Трилогия

Трилогия

Трилогия: Таинство жизни. Таинство человека. Таинство смерти.

Труд протоиерея Георгия Вольховского представляет собой довольно зрелый плод академически образованного богослова. Опираясь на святоотеческую литературу, работы древних и современных религиозных мыслителей и светских ученых, занимающихся решением проблем миробытия и человека в нем, автор убедительно отвечает на вопросы смысла человеческой жизни и подготовки к вечности. Книга обращена к широкой читательской аудитории и будет интересна как узкому кругу профессиональных богословов, так и читателям, не имеющим богословского образования, и тем, кто еще не просвещен светом Христовым.

Автор данной работы придерживается убеждения, что любая духовная литература, как непосредственно влияющая на человеческую душу, обязательно должна проходить Церковную цензуру. Но, поскольку, ни Церковной цензуры, ни Духовно-Цензурного комитета в настоящее время фактически не существует, работа была передана на рецензионную проверку.

Днепропетровск, январь 2010
проверил кандидат богословия
Преосвященный Евлогий, епископ Новомосковский

После рецензионной проверки
ПЕЧАТАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИРИНЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО
И ПАВЛОГРАДСКОГО

Автор приносит искреннюю благодарность всем, принявшим участие в издании книги

Оглавление


Книга первая: ТАИНСТВО ЖИЗНИ

Книга вторая: ТАИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Книга третья: ТАИНСТВО СМЕРТИ

По ком звонит колокол? (аксиологическое приложение)

От рецензента
Уважаемые читатели!

Трилогия «Таинство жизни. Таинство человека. Таинство смерти» протоиерея Георгия Вольховского является его очередным удачным научным трудом и представляет собой довольно зрелый плод академически образованного богослова.

В работе вполне виден профессиональный, творческий подход к исследуемой теме, любовь к изучению святоотеческой письменности, интерес к философии разного направления и широкая эрудированность самого автора.

В результате,им сделан хороший богословско-сравнительный и исторический анализ взглядов древних и современных религиозных мыслителей, светских ученых, занимавшихся решением проблем миробытия и человека в нем.

В самом начале работы заложена четкая систематичность и логичность по принципу: вопрос – ответ, проблема – решение. Такой порядок при изложении мысли наблюдается до конца книги.

Твердо опираясь на водимых Святым Духом святых отцов, будучи уверенным в истинности их учения, засвидетельствованного бесспорным авторитетом Церкви Христовой, автор убедительно и лаконично отвечает на вечно актуальные и волнующие вопросы смысла человеческой жизни и подготовки к вечности или памяти смертной, которая с первых страниц представляется средоточием всех заповедей Господних.

Смерть, в христианском понимании, автор раскрывает как великое таинство, к которому необходимо готовиться на протяжении всей жизни. Смерть во Христе – вожделенное приобретение для праведника, великое торжество церковное, иногда называющееся успением, а иногда рождением души для неземной и несравненно лучшей жизни вечной.

Поэтому смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством. Все святые единогласно радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, поста и слез. Удостоверившись в том, что после Воскресения Христового, умирая во Христе, они переходят от смерти в Жизнь и в радость общения со Христом, они желают смерти. «Ибо если Дух Христов есть жизнь души, то какая польза получившим Его жить в этом мире и тем самым быть устраненными от той радости, которая подается сопребыванием со Христом»,– пишет преподобный Симеон Новый Богослов.

Несмотря на компилятивную составляющую часть работы, индивидуальность мысли автора очень заметна. Она выражается на общем фоне глубоких философских рассуждений, гармонично переплетающихся с яркими святоотеческими изречениями на протяжении всей книги.Однако,несмотря на такую особенность, стиль написания остается легким,доступным и современным.Это делает возможным читать ее не только узкому кругу профессиональных богословов, но и людям, не имеющим богословского образования.

Написанная работа полезна и интересна, она будет способствовать выработке спасительного православного миросозерцания и приобретению навыков духовной культуры также и у тех, кто еще не просвещен светом Христовым.

С любовью о Господе Евлогий, епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии кандидат богословия

наверх

Вступление для себя самого

Для того, чтобы жить и жить вечно, нужно помнить о смерти. Об этом говорит и заповедь, данная Богом человеку еще в Раю: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2. 16-17). Смертью умрешь! Помни о смерти! Это заповедь.

Ведь, по сути, предупреждая человека и говоря «смертью умрешь», Господь повелел человеку иметь «память смертную». Повелел помнить о смерти, чтобы не грешить и жить. Жить вечно. Фактически же, это заповедь о Жизни.

И Господь Бог дал ее первой потому, что она наиболее важна для жизни человеческой. Для Вечной Жизни. Все остальные заповеди сокрыты в этой одной заповеди – заповеди о Жизни: Помни о смерти!

Поэтому, напоминая себе о смерти, словами преподобного Петра Дамаскина хочу сказать самому же себе: «Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это «напоминание» в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал с тем, чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов». От себя добавлю: и научением евангельской и святоотеческой мудрости.

Понимаю, что ничего нового о смерти, сказать не смогу. Да и невозможно сказать более духовно и полно, чем это сделали святые Православия. Для чего же пишу? Чтобы самому яснее осознать то, с чем моя душа перейдет порог под названием смерть и что сможет унести она туда с собой.

Начинаю же словами священника Дмитрия Дудко: «Если это дело Божие, что я затеял – пусть устоит, если плод моего самомнения и гордости – пусть разрушится».

наверх

Структура работы

Настоящая работа – это исследование. Исследование сущности смерти. Работа называется «ТРИЛОГИЯ». Такое название обусловлено следующим. Хотя работа касается изучения смерти, но, как ни парадоксально, она более о Жизни и человеке.

Работа состоит из трех отдельных книг, которые взаимосвязаны, но могут рассматриваться как вполне самостоятельные. Структура настоящей работы обусловлена тем подходом, который положен автором в основу рассмотрения вопроса о сущности смерти. Подход же к рассмотрению вопроса о сущности смерти выбран следующий.

Жизнь и смерть – две полярные категории. Две противоположности. Они исключают друг друга. Но исключая друг друга, они тем самым и предполагают друг друга. Вот эта противоположность и может стать основой для познания сущности смерти. Познания смерти через Жизнь. Смерть можно изучить через ее противоположность – Жизнь. «Весьма часто мы понимаем неизвестное из противоположного ему известного» (24. 519), – писал блаженный Августин Аврелий.

Чтобы изучить смерть, нужно, познавая Жизнь и стремясь к Ней, переложить знания о ней на ее противоположность с точностью наоборот. Чем более будем возрастать в познании Жизни, тем более, перекладывая эти познания на противоположность, будем понимать, что такое смерть и иметь весьма ясные представления также о сущности самой смерти.

О том же, как изучать Жизнь, можно сказать словами святителя Игнатия Брянчанинова, который написал, что «нет возможности определить значение жизни иначе, как уловив ее и рассмотрев одну и саму по себе» (34. 90). Отсюда и название первой книги, в которой делается попытка «рассмотреть Жизнь Саму по Себе» – «ТАИНСТВО ЖИЗНИ». Первая книга посвящена Жизни.

Название второй книги обусловлено следующим. Познание вопроса о Жизни, переложенное на противоположность, определит, что есть смерть в ее сущности. Однако это определение будет весьма абстрактным, если не приложить его к человеку. Ведь именно человек, венец природы, подвержен смерти.

Что есть смерть применительно к человеку? Ответить на это возможно, если добавить к знанию о Жизни, знания об антропологии человека – науки о человеке, а также знания об аксиологии – науки о ценностях, о смысле и цели жизни человека, то есть о его предназначении. В отличие от мирской науки, рассматривающей антропологию и аксиологию, как самостоятельные дисциплины, Священное Писание не разрывает их. Не разрывает, поскольку, только рассматривая их в совокупности можно ответить на вопрос о предназначении человека. А это важно. Ведь, по сути, мы умираем, потому что не соответствуем своему предназначению, которое определил нам Бог. Почему так? Да потому, что, если человек сотворен для чего-то и это что-то не исполняет или этому не соответствует, он является мертвым для своего предназначения. Для сравнения. Если какую-либо машину использовать не по назначению, она сломается. Так и человек.

Что же значит не соответствовать своему предназначению? Слово «грех», в переводе с еврейского, означает «не попасть в цель или не соответствовать предложенному пути». Отсюда, не соответствовать своему предназначению – это значит вести жизнь не такую, какую определил нам Бог, а вести жизнь греховную.

Какое же предназначение определил нам Бог в Своем творении? Быть «богами по благодати»! Бог так и сказал словами Священного Писания: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81. 6; Ин. 10. 34).

Поэтому вторая книга кратко коснется, во-первых, вопроса библейской антропологии. Почему библейской? Да потому, что только Бог, как Творец человека, лучше всего знает и его антропологию, которая изложена в Его Откровении – Библии. Во- вторых, как уже писалось, вопрос антропологии человека необходимо рассматривать только в связи с вопросами о ценностях, о смысле и цели жизни, как человека, так и общества, напрямую связанных с предназначением человека. То же, для чего мы предназначены, диктует нам и цель, и смысл нашего существования здесь на земле.

Однако, говоря о ценностях, смысле и цели жизни человека, мы будем говорить не о том, как их определяет сам для себя человек, а о том, что определил ему Творец, призвавший его из небытия в бытие. Ведь именно в человеке как субъекте и его предназначении открывается не только смысл его жизни, но и смысл всего бытия. Здесь мы и попытаемся ответить на вопрос: что значит «быть богами по благодати».

Несоответствие своему призванию и предназначению, как мы уже говорили, есть основная причина, приводящая к смерти. Точнее можно сказать так: несоответствие своему предназначению в бытии уже есть смерть. Отсюда и название второй книги, раскрывающей смысл нашего человеческого предназначения в бытии – «ТАИНСТВО ЧЕЛОВЕКА». Вторая книга посвящена человеку.

Название третьей книги обусловлено следующим. Немецкий философ XX века Мартин Хайдеггер утверждал, что «всякий метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий – в качестве спрашивающего – тоже вовлекается в него, то есть тоже подпадает под вопрос» (16. 16). Весьма верное утверждение. Особенно применительно к смерти, потому что рано или поздно абсолютно все «подпадут под» «наиболее реальную из всех реальностей – смерть» (21. 33).

Третья книга условно состоит из двух частей. В первой части третьей книги делается попытка переложить знания о Жизни на противоположность и получить понятие о сущности смерти, как таковой. Во второй части третьей книги делается попытка совмещения знания о сущности смерти с антропологией человека и аксиологией. Это позволяет раскрыть вопрос о том, почему мы умираем, что такое духовная смерть и что ожидает душу человека после смерти. Отсюда и название третьей книги – «ТАИНСТВО СМЕРТИ». Третья книга посвящена непосредственно смерти.

Названия всех трех книг начинаются словом «ТАИНСТВО». Это потому, что все, касающееся нашего бытия, а также сущности Жизни, смерти и человека, для нас невидимо, скрыто и непонятно.

Тайной всегда окутаны скрытые причины как жизни, как творения, как созидания…, так и смерти, увядания и разрушения. Тайна есть как в рождении, так и в смерти, как в любви, так и в ненависти, как в добродетели, так и в пороке…

Почему так? Что движет этим? Что скрывает эта тайна? Это и будет рассмотрено в настоящих главах. Хотя здесь следует еще раз себе напомнить, что познать непознаваемое до конца – невозможно! Мы попробуем познать эти таинства лишь настолько, насколько нам позволит наш ограниченный разум.

Предварять все три книги «Трилогии» будет глава с названием «Вопросоответы о написанном или необходимые пояснения». Написана она в форме беседы, что позволяет четко поставить вопрос о книге и полнее ответить на него.

В конце всех трех книг«Трилогии» находится «Аксиологическое приложение». Человек должен задуматься о том, что лично он, как и все, «подпадет под вопрос» смерти. Лично ему предстоит смерть! Но, оставшись один на один с уходящей в бесконечность загадкой жизни и смерти и задумавшись над этим, он взыскал бы Жизнь. Называется эта часть «ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?».

Что еще нужно знать о работе?

Несколько слов о том, что ссылки на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, используемые автором, приведены в скобках, где буквы отображают сокращенное название той или иной книги Писания. Первая, после букв, цифра, указывает на соответствующую главу, а последующие, на номера стихов. Например, (Мф. 10. 1) означает: Евангелие от Матфея, 10 глава, первый стих. Ссылки и цитаты священных текстов, приведены курсивом.

Цитаты из святоотеческих творений и мысли философов, связанные с вопросом смерти, тоже оканчиваются ссылкой. В ней, в скобках, приведены цифры, первая из которых указывает на автора, его произведение, место и год издания. Об этом можно прочитать в конце каждой книги. Вторая и последующие, если имеются, указывают на номер или номера страниц.

Если цитаты нет, а есть только содержание основной мысли автора, то в скобках указана одна цифра, указывающая на автора и его произведение.

Для облегчения понимания изложенного материала автор данной работы допускает некоторые упрощения в понятиях и формулировках. Но это никоим образом не искажает существо раскрываемого вопроса.

Некоторые цитаты, раскрытые положения, мысли и формулировки в разных разделах могут повторяться. Это сделано для того, чтобы читающий смог увидеть цельность и единство в рассуждениях, не утратил логическую взаимосвязь разных аспектов рассматриваемой темы, изложенных в разных книгах и главах .

Довольно часто святоотеческие цитаты содержат слова и выражения, которые хотя и понятны, но в настоящее время вышли из употребления. Автор сознательно не употребил современную транскрипцию этих слов и выражений, поскольку она далеко не всегда передает дух, глубину и правильный смысл заложенный в них.

И еще. Написанное здесь не следует рассматривать как вероучительную или богословскую литературу в прямом смысле этого слова. Это потому, что истинное Богословие есть, прежде всего, личное переживание единения с Богом сердца, очищенного от страстей, изумление от подлинного созерцания Его непостижимости в соединении ума и сердца. Созерцание в священном безмолвии Откровения Нетварного Света. Такое Богословие пережили и явили святые подвижники-аскеты Православия. К сожалению, автор данной работы к ним не принадлежит и, поэтому, эту работу правильнее считать компилятивным трудом, цель которого уяснить для себя, что есть смерть, с чем душа переступит ее порог и что там, за порогом смерти, душу ожидает.

наверх

Поделиться: