Проповедь протоиерея Георгия Вольховского (14.10.15)

Проповедь протоиерея Георгия Вольховского, сказанная 14 октября 2015 года – в праздник ПОКРОВА Пресвятой Богородицы.

Сегодня Православная Церковь возвещает: «Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за нас молится Богу», воспевая праздник Покрова Божией Матери – один из наиболее почитаемых Русской Православной Церковью. И хотя событие, о котором повествует праздник, совершилось в Константинополе, сама Греческая Церковь такого праздника не знает. Почему так?

Да потому, что заступление небожителей для Греческого Православия было довольно часто, понятно и естественно, ведь именно Греция была в то время, в IX веке, хранительницей Православной веры. Русь же тогда была языческой. И вот события Покрова как раз и было связано с началом Православия на Руси, поскольку коснулось непосредственно русичей.

А было вот что. В царствование императора Льва Философа (886-911), Византия вела войны с сарацинами, с мусульманскими арабскими племенами. Все основные вооруженные силы греков были брошены на эту войну и столица империи Константинополь оказалась без защиты.

Этим обстоятельством решили воспользоваться наши предки, в то время язычники, русичи, которые под предводительством князя Олега переплыли Русское, теперь Черное, море и высадились у стен стольного града. Князь Олег прибил свой щит к вратам Царьграда и пообещал утром взять город штурмом и разорить.

Не имея достаточно сил противостоять захватчикам, жители Константинополя возложили упование на Пресвятую Богородицу. За воскресным Богослужением, во Влахернском храме собрались большинство жителей Царьграда, император, патриарх и все возносили молитву о ниспослании помощи и небесном заступлении. Были среди молящихся святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик, блаженный Епифаний.

В то время Богослужения Православной Церкви проходили несколько иначе, чем сейчас. Так, Всенощное бдение начиналось вечером и длилось всю ночь, с рассветом переходя в Божественную Литургию. И вот, во время Богослужения, святой Андрей увидел идущую по воздуху Пречистую Деву. Богородица сияла небесным светом и была окружена ангелами и сонмом святых. Святые Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Склонившись, Пречистая дева начала со слезами молиться за христиан об избавлении от вражеского нашествия и долгое время пребыла в молитве. Подойдя к престолу, Она продолжила усердное моление и, закончив его, сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми. Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных».

Святой Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Ученик отвечал: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Святые, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое пред народом покрывало и на блистающую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была в храме Пресвятая Богородица, видимо было и Ее покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым.

Но только невидимым в храме стало покрывало, как на город Константинополь и его окрестности опустился сильный туман. В тумане послышалось ржание коней, шум колесниц и топот солдат. Русичи, стоявшие у стен Царьграда, услышав это заволновались, подумав, что войско греческое, каким то образом, вернулось из похода на сарацин, чтобы помочь осажденному городу. Шум нарастал и казалось, что он слышен ото всюду. Волнение русичей стало переходить в панику, поскольку из за тумана они не видели противника и слыша шум думали, что окружены.

Спасаясь, оставив обоз, русские дружинники бросились к своим ладьям, налегли на весла и поспешно отплыли от Царьграда, взывая к небу: «Велик Бог христианский!». Город был спасен. Вот так, русские дружинники почувствовали силу и заступление Христовых Небожителей. Многие из воинов вернулись на Родину, приняв в этом походе крещение, и вернувшись, рассказали родным и близким, как сильна Вера Православная. Сильна своими святыми, первая из которых Божия Матерь.

По их рассказам многие на Руси уверовали, и приняли крещение, тем самым положив начало крещению Великой княгини Ольги и Просвещению Руси святым Крещением, которое совершил Великий князь Владимир на берегу Днепра. Посему-то Русская Православная Церковь с середины XII века светло празднует это памятное для русского Православия событие.

Однако, это событие имеет не только историческую сторону. Но, как и каждое событие жизни Церкви Христовой, оно имеет еще поучительное и важное внутреннее содержание. Оно вот в чем.

Прежде всего для нас, верующих православных христиан, становится ясно, что небожители вовсе не равнодушны к тому, что происходит на православной земле. Они не просто неравнодушны, но всегда готовы прийти на помощь по нашим молитвам, если эта помощь направлена во славу Господа, на благо Церкви, и на спасение души. Однако, не только это.

Пример Божией Матери, молившейся за Богослужением, раскрывает для нас важность Православного Богослужения. Если небожители сами присутствуют на нем, то, как же нам, только ищущим спасения, должно поступать? Конечно по примеру Пречистой Владычицы и святых угодников. Тем более, следуя их примеру, когда вошли они во Влахернский храм за вечерним Богослужением и продолжили его за Божественной Литургией, то и нам должно также молитвенно и с трепетом присутствовать и на вечернем Богослужении и на Литургии. Тем более, что сейчас вечернее Богослужение, гораздо короче по времени, потому что духом мы гораздо слабее чем христиане, жившие до нас.

Вдумаемся еще вот о чем. Спросим себя, как молилась Пресвятая Дева? Как молились и молятся святые Православия? Как им удается ум в сердце ввести, сердечной тишины добиться, молитвы сердечной достигнуть? Так ли формально как мы, не молясь, а вычитывая только правила, акафисты и каноны? Да и сколько их надо прочитать, чтобы этого достичь? Думаю, что каждый скажет: «Нет, не так они молились и молятся».

Историческая хроника доносит до нас, что молилась Божия Матерь — «со слезами… и долгое время пребывала в молитве». Это о многом говорит. Ее слезы говорят о том, что молитва Пречистой была сердечной, что Она близко к сердцу восприняла несчастье людей и угрозу вере Православной. А то, что молилась Она долго, раскрывает для нас глубину Ее молитвы. Это было не формальное воздыхание, но погружение в бесконечность Божественного созерцания, истинное единение с Господом в Духе Святом. В этой молитве не было посторонних мыслей, но был только Господь, Ее любящее сердце Матери и те, кто нуждался в Ее святом заступлении.

Научи и нас Господи молится Тебе искренне и с любовью. Научи, как приобрести навык богослужебной молитвы и быть внимательным на службе! Помоги участвовать в молитве церковной, внимать тому, что читается и поется! Помоги, Господи!

В этом событии важно еще вот что. За богослужением во Влахернском храме были и император Лев, и патриарх, и множество самых разных людей. Храм и площадь, прилегающая к храму, были заполнены народом полностью. Однако, из всего множества народа созерцали чудное видение только два человека, Христа ради юродивый Андрей и его ученик, блаженный Епифаний. Может быть еще кто-либо также видел происходящее, но история до нас этого не донесла. Вот здесь возникает еще один вопрос, касающийся и нас. Почему, явление Пречистой Девы и святых видели только эти два человека?

А об этом говорят те подвиги духовные, в которых они подвизались. Один, Христа ради юродивый, другой, блаженный. Один, Христа ради, не мира ради, но Христа ради юродивый. Ни богатства, ни знатности, ни денег, ни удовольствий… но Христа ради, отказавшийся от всего. Даже от своего ума, потому и юродивым назывался. Другой, победивший страсти, стяжавший добродетели и приобретший Бога в сердце себе. «Никто ни благ, как только один Бог», посему, приобретший Бога в сердце Епифаний и блаженным назывался.

Потому и созерцали они небесное, что ради него все земное посчитали тщетою. Потому-то и созерцали Божественное, что человеческое оставили ради Него. Потому-то и созерцали святое, что сами были святы.

Вдумываясь в события нынешнего праздника, невольно ловишь себя на мысли о том, как далеки мы, сегодняшние христиане, от Неба. Мы далеки, но как близки нам небожители, как близка нам Небесная наша заступница. Она со святыми и ранее, и сейчас, и всегда стоит у престола Божия, молится за нас, приходит на помощь, желая, чтобы все мы пришли в познание истины. И только молитвенный омофор Пречистой, Ее ходатайство и заступление исполненное любви, продлевает долготерпение Божие на грехи наши и дает нам силы духовные устоять в духовной брани.

Пресвятая Владычице наша, покрой нас от всякого зла святым омофором Своей любви!

Аминь.

Поделиться: