Синергия

12 февраля, в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в Областном институте последипломного педагогического образования состоялось заседание круглого стола на тему: «Православие и образование: сотрудничество в направлении духовности и прогресса».

На заседании присутствовали представители духовенства и ученые вузов области.

Тема разговора чрезвычайно важна, так как состояние духовности современного общества волнует всех.

Думаем, что наши читатели порадуются этому событию еще и потому, что в конце заседания было подписано соглашение о сотрудничестве между Днепропетровской епархией и вузами.

Настоятель нашего храма протоиерей Георгий Вольховский был членом оргкомитета, докладчиком и активным участником дискуссии. Публикуем его выступление, которое прозвучало в начале заседания.

СИНЕРГИЯ

Синергия (от греч. συνεργία Synergos – (syn) вместе; (ergos) действующий, действие) – это Суммирующий эффект.

В Православии под синергией понимается совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения.

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его.

Пс.126.1

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, досточтимое собрание!

Позвольте, прежде всего, всех присутствующих поздравить с сегодняшним праздником – Собором вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Очевидно, не случайно, а по промыслу Божию, наш круглый стол проходит именно в этот день, потому что в образе этих святителей, имевших высочайшее по своему времени светское образование, видна синергия науки и духовности, которая влияла и продолжает влиять на души людей, ведя их к своему основному предназначению – «обoжению». Здесь и пример того, как одухотворенная светская наука, в частности – философия, дала и продолжает приносить спасительные плоды.

В названии темы нашего круглого стола есть слово «образование». И наука, и прогресс, и творчество, как и любая другая сторона деятельности человека, должна, собственно, начинаться с образования личности. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает образование первым для нас благом». Первым! Потому что человек, в отличие от всего сотворенного мира, создан по образу Божию и во всем должен уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу. Поэтому образование, в церковном понимании и значении, есть восстановление образа. Восстановление поврежденного грехом образа Божия в человеке. Для тех же наук, которые преподаются в школах, колледжах, вузах… более подходит слово «научение». И так как грех всегда безнравственен, то образование есть не что иное, как воспитание человека нравственного, то есть такого, который в выборе между добром и злом выбирает добро.

В выборе между добром и злом выбор добра есть нравственный выбор человека. В нравственном выборе добро определяется человеком как все, что спасительно для его души, а злом все, что ее губит. Соответственно, нравственный, образованный, человек есть тот, кто сознательно выбирает добро, то есть то, что помогает спасению души, ее вечной жизни по смерти тела. Отсюда, безнравственным, необразованным, человеком является тот, кто сознательно или неосознанно выбирает зло, то есть то, что губит душу.

По сути, наука, прогресс, творчество, как и любая сфера человеческой деятельности, несет добро и благо только тогда, когда она имеет в себе нравственное основание, то есть служит не чему-либо, а человеку ради достижения им цели своего предназначения, заложенного Творцом.

Основную же нравственную цель можно сформулировать словами Христа, Который говорит каждому из нас: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16.26). Итак, основная цель нравственной жизни – спасение души, которая имеет безмерную цену пред Богом. Ведь за ее спасение пострадал на Кресте Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Объектом и субъектом нравственности всегда является сам человек, его душа. То есть, нравственное или безнравственное поведение человека проистекает от того, чем исполнена душа. И, в то же время, нравственная или безнравственная жизнь души определяет ее участь в вечности после земной жизни человека. Собственно, участь души, ее Вечная Жизнь после смерти человека и является конечной целью нравственного воспитания, образования.

Человечество за всю свою историю не сумело выработать никаких иных нравственных принципов, кроме тех, которые были даны ему Богом. Да это и невозможно. Человек отличается от животного, в первую очередь, тем, что он – существо нравственное. Если бы это было не так, то человека невозможно было бы назвать человеком, в полном смысле этого слова, ведь Без божественных нравственных критериев человечество давно бы самоуничтожилось, используя для самоуничтожения, прежде всего, достижения науки и прогресса.

История знает множество примеров, когда наука, используемая в безнравственных целях, то есть, не учитывающая человека и его душу, приводила и приводит к трагедии, как отдельных людей, так и целых народов.

Например, нацист, доктор Менгеле, оставивший определенный след в медицинской науке, которым после войны небезуспешно воспользовались и пользуются американцы, сопровождал свои «открытия» изуверскими опытами над заключенными концлагерей.

Еще пример трагизма и цинизма. Все знают слово «холокост», то есть массовое уничтожение евреев. Значительная роль в этом уничтожении отводилась препарату «Циклон-Б». Это торговое название производимого в Германии пестицида. Он до сих пор производится в Чехии, в городе Колине, под торговой маркой «Uragan D2» и экспортируется во многие страны мира.. Во время второй мировой войны «Циклон-Б» использовался в том числе и для массового уничтожения людей в газовых камерах лагерей смерти..

«Циклон Б» был разработан в 1922 году группой ученых под руководством Фрица Габера, лауреата Нобелевской премии по химии 1918 г. C 1911 года он был руководителем Кайзер-Вильгельм-Института физической химии в Берлине, где возглавлял разработку боевых отравляющих веществ и методов их применения. Габер сам был евреем по национальности. В 1933 году после прихода Гитлера к власти он отклонил предложение нацистов, возглавить работы по использованию пестицида для массового уничтожения людей и был вынужден эмигрировать из Германии. Через год он погиб в Швейцарии. Некоторые члены его семьи погибли в нацистских лагерях смерти. Цинизм же состоит в том, что «Циклон- Б», выполняя все возрастающие заказы рейха, производила фирма Degesch, (аббревиатура – немецкое общество для борьбы с вредителями; отделение фирмы Degussa), входящую в компанию Фарбен, принадлежавшеую крупным еврейским банкирам – семье Варбургов. Макс Варбург был ее директором вплоть до 1938 года. Поистине алчность и жадность попирает все нравственные законы и принципы, даже по отношению к своему народу. Кстати, «Циклон-Б», несколько модернизированный, использовался американскими военными во Вьетнаме, под названием «Оранж».

В качестве примеров можно добавить Хиросиму и Нагасаки, экологический, экономический, финансовый и другие кризисы, как следствие безнравственного использования достижений науки.

Теперь немного о прогрессе. Прогресс касается мира и явлений в нем происходящих, Церковь же, познавая Бога через Его Откровение, познает вместе с тем и мир, и жизнь, и прогресс в их отношении к Богу и к душе человека. Более того, основание прогресса Церковь видит в Первопричине самого бытия– в Боге. Господь, сотворивший наш мир, дал нам его в законченном виде с точки зрения природы и общих условий жизни на земле. Но в области детального приспособления природных условий, применительно к необходимым жизненным потребностям человека, нам оставлено широкое поле деятельности и даны неограниченные возможности для прогресса. Человек как бы завершает строительство жизни на земле, выполняя волю Божию, сам создает лучшие условия, при которых он может жить и идти по пути своего дальнейшего гармоничного развития. Мы получили на земле все необходимое для строительства человеческой культуры и цивилизации, и наше дело уже воспользоваться этим. Мы не получили, например, готовых жилищ, но нам даны все нужные материалы для их постройки. Творческий труд и прогресс, связанный с ним – естественное и неизбежное условие жизни человека на земле, без которых эта жизнь вообще невозможна. Отсюда как вывод: если бы Господь не предусматривал в Своем всеведении возможности развития, то и не создал бы такого многообразия окружающего нас мира, дающее материальную основу для прогресса. Таким образом, Бог, сотворивший мир и заложивший для нас основание общественного прогресса, является и его первопричиной.

Бог дал возможность человеку творчески развиваться, хотя и определил развитие и прогресс вовсе не как самоцель. Человеку от Бога даны различные дарования и наклонности. Ему предоставляется полная свобода в их использовании.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что прогресс – «это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником у Господа».

Как отмечалось, Бог есть основоположник прогресса. Но Бог есть и любовь (1Ин.4.16) Отсюда следует, что основой истинного прогресса, Церковь полагает не восходящий общественно-исторический процесс, не углубление гуманистического содержания нашей жизни, не уровень или степень развития производительных сил, не уровень развития свободы личности, не что-либо другое, теряющее свою значимость после смерти…, но любовь!

Святой Апостол Павел об этом написал так: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто»(1Кор.13.2).

Являясь первопричиной прогресса, Господь, как это ни странно звучит, придает прогрессу и смысл, дает и объективную оценку прогрессу или регрессу. Это оценка прогресса с точки зрения высшего, уже не человеческого, а именно самодовлеющего, абсолютного, нравственного критерия. Если лишить прогресс его главного основания Бога и нравственного содержания, тем самым воспринимая человека конечным и смертным, то какой глубинный смысл, какое высшее значение можно приписать прогрессу? Да никакого. Не все ли равно, в конечном итоге, после моей смерти, существует прогресс с его достижениями или нет?

Согласно высшего критерия, Которым является Сам Бог и Его нравственный закон, обезбoженное развитие общества есть не прогресс, а регресс, поскольку без вечной жизни в Боге является бессмысленным и конечным. Если для меня прогресс заканчивается с моей смертью, если после моей смерти меня реально не будет, как личности, то и будущего для меня просто не существует, Это регрессивное развитие в небытие.

При безнравственном состоянии необразованной души, то, что общество называет прогрессом, становится для человека гордостной попыткой обрести утраченное им грехопадением в Эдемском саду блаженство. Становится реализацией надменного желания быть «как боги» (Быт.3.5), с подменой возможности бесконечного развития, совершенствования и многообразия в Творце, беспредельной возможностью удовлетворять свои страсти и желания, тем самым извратив настоящее значение прогресса – «быть сотворцом и соработником у Бога».

Конечно, наука и достижения прогресса, могут до неузнаваемости изменить нашу жизнь, сделав ее совершенной, но, если, как писал Н.Бердяев в «Самопознании», в ней «тебя там не будет и любимого тобой человека там не будет, ты в ней исчезнешь, то эта совершенная жизнь лишается всякого смысла. Смысл должен быть соизмерен с моей судьбой. Объективированный смысл лишен для меня всякого смысла. Смысл может быть лишь в субъективности, в объективности есть лишь издевательство над смыслом».

Отсюда вытекает следующее. Создав человека «для нетления», Бог определил прогресс как средство. Средство для достижения человеком своего главного предназначения – обóжения. Средства, которое включает удовлетворение и чисто утилитарных потребностей. В этом и есть основной смысл прогресса – быть средством. Достижения прогресса, будучи средством, призваны способствовать приведению человека к своей главной цели – спасению.

Другими словами, смысл прогресса в том, чтобы его плоды и результаты помогли мне. Именно мне и моим любимым достигнуть спасения, то есть Вечной Жизни в Любви и Блаженстве – в Боге. Достичь же Бога без Бога, невозможно. Но «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк.18.27).

И это есть милость Божья, милость Творца, когда Церковь и наука объединяют усилия, чтобы образовывая человека, придать и самой науке, и прогрессу, да и всей нашей жизни, осмысленность и нравственное содержание, возвращая им их главное предназначение заложенное Творцом – соработничеством и сотворчеством Богу достигать спасения.

Спаси, Господи, за внимание.

P.S. На церемонии награждения, состоявшейся после заседания круглого стола, отцу Георгию была вручена золотая медаль «За достижения» Академии социального прогресса и творчества.

Летописец, №2(23), 2011

Поделиться: