Проповедь протоиерея Георгия Вольховского (21.09.15)

Проповедь протоиерея Георгия Вольховского, сказанная 21 сентября 2015 года – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Православный да и католический мир светло празднует Рождество Пресвятой Богородицы и чтит память той, которая названа Живым Ковчегом Живого Бога. Почему так? Она вместила в себя То, что невозможно вместить человеку – Воплощенного Бога и явила Его в наш мир.

Много наименований дали ей люди. С любовью называют ее Лествицей, Которая ведет к небу. Это правильное наименование, потому что по этой лестнице спустился к нам Господь наш Иисус Христос. Названа Она «Спасения нашего Главизно», так даже поется в церковном песнопении. Это тоже верно, потому с Ее рождества начинается наше спасение. Благодаря Ее трудам на земле новый род человеческий – род христиан православных. Много наименований… Почитаем канон, акафисты Ей. Там все воспевает Богородице хвалу и славу. Все раскрывает тот подвиг, который Она совершила.

И вот сегодня мы празднуем Ее рождество. Рождество – это не просто событие. Это Таинство. Таинство явления в этот мир нового человека, который, приходя, возвещает своим криком: «Я пришел, Господи!». Так произошло и много лет назад.

Но рождество Пречистой предваряли многие события, связанные с Ее родителями, которые являются важными для нас, так как дают много назиданий каждому из нас. Назиданий для нашей жизни, для воспитания наших детей, для того, чтобы мы рождали не просто детей, а Ангелов. Того, чего нам сейчас очень не хватает.

А рождество Ее было вот каким. Как сообщает нам Священное предание, Ее родители, Боготец Иоаким и Анна, вели праведную жизнь. Однако, дожив до старости, они не имели детей. А мы знаем, что у древних евреев, если семья не имела детей – это было для нее позор и поношение. Считалось, что такая семья имеет тайные грехи против Бога, поэтому не дает им Господь Бог благодати быть родителями.

Древние евреи, зная, что в мир должен был прийти Спаситель, очень дорожили каждым ребенком. И все семьи были многодетными, потому что никто не знал, через какую семью Бог соизволит явить Богомладенца миру. Поэтому каждая еврейская семья старалась вести жизнь благочестивую и преумножать свои семьи множеством детей. А у них не было детей.

Однако евреи были жестковыйным народом, так назвал их Христос. Семьи не имели детей по разным причинам, но окружающие относились ко всем одинаково – с неуважением, с нелюбовью, поносили и порицали. В храме даже не приняли жертву от Богоотец Иоакима и Анны и чуть не выгнали их из храма, считая, что они имеют грехи против Бога. Конечно, все это доставляло немалую скорбь родителям Пречистой. Однако они скорбь носили в себе, не роптали на Бога – они просто молились. Так и написано в их житии. Более того, несмотря на скорби, которые их посещали, на оскорбления человеческие, они ни на йоту не отступили от Бога. Они продолжали исполнять все уставы церковные, ходить в храм, зная, что их будут там поносить,  приносить жертву, не видя никого и ничего вокруг, кроме Бога Живого, на которого уповали и возлагали все свои надежды.

Как же после такого испытания и такой верности Господь не ответит на их молитвы – и Господь посылает им Чадо. Посылает на старости лет. Посылает им Чадо, Которое должно спасти мир. Богоотец Иоаким и Анна так были рады, что принесли обет – посвятить свое Чадо Богу.

Вот такая история. Эта история появления на свет нашей Заступницы и Покровительницы содержит для нас много важного.

Во-первых, посмотрите, какие у нас дети… А какая была Она? Если сравнить наших современных детей с ней – это, как говорят, небо и земля. Наши дети непослушны и дома, и в школе, похотливы, любят наслаждаться компьютерами, планшетами, телефонами, часто бывают грубы, потому что любят себя больше, чем нас…

А какой Она пришла в мир? Она оказалась исполненной смирением, терпением, кротостью, послушанием и любви к Богу. Почему такая разница? Когда мы читаем Ее житие, то начинаем понимать, как Господь готовил ее пришествие через всех, кто жил до Нее, через все Ее родство, в котором были, в основном, люди, любившие Бога. И, прежде всего, Богоотец Иоаким и Анна, не отступившие от Бога, несмотря на все испытания, и передавшие Ей любовь еще в утробе матери.

Отсюда вывод, что мы обвиняем наших детей в том, что они не такие как Она, забывая, что мы еще в утробе передаем им то, что есть в нас – свое нетерпение, несмирение, не любовь к Богу, а наши страсти, гордость, кичение, обиды, злость, раздражение, привязанность ко всему земному.

А как в отличие от нас вели себя родители Пречистой? Их поносят – они претерпевают и смиренно несут свой крест. Вместе с любовью к Богу они передали Ей спасительные добродетели –терпение и смирение. Они не восставали злом на зло, не отвечали обидой на обиду, кротко снося все, – и кротость тоже передали Ей. И более того, они не на словах любили Бога – они не отступали от Закона Божиего и Его Заповедей, проявляя послушание, с которого и начинается спасение.

Мы тоже говорим, что любим Бога и поэтому приходим в храм. Но сравните поведение родителей Пречистой и наше. Их гонят, а они не уходят из храма, потому пришли к Богу… А мы?… Как сносим обиды?…

Для того, чтобы представить Образ Пречистой, позволим себе задать вопрос: могла ли обижаться и злиться Богородица? Конечно, нет, потому что в ее сердце была кротость, а не злость. Злости в ее сердце места не было. Могла ли Она обижаться? Нет, конечно. Даже когда Сына повели на распятие, даже когда распяли, она молилась, а не обижалась. Почему? Места обиде в сердце не было.

Можно и дальше приводить примеры Ее добродетелей, но лучше всего о Ней говорит Евангелие – Она очень мало слов произносит. Те же слова, которые Она говорит, – это цитаты из Священного Писания. Вот чем Она жила. Она не жила желтой прессой того времени, политикой, экономикой, как мы сейчас. Читаем и обсуждаем, как живут артисты, политики, кто берет взятки, кого надо посадить и т.д.

А Пречистая жила Богом! Жила Богом, потому что изобиловала добродетелями.

Каждому из нас есть над чем задуматься, потому что это сравнение как в увеличительном стекле показывает, почему наша жизнь не такая, какой ее хочет видеть Бог, а ведь за нас  Он пострадал на Кресте, почему наша жизнь только внешне, на словах, христианская…

Так что нам есть чему поучиться и задуматься, что мы передадим нашим детям и внукам. Пока мы живы, мы молодым обязательно что-то передаем…

Так что мы передадим? Наши неисчезнувшие страсти, которыми мы уже наградили детей еще в утробе… Нашу память передадим, в которой много мусора из жизни нашей, из телевизора,  из пустых разговоров… Вот такими «подарками» можем «украсить» жизнь наших детей…

Или же все-таки, взирая на Образ Богородицы, мы сможем изменить нашу жизнь и постараемся дать детям альтернативу нашей жизни а эта альтернатива только во Христе, только во спасении, только в любви, которой Она была в изобилии исполнена.

О чем еще говорит сегодняшний праздник? То, что получают дети при рождении, то они и развивают в своей жизни, то и они унесут с собой в Вечность. Кто был привязан к земному, тот унесет это с собой, кто Бога не любил, молиться не умел, тот уйдет с этим, кто жил со страстями, тот уйдет с ними, унесет он в Вечность и свою память… Но тот, кто любил, кто себя приносил в жертву ради другого, как Она, тот за чертой смертной будет жить так же, как и здесь.

Она жила с любовью, и сейчас живет с ней. Она тогда принесла себя в жертву, и сейчас приносит. Поэтому и отвечает Она на молитвы, поэтому такое Ей почитание в православном мире, поэтому столько Ее икон… Любовь не иссякает, в ней вся полнота совершенства – и отзывчивость, и доброта, все – в любви, потому что Бог есть любовь… Нам есть поучиться, нам есть о чем задуматься… И лучшим прославлением Ее рождества будет изменение нашей жизни по примеру Ее, Пречистой и Пренепорочной!

Аминь.

Поделиться: