О почитании святых мощей в Православной Церкви

«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат …»

Каждый раз, заходя в храм, мы видим изменения, происшедшие за время нашего отсутствия. И, прежде всего, изменения в благоукрашении. Каждый предмет, появившийся в храме, радует. Вот появился новый аналой, вот вынесли для всеобщего поклонения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, вот появился еще один мощевик… И выстраивается очередь для того, чтобы с благоговением прикоснуться к этим святыням. Известно, что в Православии просиял целый сонм святых, и их мощи почитаются Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.

Из истории поклонения мощам святых

Традиция поклонения мощам восходит к ранней Христовой церкви (I ст. нашей эры). И возникла она в столице римской империи среди первых гонимых христиан, в подземных – катакомбных – церквах (Рим стоит на базальтовых грунтах, на семи холмах, и подземные воды вымыли здесь огромные пещеры). Язычники Рима, а среди них – вся императорская рать, не принимали христианских верований и преследовали апостолов.

Иноверцев-христиан бросали на арену Колизея на растерзание голодным львам и леопардам. Останки тел мучеников просто выбрасывали: их подбирали последователи растерзанных за веру. В подземельях останки укладывали в гробы, на которых и проводились первые службы Божьи. Это было моление за души, ибо христианская вера предполагает, что человек бессмертен: тело есть временное вместилище его духа и души. С этого и началось поклонение мощам.

Многие мощи не сохранились в целости потому, что в те времена, согласно канонам Вселенского собора 325 года, при возведении наземных церквей нужно было под престол (алтарь) обязательно положить хотя бы маленькую частичку мощей какого-нибудь святого и кусочек Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест сохранялся в Константинополе, и всем восточным церквам, даже сельским, которые приняли крещение от Византии, давали от него частичку.

Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплн в 787 году на VII Вселенском соборе.

Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями и по учению Православных и Католических церквей являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых.

По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. VII Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого.

В VIII веке Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Мощи святых в православных храмах

В каждом православном храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6.9). Использование мощей святых при совершении Литургии, по учению Церкви, символизирует собой участие всех христиан – живых (от церкви земной) и усопших (от церкви небесной) при принесении бескровной жертвы. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого Таинства: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…».

В храмах может быть установлен ковчежец – небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто выполняется из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства. Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове. Мощи святых могут полагаться в мощевиках различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей ее от выпадения или повреждения.

Приходите к мощам с верою

Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo – оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

В Деян. (19.12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела апостола Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов. Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.

Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6.19; 3.17). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6.20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6.19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

Это уважение выражается:

– в благоговейном собирании и хранении мощей;

– в торжественном открытии и перенесении их;

– в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;

– в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);

– в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках, что они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

«Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». Почитая святые мощи, православные верующие верят не в «мощь», не в «могущество» или силу самих по себе останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-то в этих телах.

Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нем Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.

Словами святителя Иоанна Златоуста заключим сказанное выше: «Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастье или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо «утверждает их счастье», и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, «ибо отвращает болезни».

Частицы мощей святых в нашем храме

Велика милость. Божия – и в нашем храме обитают частицы мощей святых угодников Божиих. В конце 2010 года были привезены частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира и святителя Афанасия Полтавского. Помещаем имена, иконы и краткие сведения о святых, к частицам мощей которых мы имеем возможность прикладываться во время посещения храма и испрашивать у них заступничества перед Господом.

Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский

Преподобный иеросхимонах Амвросий Оптинский

День рождения – 23 ноября/6 декабря 1812 г.

Мирские именины – 23 ноября/6 декабря

Постриг в мантию – 29 ноября/12 декабря 1842 г.

День тезоименитства – 7/20 декабря

Иерейская хиротония – 9/22 декабря 1845 г.

Постриг в схиму – 1846-1848 гг.

Кончина (день памяти) – 10/23 октября 1891 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Варсонофий Оптинский.jpg

Варсонофий Оптинский

Преподобный схиархимандрит Варсонофий Оптинский

День рождения – 5/18 июля 1845 г.

Мирские именины – 29 июня/12 июля

Постриг в мантию – 13/26 декабря 1902 г.

День тезоименитства – 24 марта/11 апреля

Иерейская хиротония – 1/14 января 1903 г.

Постриг в схиму – 11/24 июля 1910 г.

Кончина (день памяти) – 1/14 апреля 1913 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Лев Оптинский.jpg

Лев Оптинский

Преподобный иеросхимонах Лев Оптинский

Рождение – 1768 г.

Мирские именины – 20 февраля/5 марта

Постриг в мантию – 1801 г.

День тезоименитства – 20 февраля/5 марта

Иерейская хиротония – 24 декабря/6 января 1801 г.

Постриг в схиму – 1808-1809 гг.

Кончина (день памяти) – 11/24 октября 1841 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Моисей Оптинский.jpg

Моисей Оптинский

Преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский

День рождения – 15/28 января 1782 г.

Мирские именины – 22 января/4 февраля

День тезоименитства – 28 августа/10 сентября

Иерейская хиротония – 25 декабря/7 января 1822 г.

Постриг в схиму – 6/19 июня 1862 г.

Кончина (день памяти) – 16/29 июня 1862 г.

Обретение мощей – 13/26 декабря 1994 г.

 

Антоний Оптинский.jpg

Антоний Оптинский

Преподобный схиигумен Антоний Оптинский

День рождения – 9/22 марта 1795 г.

Мирские именины – 16/29 марта

Постриг в мантию – 2/15 февраля 1820 г.

День тезоименитства – 17/30 июля

Иерейская хиротония – 1827 г.

Постриг в схиму – 9/22 марта 1865 г.

Кончина (день памяти) – 7/20 августа 1865 г.

Обретение мощей – 13/26 декабря 1994 г.

 

Исаакий I Оптинский.jpg

Исаакий I Оптинский

Преподобный схиархимандрит Исаакий I Оптинский

День рождения – 31 мая/13 июня 1810 г.

Постриг в мантию – 5/18 октября 1854 гг.

Иерейская хиротония – 8/21 июля 1858 г.

Постриг в схиму – 1891-1893 гг.

Кончина (день памяти) – 22 августа/4 сент. 1894 г.

Обретение мощей – 31 января/13 февраля 1995 г.

 

Анатолий Оптинский.jpg

Анатолий Оптинский

Преподобный иеросхимонах Анатолий ст., Оптинский

День рождения – 24 марта/6 апреля 1824 г.

Мирские именины – 17/30 марта

Постриг в мантию – 17/30 ноября 1862 г.

День тезоименитства – 3/16 июля

Иерейская хиротония – 7/20 сентября 1870 г.

Постриг в схиму – 15/28 декабря 1893 г.

Кончина (день памяти) – 25 января/7 февраля 1894 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Преподобный схиархимандрит Гавриил Седмиезерский (Зырянов)

День рождения – 14 марта 1844 г.
Постриг в мантию – 1875 г.
Постриг в схиму – 5 октября 1892 г.
Кончина (день памяти) – 24 сентября 1915 г.
Прославление – 25 декабря 1996 г.

Преподобный иеросхимонах Анатолий мл., Оптинский

День рождения – 15/28 февраля 1855 г.

Постриг в мантию – 3/16 июня 1895 г.

День тезоименитства – 3/16 июля

Иерейская хиротония – 29 марта/8 апреля 1906 г.

Постриг в схиму – 1921 г.

Кончина (день памяти) – 30 июля/12 августа 1922 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Преподобный иеросхимонах Нектарий Оптинский

Рождение – 1853 г.

Постриг в мантию – 14/27 марта 1887 г.

День тезоименитства – 29 ноября/12 декабря

Иерейская хиротония – 21 октября/3 ноября 1898 г.

Постриг в схиму – апрель 1920 г.

Кончина (день памяти) – 29 апреля/12 мая 1928 г.

Обретение мощей – 3/16 июля 1989 г.

 

Преподобный иеросхимонах Иосиф Оптинский

День рождения – 2/15 ноября 1837 г.

Мирские именины – 11/24 ноября

Постриг в мантию – 16/29 июня 1872 г.

День тезоименитства – 4/17 апреля

Иерейская хиротония – 1/14 октября 1884 г.

Постриг в схиму – 14/27 февраля 1888 г.

Кончина (день памяти) – 9/22 мая 1911 г.

Обретение мощей – 3/16 октября 1988 г.

 

Преподобный иеросхимонах Макарий Оптинский

День рождения – 20 ноября/3 декабря 1788 г.

Мирские именины – 22 ноября/5 декабря

Постриг в мантию – 7/20 марта 1815 г.

День тезоименитства – 19 января/1 февраля

Иерейская хиротония – 27 мая/9 июня 1817 г.

Постриг в схиму – 1858 г.

Кончина (день памяти) – 7/20 сентября 1860 г.

Обретение мощей – 27 июня/10 июля 1998 г.

 

Преподобные Киево-Печерские из Ближних пещер

Празднование Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих совершается 28 сентября (по юлианскому календарю). В составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих почитаются 60 святых, семь имен святых, почитаемых в составе Собора отцов Ближних пещер, известны из написанных в их честь церковных служб, из древних рукописных святцев известны еще четыре имени.

Праведный Иона Киевский
Монашеский постриг – 1843 г.
Возведение в сан игумена – 1872 г.
Кончина (день памяти) – 9 января 1902 г.
Прославление – 4 ноября 1999 г.

Преподобный Кукша Одесский
День рождения – 25 января 1875 г.
Монашеский постриг – 23 марта 1904 г.
Постриг в схиму – 8 апреля 1934 г.
Кончина (день памяти) – 24 декабря 1964г.
Прославление – 4 октября 1994 г.

Преподобная Марфа Дивеевская
Преподобная Александра Дивеевская
Преподобная Елена Дивеевская
В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 14/27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. 6 октября 2004 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня) , ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии. Более чем через 170 лет после предсказания преподобного Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских. В храме по заповеди Преподобного горит неугасимая лампада и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов при рождении Савельев; новая фамилия – Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии) родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Почил о Господе 24 августа 1783 в Задонском монастыре. Святитель Тихон Задонский – церковный деятель, иерарх (епископ Воронежский) и богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

Священномученик Климент архиепископ Римский – Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима, став совершеннолетним, принимает святое крещение от апостола Петра и становится одним из его ближайших учеников. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Сосланный императором Траяном в инкерманские каменоломни святитель продолжал активную деятельность и в тяжелых условиях ссылки, что послужило причиной его мученической кончины в 101 году. Мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Святитель Феодосий Черниговский
Родился в начале – 1630 гг.
Дата монашеского пострига неизвестна.
Возведен в сан игумена в 1662 г.
Избрание на Черниговскую кафедру – 1692 г.
Кончина – 5 февраля 1696 г.
Обретение мощей – 9 сентября 1896 г.

Преподобный Лаврентий Черниговский
Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем. Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь батюшки была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19(6) января 1950 года. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви схиархимандрит Лаврентий Черниговский (Проскура Лука Евсеевич, 1868 -1950) был причислен к лику святых в чине преподобного.

Священномученик Николай Искровский
История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II, его личным участием в устроении храма. В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей. Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду. Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так волею святых Божиих, праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца, диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга в 1905 году оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси. В последний день своей жизни, 2 октября 1919 года, священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, но память об о. Николае сохранится в сердцах православных. 17 июля 2001 года он был прославлен в лике священномученика.

Преподобно-исповедник Александр Санаксарский
Преподобно-исповедник Александр Санаксарский – игумен Санаксарской обители, затем архимандрит Седмиезерной пустыни, что близ града Казани, от юных лет не преставая возносил он Богу горячие молитвы – «сердцем сокрушенным и смиренным», болезнующим о мире. Архимандрит Александр (в миру имя его было Георгий) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкине Чембарского уезда (ныне Белинский район) Пензенской губернии в крестьянской семье. 9 марта 1901 года пришел в Санаксар и до пострижения в монашество (30 августа 1911 года) исполнял различные послушания. 8 сентября 1911 года рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – во иеромонаха. 20 апреля 1922 года возведен в сан архимандрита. С 22 марта 1929 года до кончины (14 августа 1961 года) претерпел заточения, лишения за исповедания Христа. Закончил жизненный путь в подвиге старчества. Мощи преподобно-исповедника Александра находятся в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре (г. Темников, Республика Мордовия).

Преподобный Феодор Санаксарский
На могильной плите преподобного Феодора Санаксарского сделана надпись: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался». Вся жизнь преподобного Феодора Санаксарского с раннего детства была освящена верой во Христа и служением Ему. 208 лет мощи преподобного Феодора пролежали в земле, не тронутые тлением. Прославлен 10-11 июля 1999 года в лике местночтимых святых Саранской епархии. Его мощи находятся в соборном храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря. В 2004 году канонизирован для общецерковного почитания.

Преподобный воин Феодор Ушаков
(13 (24) февраля 1745 – 2 (14) октября 1817) – выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Преподобный Иов игумен Почаевский
Родился около 1551 года в благочестивой семье. С детства был «совершен разумом». Будучи десятилетним, ушел из родительского дома в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь. Всякое дело старался исполнять с кротостию и смирением, и вообще подвизаться добрым житием, и успевать в добродетели. И такие старания его не были тщетными. Видя благонравие, примерную кротость и глубокое его смирение, игумен, с общего согласия, постриг его в иноческий чин когда ему было двенадцать лет, и назвал его Иовом. Преуспевая день ото дня в добродетели и достигнув совершенного возраста, т.е. 30 лет, преподобный Иов возведен был на степень священства, хотя по глубокому смирению долго отказывался от этого сана; и с тех пор свет подвижнической и благочестивой жизни его воссиял еще более. Князь Острожский и Дубенский Константин, поборник Православия, не раз обращался к игумену усердно прося его отпустить блаженного Иова в Крестовоздвиженскую обитель, находившуюся в городе Дубно, на острове,– для того, чтобы он своим примером показал инокам этой обители «образ трудолюбного и богоугодного жития», чтобы назидал братию и руководил ею в духовной жизни. С прискорбием выслушивал эти просьбы князя игумен Угорницкий; но так как они повторялись непрестанно, то должен был отпустить с миром блаженного подвижника в Дубенскую обитель. Став игуменом, преподобный Иов прежде всего стал заботиться о восстановлении порядка в монастырской жизни, который находился в крайнем упадке в то время не в одном только Дубенском, но и во всех юго-западных монастырях того времени. Он приложил много усилий к обличению иезуитской проповеди, католичества, резко восставая против учения о совершении таинства Евхаристии на опресноках и защищая употребление квасного хлеба. Еще более усилий направил преподобный Иов к обличению протестантствующих сект, стараясь предохранить от них православное общество. Но суетная слава мира сего начала смущать смиренного труженика и святого подвижника, не искавшего славы у человек и желавшего иметь свидетелем трудов своих и подвигов единого Тайнозрителя Бога. Притом же личные наклонности преподобного Иова влекли его к уединенной, пустынной жизни, где бы он мог подвизаться не в звании настоятельском, а как простой инок. После двадцатилетнего управления Крестовоздвиженским монастырем преподобный Иов удалился на Почаевскую гору, – в ту обитель, которая теперь известна под именем Почаевской Лавры. И, несмотря на огромное желание уединения, он был избран игуменом. Среди забот о благоустроении Почаевской обители и подвижнических трудов преподобный Иов находил время и для духовно-просветительской деятельности. Преподобный игумен Почаевский в 1628 г. принимал участие в Киевском Соборе, заставившем известного отступника от православия Мелетия Смотрицкого отречься от своих заблуждений. Вместе с другими лицами, присутствовавшими на соборе, Иов подписал соборное определение, в котором заявил, что он «твердо стоит в православной вере, не мыслит об отступлении в унию и под клятвою обещается не отступать и к тому же увещевать весь православный народ». Несмотря на неустанные заботы о монастырском благоустройстве, на жестокие подвижнические труды и на всю вообще полную неусыпной деятельности жизнь, преподобный дожил до 100 лет и, предсказав день смерти своей за неделю, тихо, без всяких, страданий почил 28 октября 1651 г., оставив как в обители Почаевской, так и во всей стране Волынской благоговейное воспоминание о неусыпных молитвах, неподражаемом трудолюбии и высоких своих добродетелях. Почил он в уединении, так как под конец своей жизни, именно в 1649 г., чувствуя слабость сил своих, сдал игуменскую должность отцу Самуилу (Добрянскому), продолжая однако и после этого именоваться игуменом Почаевским. Тело преподобного после погребения оставалось в земле семь лет. Потом многие начали замечать исходивший из могилы его свет, и сам он трижды во сне являлся православному митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом. В 1659 г. 8 августа митрополит Дионисий с архимандритом Феофаном и с братиею обители открыли гроб преподобного, и святые мощи его обретены были нетленными. С подобающей честию, при многочисленном собрании народа, перенесены были они в великую церковь Живоначальной Троицы. И в наши дни честные мощи обильно источают чудеса во славу Триипостасного Бога. Память Преподобного Иова празднуется в Почаевской лавре трижды в год: 19 мая – в день памяти Иова Многострадального; 10 сентября – в день обретения честных мощей преподобного Иова; 10 ноября – в день его кончины.

Преподобный Григорий чудотворец Печерский
Преподобный Григорий был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии около 1064 года. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь. Живя в монастыре, он почти не спал, предаваясь по ночам пению и молитвам; был большим книгочеем и собрал немалую библиотеку, которую со временем продал, чтобы раздать деньги нищим. Однажды, отправившись к Днепру за водой, он встретил по пути дружину Переяславского князя Ростислава Всеволодовича, шедшую в Треполь (ныне село в Обуховском районе Киевской области), чтобы преградить путь половцам. Святой пытался поучать воинов и призывал их к покаянию, но те только смеялись над монахом. Григорий предсказал им и князю скорую гибель, за что его, привязав камень на шею, утопили в Днепре. Но уже на следующий день, 26 мая 1093 г., русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Стугне. Князь Ростислав был ранен и захлебнулся в реке. Тело преподобного Григория, как повествует Печерский патерик, на 3-й день после кончины чудесным образом оказалось в его запертой келье. Его мощи покоятся в Ближних пещерах. Память преподобному Григорию совершается 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Каждому народу свойственно почитать память своих героев. Каждый народ можно понять, познакомившись с теми, кого этот народ считает своими героями и узнав, какими качествами обладают эти герои. Народ Божий – святая Церковь Христова – тоже имеет Своих героев. Церковь свято хранит их память, тщательно собирает данные об их жизненном подвиге, свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания, издает учебные пособия, описывает исторические события, связанные с жизнью Своих подвижников; словом, существует живое наследие героев духа и истины, изучая которое, можно понять суть и тайны Святой Православной Церкви. Бог показал Свое величие во святых Своих, являющих собой образец добродетели и пребывающих по учению Церкви после кончины на небесах и молящихся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле и взывающих: «Вси святи, молите Бога о нас!».

СТИХИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ ОПТИНСКОГО
О РУСЬ МОЯ СВЯТАЯ!
Страна чудес, о Русь моя святая!
Иноплеменников теснят тебя толпы
И силятся запять твои стопы...
Но ты идешь, страна моя родная,
Вперед с надеждою на Господа Христа,
Смиренно преклонясь под тяжестью креста.
Храня его святые повеленья, –
Из рода в род пребуди им верна.
В тебе таится сила возрожденья
Народов мира. К свету воскресенья
И в царство жизни, радости полна,
Ты поведешь их мощною десницей,
И плод духовный возрастишь сторицей,
Блаженная, счастливая страна!..
ЖЕЛАНИЕ
Жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
Ин. 7. 37
Давно в душе моей желание таится –
Все связи с миром суетным прервать,
Иную жизнь – жизнь подвига начать:
В обитель иноков навеки удалиться,
Где мог бы я и плакать, и молиться!
Избегнувши среды мятежной и суровой,
Безропотно нести там скорби и труды,
И жажду утолять духовной жизнью новой,
Раскаянья принесть достойные плоды
И мужественно встать в победные ряды
Великой рати воинства Христова.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Давно, в дни юности минувшей,
Во мне горел огонь святой.
Тогда души моей покой
Был безмятежен, и живущий
В ней Дух невидимо хранил
Ее от злобы и сомненья,
От пустоты, тоски, томленья.
И силой чудною живил.
Но жизнью я увлекся шумной;
Свою невинность, красоту,
И светлый мир, и чистоту
Не мог я сохранить, безумный!
И вихрем страстных увлечений
Охваченный, я погибал…
Но снова к Богу я воззвал
С слезами горьких сожалений,
И он приник к моим стенаньям,
И мира Ангела послал,
И к жизни чудной вновь призвал,
И исцелил мои страданья.

Поделиться: