Спасая тело, подумайте о душе

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Вопрос к священнику

«Дорогая редакция! Наш батюшка часто, обращаясь к прихожанам, говорит, что лечиться у целителей, знахарей и экстрасенсов — грех. Но я знаю много случаев полного исцеления экстрасенсами. Неужели же мать больного ребенка, ради его спасения, не может прибегнуть к помощи нетрадиционных целителей?»

Р. Б. Валентина, прихожанка Свято-Трехсвятительского храма

«Объясните, пожалуйста, в чем состоит вред нетрадиционных методов лечения, таких, как иглоукалывание и другие».

Р. Б. Марина

 

Часть 1.

Для неверующего человека такие слова и понятия, как Бог, вечность, спасение души, да и сама душа — пустой звук. Цель его земной жизни тоже земная, преходящая, временная. Условно, с учетом индивидуальных особенностей такого человека, ее можно свести к понятиям: слава, деньги, удовольствия, еда, жилище, одежда… Для полноты ощущений к выше перечисленному неплохо было бы добавить еще и здоровье. Даже любовь к близким, к детям, например, ограничивается и измеряется обычно теми же понятиями: одеть, обуть, накормить, дать образование. При этом о смерти, конечно же, лучше не думать. Для сознания, которое не признает Бога, сама мысль о смерти непереносима. Потому что там, где нет Бога, смерть — это мрак, небытие, крушение всех надежд. Поэтому, если у неверующего плотского человека болит тело, он хочет избавиться от боли любыми средствами, чтобы снова направить здоровье на достижение своих земных целей.

Для верующего человека душа — не абстракция, а важнейшее из всех творений Божиих, и по своей природе есть образ Божий в каждом из нас. Душа есть храм и обиталище Святого Духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3,16) Что может быть выше и почетнее, чем служить обителью самого Бога! Ценою Крови Богочеловека Христа, Его гонений, поруганий, мучений и смерти искуплена душа от вечной погибели. И ее назначение быть святою и блаженною в Вечности и Любви в единении с Богом. Это есть цель жизни каждого христианина. Еду, одежду, жилье, здоровье (а равно и болезни) верующий полагает средствами достижения главной цели своего бытия. За порогом смерти ни еда, ни жилье, ни одежда иметь значения уже не будут. Там важно будет одно: кому принадлежит душа, Богу или диаволу? Вот почему верующий употребляет все попечение, все усилия, всю ревность, чтобы навеки сохранить душу свою и души тех, кого он любит.

Верующий считает, по меньшей мере, безрассудным иметь попечение более о своем теле, нежели о душе, тем более продавать блага души своей за сомнительные удовольствия тела. Вот почему, предупреждая веруюших о вреде обращения к экстрасенсам, церковь имеет ввиду вред духовный, а не телесный. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир (и здоровье -Авт.), а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8,36,37). Это взывает к нам Христос. А обращающиеся, скажем, к экстрасенсам с недоумением вопрошают: «Да разве может быть вред от человека, который молится перед иконами, ходит в церковь, да и нас послал не куда-нибудь, а именно сюда, в храм, на исповедь и причастие? Он же людям помогает, доброе дело делает, к вере приводит… и денег за это не берет» Для плотского человека последний аргумент кажется особенно убедительным. Ведь для него «даром» — важный признак «святости». Но давайте разберемся, по возможности, беспристрастно, в чем суть всех нетрадиционных исцелений. Сразу оговоримся, речь о лечении естественными, природными средствами (травами, минералами), созданными Богом и имеющими целебные свойства, здесь не пойдет. Мы будем говорить о целителях, использующих для лечения и диагностики свои «необычные духовные способности».

Источников духовных дарований, как бы мы ни искали, отыщется только два: Бог и диавол. Причем, Господь, взирающий на сердце, духовными дарами вознаграждает только святых, всеми силами своими стремящихся к спасению души. Жития Святых Церкви рассказывают нам, за что они получили от Бога благодатные дары. Так, например, Святой Великомученик и целитель Пантелеймон «ангельскою бо непорочностью и мученичеством…, задуши своея доброту, земную всякую сладость и славу презрев», стяжал от Господа, к которому стремилась его душа, дар исцеления других. А священномученик Киприан, бывший колдун, принявший Христа всем сердцем и спаливший свои чародейские книги «на средине града», удостоился благодатных дарований победы над демонами лишь после многих подвижнических трудов, таких, как пост, многонощное бдение, коленопреклонение, молитвы слезные и т. д. Так же и все святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в других нуждах. Причем, об этих дарованиях святые никогда в молитвах у Бога не просили, но Сердцеведец Сам определил, кого и чем наградить по его святости. Многих из них Господь удостоил быть ходатаями перед Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов, в которых они сами были искушены. А многие получили эти дарования лишь после смерти. Причем, абсолютно все святые подчинялись Церкви Христовой и были в послушании у священноначалия. Человек, исполненный страстями, пребывающий в похоти или грехе может получить духовный «дар» только от сатаны. Да и посудите сами, может ли Бог, ищущий сердца сокрушенные, чистые и смиренные, награждать необычным даром грешного, гордого? Конечно, нет. Хотя бы потому, что гордец еще больше превознесется, возомнив себя избранником Божиим.

Господь не потакает страстям. Тут-то сам сатана, «принимая вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14), т.е. выдавая себя за нечто Божье, старается завладеть таким человеком, его душой, подсовывая ему духовные подделки, в которых его действия преподносятся, как действия Бога. И человек, не задумываясь, за что и от кого такая «милость», бросается направо и налево «делать добро». Сатана же, наградивший человека необычными способностями, рано или поздно потребует за них оплату. И оплата эта — душа. Но это только одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что к экстрасенсу обратился человек за исцелением, а экстрасенс (точнее сам диавол, наградивший экстрасенса необычным даром) его исцелил. И снова за услугу придется платить. И снова оплата — душа. На сей раз это душа исцеленного человека. И не помогут такому человеку ни исповедь, ни причастие, на которые посылает его экстрасенс перед своим сеансом. Все это потому, что человек, не задумывающийся о том, от кого получает он услугу и чем за это заплатит, диавольскою хитростью в душе своей совершил подмену, где средство (здоровье или болезнь) для достижения цели (спасение души), становится целью человеческой жизни. При этом цель спасения души, фактически теряет всякую значимость и смысл. А внешние действия, такие как исповедь и причастие, которые начинает предпринимать человек, думая, что угождает Богу, становятся в этом случае абсолютно незначащими. Такой человек приходит на исповедь не оплакивать свои грехи, осознавая свое недостоинство и считая, по слову апостола Павла, себя и только себя самым грешным. Приходит не благодарить Бога за такое духовное врачевание, как болезнь, при котором «страдающий плотью перестает грешить» (1 Пет. 4,1) и, как следствие, спасает душу. Приходит на исповедь, чтобы совершить формальный акт и предписание адепта , призванное убедить обманутого, что исцеление произойдет от Бога. И ко причастию такой человек подойдет не для того, чтобы со Христом соединиться. Не станет он рассуждать о Плоти и Крови Христа, дающей усыновление, жизнь вечную и Любовь нашей душе, но подойдет, совершая ритуал, чтобы добиться основной цели — вожделенного исцеления, не задумываясь о том, имеет ли на него право по своему греховному недостоинству.

Апостол Павел взывает: «Кто приемлет недостойно Святое Причастие, тот ест и пьет осуждение себе. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор. 11, 30), и, прежде всего духовно, обманутые по своей воле сатаной, принеся ему в оплату за услуги то, что по праву должно принадлежать Богу — свою душу.

Протоиерей Георгий (Вольховский), 2000 г.

Часть 2.

Положительный терапевтический эффект рефлексотерапии не вызывает сомнений. Однако, как и в случае с экстрасенсорикой, человека, обратившегося к этому методу, прежде всего, должна интересовать направленность воздействия данного метода и результаты, к которым эта направленность может привести.

Немного истории. Где, когда и как возникли методы рефлексотерапии (иглоукалывание, игло-, рефлексотерапия, акупунктура, прижигание) точно не установлено. Хотя родиной метода иглоукалывания принято считать Китай, однако он не был «исключительной собственностью» китайцев. Есть достоверные факты, свидетельствующие, что воздействие иглой существовало и у других народов.

Так, в одном из музеев Лондона хранится найденный при раскопках языческого храма египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 годом до Р.Х. Вавилонские глиняные таблички, своеобразное пособие по магии, найденные при раскопках одного из зиккуратов, языческого капища, содержат вполне конкретное описание воздействия на человека иглоукалыванием через протыкание иглой восковой куклы — копии человека. Этот метод в практически неизмененной форме применяется и сейчас адептами магии, шаманами и колдунами, причем точки воздействия удивительным образом совпадают с топографией точек акупунктуры, применяемой в иглотерапии.

На Востоке: в Китае, на Тибете, в Непале и Индии — эти методы воздействия обрели лишь свою «теоретическую основу», суть которой в следующем.

В каждом из нас существует два противоположных начала: иньян, которые должны находиться в равновесии. Символом этих начал является круг, волнообразно разделенный на черную и белую половины. Переводя этот принцип на медицинский язык, противоположные начала в человеке можно описать так: стресс — защита, компенсация — декомпенсация, адаптация — деадаптация, системы — антисистемы…, а в религиозном восприятии, применительно к душе человека: добро — зло, любовь — ненависть, страсть — смирение… И, обобщая, Бог — сатана.

В соответствии с теорией двойственности, нарушение баланса противоположностей и приводит к заболеваниям. Потому, согласно изложенным принципам, «для воздействия на патологическую систему необходимо активизировать физиологические антисистемы. Системно-антисистемный принцип взаимоотношений предусматривает не антагонистический характер этих отношений, а содружественный, стабилизирующий систему…» — это пишет один из исследователей метода Крыжановский Г.Н. (1981 г.) и добавляет: «Этот момент был замечен народными врачами и нашел отражение в рекомендации лечить инь через ян и наоборот». Существует значительное число теорий механизма действия акупунктуры, обобщая которые некоторые исследователи (Ikesoho, 1978; Westemlayer, Е. 1978; Chehg 1979) утверждают, что «акупунктура является одной из разновидностей психотерапии, своеобразным ритуальным гипнозом». Напомним, что «психика» — от греческого psyche — «душа». Другими словами, акупунктура непосредственно влияет на душу человека, изменяя его душевное состояние, восстанавливая равновесный баланс противоположностей. А восстановление равновесия приводит к выздоровлению.

Это абсолютно противоположно православному пониманию причин заболевания и методов их излечения, где болезнь человека есть, прежде всего, болезнь его греховной природы. И возникает она не в результате нарушения баланса противоположностей, а попускается Богом, как «врачество духовное» от страстей, гнездящихся в человеческой душе. «Милосердием Божиим бывает то, — пишет в наставлениях прп. Серафим Саровский, — когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и сама болезнь телесная рождается иногда от страстей».

А теперь, в соответствии с теорией противоположностей инь и ян: восстанови баланс, отними болезнь, а в душе останется страсть, на которую и указал Господь болезнью.

Святитель Тихон Задонский, говоря о болезнях, наставляет так: «О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас». И снова, отними болезнь, что останется в душе? Гнилость и тление греховное. Отсюда и православные принципы лечения, где не равновесие противоположностей восстанавливается, но объявляется брань и уничтожаются страсти и греховное тление деформированной природы нашей души, которые и рождают болезни и которые противоположны святости и любви.

«Отними грех, и болезней не будет, ибо они бывают в нас от греха, — утверждает Святой Василий Великий. — Откуда, недуг? Откуда повреждения телесныя? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех».

«Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, и, отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам», — говорит прп. Серафим Саровский.

Исследователи верно назвали иглоукалывание «ритуальным гипнозом», указывая влияние на душу человека через раскрытие «психосоматических каналов», когда раскрываются резервные возможности человека.

Остается добавить, что включи в комплекс воздействия иглоукалыванием заклинания шамана, с которыми он протыкает восковую куклу, и получишь чистейшей воды колдовство.

Напоминая о том, что попечение о здоровье телесном, которое для православного не является безусловной ценностью, не может рассматриваться в отрыве от здоровья душевного и, желая избежать крайностей, следует предупредить, что из написанного вовсе не следует, будто всякое лечение и воздействие на организм человека, как медикаментозное, так и хирургическое, имеет такую же направленность и влияние надушу, как иглоукалывание.

Из вышесказанного вовсе не следует, что всякое точечное воздействие, будь то хождение по гальке, массаж, иппликатор Кузнецова и тому подобное, а равно, и введение лекарств шприцем или капельницей… служат к восстановлению баланса противоположностей в человеческой душе.

Хочется все же подчеркнуть, что помимо прямого терапевтического эффекта, некоторые методы лечения имеют в себе еще и определенную духовную сторону воздействия, которая может быть вовсе не безразлична для внутреннего человека и может не совпадать с православной духовностью и христианскими принципами лечения болезней.

Протоиерей Георгий (Вольховский), 2001 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: