиренное послушание проявляла всегда, во все дни жизни Своей. Проявляла, когда, еще нося во чреве, послушно отправилась из Назарета в Вифлеем, повинуясь повелению кесаря о переписи.

Когда в пещере (!) «родила Сына своего Первенца <…> потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2. 7). Не возроптала, не возмутилась, не восстала… что Царю Царей, о Котором и небо и Ангелы ликовали, не нашлось даже в гостинице места.

Смиренно и послушно, повинуясь повелению Господа, с Младенцем на руках, по жаре, оставив родную землю, дом, хозяйство, родных и близких… отправилась в другую страну, в Египет, спасаясь от Ирода…

Зная, что ждет Ее Сына, который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной», смиренно и послушно несла Свой Крест, следуя за Ним, когда Он вышел на проповедь, когда Его не понимали, преследовали, когда Он нес Крест на Голгофу… И как Мать, Сама, в сердце Своем переживая вместе с Сыном боль от Его ран, страдая Его страданием, стояла у Креста, сораспинаясь Ему… Наверное никто не усомниться, что и Она, как и Он, была «послушной даже до смерти».

Смиренной и послушной Рабой Живого Бога можно быть только тогда, когда Его любишь. Бывает рабство вынужденное. Такой раб в сердце своем бунтарь. Ее Рабство добровольное. Это Рабство любви. Рабом Богу невозможно быть, не смирившись, и подлинного смирения не бывает без Рабства Богу.

«Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фес. 2. 9, 10). Да, разве о Ней, смиренной и послушной Рабе Господней, воплотившей в себе все Евангельские блаженства, прошедшей путь с Сыном Своим «даже до смерти»… нельзя сказать, что «поэтому и Бог превознес Ее и дал Ей имя выше всякого имени?

И Святая Соборная и Апостольская Церковь провозглашает Ее восшествие на небеса и душою, и телом, как закономерное завершение земного пути и продолжение пути небесного, в котором Господь приобщил Своему собственному Воскресению Ее Воскресение.

Воскресение Той, Которая во всем следовала за Христом, сказавшим о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Воскресение Матери Жизни, Жизнью, Христом Богом «обожившая естество земных» и одержавшая Господом полную победу над смертью.

Ее, величает Сам Бог. Ее «благодатной» и «благословенной» назвал Архангел (Лк1. 28). Она названа «благословенной между женами» (Лк. 1. 28, 42). Она Своей любовью к Богу, Своей чистотой, Своим смирением, Своей жертвенностью, Своим сораспятием Сыну, Сыном же и возвеличена.

«Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо Мною – ЛЮБОВЬ» (Песнь П. 2. 4).

Святые о Богородице

Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением… Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве…Мария сделалась для нас небом – Божиим престолом, потому что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество.

Преподобный Ефрем Сирин

Христос вышел из утробы, и утроба осталась девственной, потому что Тот, Кто без семени устроил Себе в Деве одушевленный храм, Сам и сохранил, как Бог, утробу целою.

Святитель Иоанн Златоуст

Дева изгнала нас из рая, через Деву мы обрели вечную жизнь: чем осуждены, тем и увенчаны.

Святитель Иоанн Златоуст

От Пренепорочной матери Своей Он (Господь) заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О предивный и пречудный обмен!

Преподобный Симеон Новый Богослов

Дева-матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным Божественным естеством. И все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и ее после Бога. Она – причина и бывших прежде нее благословений и даров человеческому роду и Предстательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания.

Святитель Григорий Палама

Низошел Дух Святой на чистую Деву и еще Ее очистил… Чистая Дева соделалась пречистою, чуждою всякой скверны помышляемой и ощущаемой, соделалась благодатно-чистою, Духоносною, Божественною Девою.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Пречестная Дева Мария есть Живой Ковчег Завета, есть Живой Ковчег Живого Бога, почившего на Ней Святым Своим Духом, явив через Нее Себя миру! Подобно ветхозаветному ковчегу, хранила Она в Своем сердце скрижали Закона и жила Законом. Вместившая в Себя Невместимого, носила Она под сердцем Своим не просто расцветший жезл и небесную хлебную манну, но Отрасль (Зах. 6. 12), Древо Жизни (Отк. 2. 7), Истинный Хлеб Жизни (Ин. 6. 32-51), сшедший с небес.

Абсолютно точно можно утверждать, что Она сердцем вошла во Святое Святых Храма Слова, который есть Иисус Христос. Именно в Храме Она вступила в ту глубину Богообщения, которую исторически Иерусалимский Храм собой изображал.

Ее восшествие на небеса и душою и телом есть закономерное завершение земного пути и продолжение пути небесного, в котором Господь приобщил Своему собственному Воскресению, Ее Воскресение.

Ее величает Сам Бог. Ее «благодатной» и «благословенной» назвал Архангел (Лк1. 28). Она названа «благословенной между женами» (Лк. 1. 28, 42). Она Своей любовью к Богу, Своей чистотой, Своим смирением, Своей жертвенностью, Своим сораспятием Сыну, Сыном же и возвеличена.

Отличие от других религий мира

В других религиях и исповеданиях мира нет Боговоплощения, а следовательно, нет того образа чистоты и святости, который явила миру Пречистая Богородица, принявшая в Себя Бога, почившего на Ней Святым Своим Духом, явившего через Нее Себя миру и сотворившего Ее Живым Ковчегом Живого Бога. Где нет Боговоплощения, там нет и искупления, там нет и освящения Духом Святым, там нет и спасения, которое явила Она.

Словарь христианских терминов

Блаженство – состояние чистого, непорочного сердца, исполненного Благом, которое есть Сам Бог. Полнота жизни в Иисусе Христе. Наивысшее, непреходящее счастье единения с Богом. Духовное удовольствие от самой возможности жить по заповедям, поклоняться, служить и благоугождать Творцу.

Блаженный – спасенный, избавленный от власти греха и смерти, исполненный непреходящей Любовью, которая есть Сам Бог.

Семисвечник ветхозаветный – особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке. Ветви семисвечника заканчиваются подсвечниками с установленными на них свечами. Количество ветвей ветхозаветного семисвечника было определено сакральным отношением евреев к числу 7 и его магическому значению.

Вопросы к теме

1. Какие пророчества и прообразы говорят о Деве Марии?
2. Почему Дева Мария названа Богородицей?
3. Почему Деву Марию называют Пречистой и Пренепорочной?
4. В чем значение ветхозаветного ковчега завета?
5. Почему Пренепорочная Дева является Живым Ковчегом Завета?
6. Почему Богородицу называют Приснодевой?
7. Как Пречистую Деву называл Архангел Гавриил?
8. Кто возвеличил Пречистую Богородицу?
9. Почему Ее можно назвать Блаженной и Присноблаженной?
оглавление

Поделиться: