21. Образ

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Свое евангельское повествование Святой Апостол и евангелист Лука начинает такими словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова…» (Лк. 1. 1, 2).

Примерно такими же словами начинает свое Первое Соборное Послание Святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни…» (1Ин. 1. 1).

В написанном для каждого из нас есть весьма и весьма важное. И это важное в словах: «очевидцами», «слышали», «видели», «рассматривали», «осязали». Они говорят о многом и прежде всего о том, что Богочеловек не просто явился в мир, но Его видели, слышали и осязали. «Бог явился во плоти» (1Тим. 3. 14) – и тысячи это засвидетельствовали.

И еще очень важное есть в этих словах. Это то, что воплотившийся Бог явился как человек, как каждый из нас, состоящий из плоти и крови. Так же, как каждый из нас, он имел образ, то есть все, что можно описать словами и передать изображением. Все, что можно увидеть.

Бог Сам явил видимым образом Самого Себя. Явил, потому, что «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите» (Мф. 13. 16).

Строго говоря, Сам Бог изобразил Самого Себя в Иисусе Христе. Слово «икона» в дословном переводе с греческого языка и означает – изображение. Фактически, можно утверждать, что Иисус Христос есть живая икона предвечного Бога, изображенная Самим Богом.

Бог изобразил во Христе воплощение. Воплощение Своего внутреннего состояния, сущности, естества, которые без воплощения изобразить невозможно. Естество Божественное, которое есть Любовь, которое есть Жизнь, которое есть Истина, которое есть Блаженство… которое бесконечно в Своей Благости и Благодати, которое отобразилось в естестве человеческом, естестве Сына Божия, в Его облике, в Его жизни здесь на земле, в Его словах, в Его делах, в Его страдании, в Его смерти, в Его Воскресении…Во Христе отобразился воплощенный в Его человеческом естестве «образ Бога невидимого» (2Кор. 4. 4).

Образ в дословном переводе с греческого языка означает «оттиск». И оттиск Божий для нас явил Христос. Явил, чтобы Своей Жизнью здесь, на земле, открыть для человека, Каков есть Бог: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14. 9). Явил, чтобы показать и вернуть человеку утраченный грехопадением образ Божий, по которому человек был Богом создан: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях…И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4. 22-24).

Вот этот-то образ Божий во Христе и описан в Святом Евангелии. Вот этот-то образ Божий во Христе и должен изобразиться в нас: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4. 19). В этих словах Святой Апостол Павел употребил слово «изобразится». И это важно. Важно потому, что если Христос изобразится в человеке, то, глядя на его жизнь, его делами, его любовью, светом его жизни будет прославлен Бог: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16). И о Боге, прославленном в человеке, можно будет сказать словами, приведенными в начале этой главы, когда скажут «бывшие… очевидцами»: «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, что осязали наши руки…».

Сам Бог, изобразивший Себя в Иисусе Христе, изображает Себя в Своих святых: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3. 18). Фактически, можно утверждать, что святые Церкви Христовой есть живые иконы отобразившегося в них Бога.

Собственно, если быть абсолютно точным, то Свое изображение и в человеке явил Сам Бог. Явил еще тогда, когда в раю сотворил первого человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину» (Быт. 1. 27). Иными словами, при сотворении человека «образцом, оттиском» стал Сам Бог, так что сотворенный человек был первой «иконой» своего Творца. В человеке заключено нечто, изначально соответствующее Самому Богу. И даже после грехопадения человек в своем бытии некоторым образом отражает, или отображает, бытие Того, Кто его сотворил.

Бог воплотился. Воплотился ради спасения человека. Воплотился не только ради тех, кто жил в то время, две тысячи лет назад. Воплотился и ради нас, которые живут после них. Они, жившие тогда, Его «слышали», «видели», «осязали»… Бог не лишил их этого, изобразив Самого Себя во Христе. Но и нас, живущих теперь, Он любит так же, как и тех, живших до нас. Как же нас Он лишит того, что дал им? Никак. «Ваши же блаженны очи, что видят…» (Мф. 13. 17).

Когда Сам Бог изобразил Самого Себя в Иисусе Христе и изображает Себя в Своих святых, то как же нам поступать должно? «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2. 6).

И если мы свято и искренне верим, что «Бог явился во плоти», то свидетельствуя свою веру, отображаем догмат Боговоплощения в святых изображениях. Поэтому Святая Церковь, имея главой и основанием Самого Бога, нам, живущим теперь, преподносит образ Божий и образы Его святых, в которых Он изобразился. Преподносит, чтобы и мы, как те, жившие до нас, могли «слышать» слово Его в Святом Евангелии, и, как те, жившие до нас, «видеть Его своими очами». Преподносит в святых иконах «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1. 3).

Взирая на икону и молясь, верующие возводят мысль и чувства свои к изображенному, соучаствуя со Христом и святыми Церкви в своем спасении.

Конечно же, верующие не считают иконы богами. И поклонение верующих, по учению Церкви, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к Богу, явившему Себя людям во Христе. А чествование и почитание святых, изображенных на них, возносит чествование и почитание Богу, Который в них изобразился.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, Бог не только изобразил Себя во Христе, но и Сам Христос дал Свой образ эдесскому царю Авгарю, запечатлев его на плате, которым Он утер Свое лицо.

По тому же преданию, святой Апостол и евангелист Лука, написавший «о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова…» (Лк. 1. 1, 2), оставил после себя несколько изображений Божией Матери.

Писания Отцов Церкви, вещественные памятники, найденные в катакомбах, свидетельствуют о существовании икон уже в первые века христианства. Хотя в эти века христианская иконопись не могла, по причине гонений, иметь такие формы и образы, которые выработались впоследствии, но имела, по преимуществу, символический характер. Например, Иисус Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах.

Однако, своими корнями икона и иконопочитание восходит еще далее – в дохристианские времена Ветхого Завета. Сам Бог, изобразивший Себя Самого в Иисусе Христе, прообразами и пророчествами готовил человека и к иконопочитанию.

Строго говоря, Господь никогда не запрещал изображать Бога. Его просто невозможно было изобразить потому, что Его образа никто никогда не видел, а Христос, как «образ Бога невидимого», еще не был явлен миру. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1. 18).

Повеления Божии и Его святая Заповедь запрещает изображать не Бога, Который еще не был явлен во Христе, а кумира, идола, принимаемого за Бога, о котором «мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога кроме Единого» (1Кор. 8. 4).

Повеления же и Заповедь, запрещающие изображать кумиров и идолов, звучит так: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли… не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им, не служи им, ибо Я Господь Бог твой» (Втор. 4. 15-18; 5. 8, 9).

«Закон Господа совершен…откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18. 8), и если бы Господь запрещал изображать Бога, то сказал бы об этом вполне конкретно. Например, так: не изображай Меня, чтобы изображенное не стало кумиром.

Однако, напротив, запрещая изображать кумира, не явив миру еще Свой образ во Христе, Господь являл Себя в различных видах, позволяя эти виды изображать. Так Аврааму «явился Господь у дубравы Мамре», явился в виде трех Ангелов, прообразуя Святую Троицу: «Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не проходи мимо раба Твоего» (Быт. 18. 1-3).

Явившись Аврааму в виде трех Ангелов, Cам Господь и повелел Моисею изобразить Ангелов на ковчеге Завета: «И сказал Господь Моисею, говоря: …сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ея. И будут херувимы с распростертыми крыльями… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое я дал тебе» (Исх. 25. 1. 18-20, 21).

«Идол в этом мире ничто», и это означает, что идолов, каковы, например, языческие боги, живых нет на свете и никогда не было. Между тем, изображения живых существ, реальных небожителей, Господь Сам повелел изображать. И не только Ангелов.

Несколько позднее Господь повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение: «И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый оставался жив» (Чис. 21. 8, 9).

Что же знаменовало это изображение? Этот медный змей был предызображением Самого Спасителя Иисуса Христа, о чем Сам Господь засвидетельствовал: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть сыну человеческому» (Ин. 3. 14). Потому-то этот медный змей имел силу исцелять больных, обращающихся с верою к этому прообразу Спасителя.

Но когда израильтяне стали почитать это изображение за бога, то есть обратили его в идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение этого, Богом данного изображения, и отвратить израильтян от идолопоклонства (4Цар. 18. 1-5).

В дальнейшем изображения херувимов (ангелов), сделаны были царем Соломоном в храме, который он построил: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева… и поставил он херувимов среди внутренней части храма» (3Цар. 6. 18-32).

Соломону не было от Бога особого повеления сделать изображения, однако Бог не только не прогневался на него за изготовление этих изображений, но принял построенный храм и изображения в нем, и освятил Господь их: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9. 1-3).

Несколько позднее Бог в видении показал пророку Иезекиилю, какие священные изображения должны быть в храме. И эти изображения имели уже человеческие лица (Иез. 41. 1, 17-19).

В различные времена Бог являлся людям в различных наружных видах. Как уже упоминалось, в образе Ангелов, младенца, мужа, старца, голубя. Человек в этих случаях видел только наружный вид или облик Божества, а духовной природы или существа Божия не видел. Так, например, Иаков говорит о себе: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32. 10).

О Моисее Бог говорил первосвященнику Аарону и Мариами: «Устами к устам говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис. 12. 8).

Пророк Михей говорит о себе: «Я видел Господа, Сидящего на престоле Своем» (2Пар. 18. 18). Подобное можно прочитать и в других местах Писания: Ис. 6; Дан. 7. 9; Отк. 4. 2-11.

Когда же «Бог явился во плоти», «уничижив Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2. 6-7), то людям открылась возможность изображать Его в многоразличных видах: в образе уничиженного и смиренного человека, в образе рождающегося Младенца, в образе проповедующего и исцеляющего Мужа, в образе преобразившегося, в образе страждущего, с терновым венцом на главе, в образе распятого, воскресшего и вознесшегося на небо.

На святых иконах изображается не природа или существо Божие само по себе, которое по своей духовности невидимо и невообразимо и о котором писали Апостолы: «Бог есть Дух» (Ин. 4. 24), «Господь господствующих, Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6. 16). И действительно, как можно без воплощения изобразить существо Бога, Который есть Дух? Никак. Как можно изобразить существо Бога, Который есть Любовь? Как можно без воплощения изобразить Саму Любовь? Никак. Как можно изобразить существо Бога, Который есть Жизнь? Как можно вообще изобразить Саму Жизнь если она не воплощена? Никак. Как можно изобразить Истину, Благость, Свет… ? Никак.

На святых иконах изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открыть Себя человеку. Благоволил открыть Себя в Своем Сыне Иисусе Христе, и в Пречистой Деве Марии, и в святых Православной Церкви, ее Апостолах, мучениках, святых угодниках.

Взгляните на иконы Спасителя и святых. На них изображены разные лица. Однако, если внимательно присмотреться то окажется, что все они чем-то очень похожи. Все образы на иконах похожи Христом, Который как отец в сыне, изобразился в Своих чадах, в Своих святых.

Каждый «должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2. 6). И если Он, Господь, благоволил видимо являть Себя и изображал, то и Церковь, глава которой Сам Бог, поступает также, видимо изображая Господа в святых иконах. Это с одной стороны. С другой же стороны, Бог Сам непременно изобразится в человеке, в каждом из нас, являя нас живой иконой, если подобно святым Православия, будем «поступать так, как Он поступал», если «отвергнемся себя и возьмем крест свой и последуем за Ним» (Мф. 16. 24).

Святые об иконах

Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование с изобразительностью… Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение.

Деяния VII Вселенского Собора

Разве Владыку нашего можно видеть очами? Он не зрим и не видим по существу, а изображается и бывает видим по человечеству <…> Если кто будет оскорблять образ Царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он видим во плоти.

Преподобный Федор Студит

Итак, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога, так души, так и демона, но что они созерцаются, когда Божественный Промысл облекает образами и формами то, что бестелесно и лишено образов, и не имеет телесной фигуры, для руководства нами и для доставления нам, по крайней мере, поверхностного и частичного знания их, чтобы мы не находились в совершенном неведении Бога и бестелесных созданий.

Святитель Амвросий Медиоланский

Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое.

Преподобный Антоний Великий

Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в Плоти, и в Крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю Плоть Божию, которая была видима.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя перед иконой, ум твой храни безвидным. Величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу, нежели воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его, сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости.

Святитель Феофан Затворник

Вывод из прочитанного

Сам Бог изобразил Самого Себя в Иисусе Христе. Христос есть живая икона предвечного Бога. Бог изображает Себя в святых Церкви Христовой. Святые Церкви Христовой есть живые иконы отобразившегося в них Бога. Святые иконы зримо отображают догмат Боговоплощения. На святых иконах изображаются не природа или существо Божие, которое по своей духовности невидимо и невообразимо, но изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открыть Себя человеку.

Отличие от других религий мира

Другие религии мира, не имея Боговоплощения и не признавая Его, не имеют, соответственно, и изображения Воплотившегося Бога.

Протестантские общины, на словах признавая Боговоплощение, но отвергая изображение воплотившегося Господа, тем самым отвергают и догмат о Боговоплощении, отвергают и следование за Самим Богом, Который изобразил Себя в Иисусе Христе.

Не имея Его Плоти и Крови как истинных свидетельств воплотившегося Христа и, как следствие, не имея также реальной встречи с Богом и соединения с Ним, другие религии мира, включая протестантские общины, соответственно не имеют и святых, освященных святостью Божией, в которых бы, как в живых иконах, изобразился Сам Бог.

Словарь христианских терминов

Ипостась (греч. ) – основание, сущность. Богословский термин, означающий и употребляемый Церковью как синоним лица: «Един Бог в трех ипостасях или лицах».

Евангелисты (греч. ) – благовестники. Так называются авторы четырех Евангелий – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название было шире и прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия. В древней Церкви была особая степень или должность Евангелиста, специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Катакомбы – подземные сооружения в виде лабиринта, галерей или коридоров, служившие для погребения христиан первых веков во времена гонений. В катакомбах имелись помещения для проведения богослужений, для отдыха прятавшихся там христиан, для проведения собраний, а также помещения семейных усыпальниц. Стены катакомб украшались росписями, фресками, содержащими орнаментальные сюжеты, фигуры Доброго Пастыря в центре и некоторые сцены из Библии. Усыпальницы украшались изображениями портретов тех лиц, которые погребены в них. Катакомбы стали прообразом лавр.

Вопросы к теме

1. С каких слов начинается евангельское повествование святого Апостола Луки и 
   первое Соборное послание Иоанна Богослова?
2. Кто изобразил Самого Себя в Иисусе Христе?
3. Кто изображает Самого Себя в святых Церкви?
4. Какой догмат отображен в святых иконах?
5. Есть ли в Библии повеление и Заповедь Божии, запрещающие изображать Бога?
6. Кого и почему запретил изображать Бог?
7. Можно ли изобразить природу или существо Божие?
8. Что изображается на святых иконах?
9. Как должен поступать верующий в Иисуса Христа?
10. Чем отличается иконопочитание Церкви Христовой от других религий мира?
оглавление

Поделиться: