Украинская народная писанка

 

Квитка.jpg

Очень жаль, что наше родное искусство писанкарства, такое известное и привычное раньше, сейчас для многих является непонятной экзотикой. Это искусство было несправедливо забыто на долгие годы, как причастное религии. Но для всех когда-то приходит весна, воскресает Христос, и все должно возродиться снова. И писанка тоже…

 
 
 

Когда родилась писанка

В одной древней рукописи сохранилось  высказывание Иоанна Дамаскина о яйце: «небо и земля во всем подобны яйцу – скорлупа как небо, плева как тучки, белок как вода, желток как земля». Издавна яйцо было символом жизни, возрождения. У многих народов отношение к яйцу было глубоко философским, мистическим. И сама писанка возникла  как часть языческого культа древних славян.

А в христианстве традиция дарить друг другу красные (красивые, украшенные) пасхальные яйца берет свое начало из первых веков христианства. Сохранилось  предание о том, что святая Мария Магдалина, которая пришла в Рим для проповедования Евангелия, предстала перед императором Тиберием и поднесла ему  яйцо со словами: “Христос Воскресе!”. Император усомнился в ее словах. «Никто не может воскреснуть. Это так же невозможно, как если бы яйцо, которые ты держишь в руках, стало из белого красным!». И в тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины стало красным. 

И Константин Экономид (греческий ученый 30-х годов ХІХ ст.) в одной рукописи Х ст., которая находится в монастыре св. Афанасия (Греция), свидетельствует о том, что традиция  пасхальных яиц существует еще с апостольских времен.

Ворпосы 179.jpgБолее тысячи лет назад наши предки славяне приняли христианство. Они искренне и всей душей поверили в Господа Иисуса Христа. Их души преобразились в христианстве, и все их творчество преобразилось в христианстве. Вся символика писанки приобрела новое значение, новое звучание,  писанка тоже преобразилась.  Мастерица, изображавшая на писанке крест, вспоминала о Кресте Господнем и, конечно, пела тропарь Кресту Животворящему.

Ворпосы 155.jpgПисанки писали  весь Великий пост. Чтобы писанкарка набила руку, надо было написать сорок писанок с разбивкой «сорок клинцив». На такой писанке 48 треугольников, по числу дней поста. Каждый треугольник – символизирует землю, поле. А еще – Пресвятую Троицу. Точка в треугольнике – глаз Божий, засеянное поле. А каждая точка – зерно, душу человеческую.

Символами Христа на писанках являются рыбы, барашки, крест… Еще очень много можно говорить о символике писанки. Но главное — писанка славит Христа каждой своей линией, точкой, каждым символом! И когда мы дарим писанку, мы непременно говорим : «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

О чем рассказывает писанка

Этот вопрос волнует каждого, кто впервые берет в руки яйцо и хочет сам создать маленькое чудо — писанку. Чтобы понять это, надо ознакомиться с богатейшим наследием традиционной писанки. И символы, и цвет, и организация пространства на поверхности яйца — все это очень важно.

Множество современных исследований посвящено символике писанки. Очень много внимания в них, к сожалению, уделяется языческому толкованию символов. Как будто и не было тысячи лет христианства на нашей земле.

Христианские традиции писанки нельзя забывать в угоду моде на все «древнее» (читай — языческое). Эти традиции надо беречь, чтобы прославлять Христа Воскресшего всем своим сердцем, помышлением и умением. Именно о христианской традиции писанки мы и поговорим.

 Христианское значение символики писанки

Наполненная тайной  писанка несет в себе философское мировоззрение наших предков, их веру и любовь. Каждый элемент узора, который встречается на писанке,  гармонично вплетен в нее, стал неотъемлемой ее частью. Большой интерес вызывают все  знаки и символы, которые украшают пасхальное яйцо. Необходимо знать и понимать, что означает тот или иной знак, символ, цвет. Правильно понять, «прочитать», писанку, очень важно для нас.

Само яйцо, сырое  яйцо — символ воскресшего Христа, который победив смерть, дарует человечеству жизнь вечную.

Находят свою интерпретацию и все символы на украинской писанке.

Круг -  символ бессмертия  и будущей жизни вечной,  также символ бесконечной Божьей Любви.

Солнце - символ света, а главное — Христа. В литургических молитвах есть обращение к Богу, как к Солнцу Правды.

Крест - это знак крестной смерти Спасителя, знак жертвы за каждого человека, а потому является образом вечной жизни.

Треугольник  в христианстве — это символ Пресвятой Троицы.

Грабельки - символ дождя. В Ветхом Завете дождь является прообразом Спасителя, в Новом Завете — символом добра и распространения Евангелия по всему свету.

Заря, звезда, ружа - это знак Христова царства. Святой  апостол Павел называет зарю образом избранных в вечности. Достаточно часто заря символизирует Пресвятую Богородицу. Как ранняя заря, она предрекает восход Солнца — Христа. 

Дерево жизни ( понятие  всего ценного и значимого) — это образ Божьей Мудрости, гармонии человеческой жизни, стремления совершенства, развития.

Что необходимо учитывать при написании писанки

 

В написании писанки существует три основных принципа: Движение, Симметрия, Символ.
Умение правильно соблюдать эти принципы приходит с опытом.
Элиев, ветрячок.jpgДвижение

Все элементы орнамента должны создавать впечатление постоянного движения, стремления к вечности, к жизни вечной, ко Христу. Не должно быть статичных линий. Все в писанке должно быть стремящееся.

Элиев, симметрия.jpg
Симметрия

Симметрия в писанке присутствует всегда. Она может быть центральной, осевой, многоосевой, но  обязательно присутствует в традиционной писанке. Все элементы парны и «конгруэнтны» (термин из школьного курса математики ) ), то есть одинаковы по размерам сторон, по углам фигуры, по всем параметрам элементов.

Элиев- поповы плечи-гуцульщина.jpgСимвол

Символ и цвет — самая «говорящая» часть писанки. Всегда есть основной элемент, который определяет саму писанку. Как правило, по названию основного символа и зовется сама писанка — «хрещата» ( с изображением креста), «сорококлин» (с изображением 48 клиньев). Потрясающе интересны названия писанок, сохранившиеся в западных областях Украины. Например,  «Попові плечи», «Попові ризи»".  Уже из названия понятно, что напоминает эта писанка

При подготовке статьи использовалась следующая литература:

1. Писанки Катеринославщини. Ю.Датченко

2. Двадцять кіп писанок. Зенон Елиїв

Поделиться: