Не всякому духу верьте

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Вопрос к священнику

«Хотелось бы разобраться в вопросе: боевые искусства Китая и гимнастика «цигун».
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3.16)
Разве не должно христианину, истинно верующему, живущему не по плоти, а по духу, заботиться о красоте, целостности и гармонии этого храма? Я имею ввиду человеческое тело, каким его создал Бог.
«Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого существа» (Беседа о человеке. «Закон Божий»).
То есть речь идет о той внутренней энергии, которая двигает нашим телом. Китайская гимнастика «цигун», по-моему, и направлена на то, чтобы с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулировать движение «жизненной силы» или «ци» (по-китайски). Неужели в этом есть что-то от врага? Не заложил ли в нас Бог способность совершенствоваться не только духовно, но и физически? А, может быть, даже и необходимость?
Возможно, вопрос заключается в состоянии смирения человека, не превозносящего себя даже внутри, а благодарящего Бога за то, что Он дарует возможность раскрыть как можно больше возможностей, скрытых в человеке Творцом.
Хочу подчеркнуть, что к нашей истинной Православной Вере я пришел очень трудным и тернистым путем. И немалую роль в этом как раз и сыграли занятия спортом и, в частности, гун-фу и цигун. Может быть, выражение «в здоровом теле здоровый дух» не совсем устарело? И в нем есть доля истины? Кто больше задумывается о смысле жизни: спортсмен-аскет или человек пьющий, курящий и едящий?
Правильные ответы на эти вопросы очень важны и, наверняка, волнуют не только меня.
Не могли бы вы опубликовать мнение Православной церкви по этому вопросу жизни верующих?

С уважением
Р.Б. Вячеслав, г. Днепропетровск

"Возлюбленные! не всякому духу
 верьте, но испытывайте духов, от
 Бога ли они, потому что много
 лжепророков появилось в мире"
(1 Ин. 4,1)

Дорогой о Господе Вячеслав!

Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы внести некоторые пояснения тому, что написано в твоем письме.

Когда ты просишь «опубликовать мнение Православной Церкви» по какому-либо вопросу, то должен знать, что мнение или суждение от лица Церкви может выносить только Собор, будь то Вселенский или Поместный. Это нашло свое отражение в 9-м члене Символа Веры. И ни один священник или монах, какими бы они ни были подвижниками благочестия, не могут выступать от имени всей Церкви. Глава Церкви — Христос, а человек не выше Христа. И если возникает вопрос, не раскрытый соборными решениями, догматами или канонами, то мнение священника является всего лишь его частным мнением.

Однако, это вовсе не означает, что мнение священника не базируется научении Церкви. Поэтому вопросы, которые мы освящаем, являясь нашим частным мнением, исходят все же из того, что есть разделение на Православие, с его учением и историческими корнями и неправославие (инославие), с его учением и историческими корнями. Так, например, высказывая мнение об иглоукалывании, я попытался раскрыть исторические корни и теоретическое обоснование этого метода лечения, которые с Православием не имеют ничего общего.

Может возникнуть вопрос: Разве лечение может быть православным или не православным? Лечение есть лечение. Но лечение или иное другое воздействие нейтрально лишь до того рубежа, пока оно не касается души человека.

И если оно небезразлично для души, это уже вопрос духовный, вопрос веры и исповедания веры, даже если человек и не отдает себе отчета в том, что, занимаясь чем-то он, пусть даже и неосознанно, исповедует какую-то веру или идеологию. А в исповедании веры не может быть мелочей или неважностей. Ведь одна допущенная ошибка, неправильное понимание или вывод, могут исказить все наше религиозное мировоззрение. Поэтому православный христианин свое мнение обязательно согласует и со Священным Писанием, и с теми, кому Духом Божиим открыто правильное понимание Слова, со Святыми Отцами Церкви. И учение Церкви такой верующий не станет приспосабливать к тому, что ему кажется полезным, или к тому, что ему хочется делать, а станет делать то, что необходимо для спасения души.
Теперь, отвечая по существу вопроса, попробуем определить духовную сущность гун-фу и цигун. Это, в той или иной мере, будет касаться и иных восточных систем и боевых искусств.

Чтобы ответ был полнее и понятнее, будем исходить из текста Вашего письма.
Вы привели цитату из послания к Коринфянам Святого Апостола Павла о том, что «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (Жор 3,16). Здесь по неопытности или незнанию чего-то, может возникнуть соблазн истолковать тексты в желаемом для себя направлении. Что и произошло в данном случае, когда под словами «вы храм Божий» вы увидели только «человеческое тело» (из письма). Если уж взялись за толкование, то нужно читать весь контекст, ну хотя бы, в данном примере, со следующим стихом. Нужно знать историю написания послания, историческую обстановку, исследовать, что говорят другие книги Писания по данному вопросу и много другой необходимой информации. А еще лучше и правильнее будет, как писалось выше, обязательно испросить мнение Святых Отцов. Так, обращаясь к Коринфянам, со словами «вы» и «вас» Апостол Павел, во-первых, обращается ко всей «Церкви Божией, находящейся в: Коринфе» (1 Кор 1, 2), во-вторых, к каждому конкретно и подразумевает не только тело, но и весь состав человека, и, в первую очередь, его душу. «Ересь растлевает Церковь; грех смертный — душу, — пишет в толковании на этот текст Святитель Феофан Затворник. — За растление Церкви отвечает ересеначальник… за грех смертный, неочищенный покаянием, отвечает грешник… Эту последнюю мысль о растлении (разорении) храма души грешником и раскрывает Святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния». (1 Кор 15-20)».
Толкование Святителя Феофана — хороший пример того, как нужно читать и видеть не только конкретный контекст, но и весь текст в целом.

Если следовать Вашей логике и понимать под словами «вы храм Божий» только «человеческое тело», «заботиться о его красоте, Целостности и гармонии», то старец пиргийской лавры преподобный Мироген, подвергшийся водяной болезни, не сберег этот храм.
Ведь все тело его было оплывшим и деформированным. Однако, когда другие старцы приходили с желанием лечить его, то он всегда говорил им: «Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни, а что касается настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее».

Читая послания Апостола Павла, начинаешь понимать, что есть духовная «красота, целостность и гармония» телесного храма: «Тело же не для блуда, но для Господа» (1 Кор 6,13), «… усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор, 27)…потому что «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» (Гал 5,19). И забота о духовной красоте — это победа над «страстями греховными… действующими в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим 7,5).

Наши тела создал Бог. И святые учат нас бережному отношению к нему, однако «очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф 23, 26). «Весьма опасен необузданный конь для ездока, так и душе твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом, покаянием и воздержанием», в этих словах Святителя Дмитрия Ростовского предостережение душе, которая, того не ведая, может запутаться в своих собственных желаниях, принимая их за нечто необходимое для спасения.
И указанием, что не » с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулируется движение жизненной силы» (из письма) проявляется забота о храме тела, но покаянием и воздержанием.

Теперь стоит немного коснуться вопроса о «жизненной силе». Вы дословно привели цитату из Закона Божия о. Серафима Слободского, что «душа есть жизненная сила человека». Однако, это вовсе не означает, что «жизненная сила» является и движущей силой, и, тем более, не означает, что душа, как Вы пишете, есть «внутренняя энергия, которая двигает нашим телом». Душа не есть энергия. Так, в одной из своих «Бесед» Святой Григорий Богослов указывает, что возможность двигаться и творить сообщает человеку «именно присущая душе причастность Божественных энергий Духа».

А преподобный Макарий Египетский в «Духовных беседах» пишет, что ошибается человек, думающий, что душа «сама собою без действия Духа может привести тело в совершенство». Наш современник, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в своей книге «Дух, душа, тело» пишет, что «в живых организмах движение… производится и определяется духом жизни, энергией духа…». И это верно. Ведь если, по Вашему мнению, душа является движущей силой, то как же и почему двигаются «бомби», и куда девается эта сила в теле больного или старого человека, в котором есть душа? «Ибо как всемогущий Бог Своим дыханием и проникновением движет и оживотворяет видимые тела». (Святой Григорий Двоеслов).

Из написанного видно, что движущей силой как души, так и тела, является «энергия духа». И все, что пишут Святые Отцы, пишут не от себя, но в соответствии Слову Божию, и каждый, при желании, читая Священное Писание, сможет в этом убедиться. Только один пример: «Когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои» (Иезек 2,2). Таких примеров множество, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Но не только Духом Божиим может быть водим человек. «Разве неясно, — пишет Архиепископ Лука, — что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?» И войти может в человека злой дух, чтобы своей злой энергией управлять душой его: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел…» (Лк. 22,3,4) И силу может подать такую, что человека одержимого «никто не мог связать даже цепями, но разбивал цепи и разрывал оковы…» (Мк 5,3,4). Или вспомним семерых сыновей первосвященника Скевы, когда «бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19,16). Ну чем не ниндзя?

Много разных наименований присваивает Священное Писание этому духу: дух нечистый, дух злобы, дух противления, дух антихриста, дух лукавства, дух заблуждения… И часто дух этот выступает не открыто, своим звериным оскалом, но «принимает вид ангела света» (2 Кор 11,11), пытаясь подменить собой спасительный Дух Православия. Все эти пояснения необходимы были для того, чтобы лучше разобраться в существе вопроса о цигун и гун-фу, заданного Вами, Вячеслав, и определить, о какой «внутренней энергии», а проще, о каком духе идет речь.

Как было написано выше, если система лечения или упражнения воздействует на душу человека, то это уже вопрос духовный, а то, что система цигун и гун-фу воздействует на душу, видно уже из Вашего письма. И то, что, появившись в Китае, они не являются христианскими, а, следовательно, не могут нести в себе Дух Христа, тоже, полагаю, не требует доказательств. Но желая быть объективным в определении духа, которого принимает человек, занимаясь цигун и гун-фу, предоставим слово тем, кто является признанными мировыми авторитетами и учителями цигун, а также беспристрастным и независимым ученым-исследователям этих систем!

Сначала о терминологии

«Слово «цигун» состоит из двух слов-иероглифов: «ци» и «гун». «Гун» в данном сочетании означает «воздействие», «управление», «мастерство». Именно этот иероглиф входит в сочетание «гун-фу» (известное в искаженном произношении «кун-фу»), которое относится не только к «боевым искусствам», но практически ко всем сторонам физической и духовной деятельности… Но еще более многозначной и загадочной оказывается первая часть бинома «ци», обозначающая то, на что оказывается воздействие. Можно насчитать несколько десятков различных переводов: «воздух», «дыхание», «лимфы», «эфир», «атомы», «нервная регуляция», «жизненная энергия» и т.д….В то же время «ци» человеческого тела неразрывно связано с «ци» Вселенной» (В. Малявин. «Гунфу: действительность мифа». НиР-1988г.). «Рассмотрев различные варианты применения слова «ци», нужно отметить, что «ци» с одной стороны заполняет небо в качестве воздуха (вспомним Еф 2,2: «…по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» — Авт.), а с другой — душу человека в качестве его настроения характера (нрава, темперамента и т.д.)» (Кобзев А.И. «О понимании личности в китайской и европейской культурах» и он же «Об основах даосской биоэнергетики», НАД. 1979 г.).

«Причем, набор только практических предписаний цигун малоэффективен в отрыве от теоретических знаний» (т.е. от вероисповедания — Авт.) (Общебиологические взгляды врачей древнего Китая. Сб. статей, М. 1955г.).

«Ци» — общая для всей натурфилософии древнего Китая, и понятие «ци», лежащее в основе китайской медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление, «теоретически» разрабатываемое в философии (прежде всего даосской) и «практически» апробируемое в медицине.

Даосская философия утверждает, что «истинное ци» является матерью всех вещей. Истинное ци делится на две формы (иньское ци и яньское ци), которые, в свою очередь, дают начало триаде Небо — Земля — Человек, охватывая три сферы бытия… Противопоставление двух главных сил инь и ян имеет смысл лишь в пределах этой целостности… Преобладание одной из сил невозможно…

Применительно к человеческому организму это означает состояние гомеостаза. Все болезни приходят от временного нарушения равновесия инь и ян, и, соответственно, терапия сводится к восстановлению их гармонии… На этом основываются диагностика и многие лечебные предписания, среди которых, например, рекомендации по выбору времени для занятий цигуном, многие методы цигунотерапии, в первую очередь, «метод шестисловного заклинания». (Мо Вэньдань. Выбор времени и направления для занятий цигун. ЦиС. 1983г.)

«Так как корень любой болезни в нарушении баланса противоположностей, то главная задача практикующего «цигун» — восстановить этот баланс за счет компенсации либо, наоборот, истечения соответствующего вида «ци». У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над «ци», его проявлениями и трансмутациями, и за счет этого приобрести сверхобычные способности…

В последние годы некоторые известные мастера цигуна активно выступают с докладами и статьями, где делается попытка теоретического анализа таких явлений, как передача информации на расстояние, ясновидение, бесконтактное лечение сложнейших заболеваний…» (Янь Синь. Я стремлюсь утвердить истинное понимание цигун. ЦиС. 1993г.).

«Приемы «цигун» обычно представляют собой лишь составную часть сложных систем мировосприятия и мироустройства (религиозные системы — Авт.), овладение которыми сообщает телесной и духовной жизни новое качество, одно из эффективных проявлений которого, например, состоит в развитии экстрасенсорных способностей». «Последние Этнологические изыскания показали, что «восточные подходы к здоровью человека имели глобальное распространение: от древних индейцев майя, до современных африканских колдунов».

Это из книги «300 вопросов о цигуне», в предисловии которой читаем: «Книга, которая выделяется своей всеобъемлющей полнотой и популярностью изложения. Один из ее авторов Линь Хоушен, относится к числу наиболее известных мастеров цигуна в Китае (а значит и во всем мире). Он родился в сентябре 1939 г. в провинций Фуцзянь, учился цигуну у наставника-монаха в одном из буддийских монастырей. В совершенстве овладел методами цигунотерапии и цигуноанестезии, а также развил в себе экстрасенсорные способности (телекинез, видение через преграду). Он разработал оригинальную систему «18 форм цигуна Великого предела», которая получила всемирное распространение…».

Думаю, этого достаточно. В предыдущей статье довольно полно освещены и вопросы экстрасенсорики, и принципы лечения иглоукалыванием, положенные в основу цигун и гун-фу, и христиански отношение к болезням и их лечению. Ознакомившись с этими статьями, несложно будет установить, какой дух дает «внутреннюю» энергию в цигуне.

В своем письме, Вы, Вячеслав, пишете, что пришли к Православной вере через гун-фу и цигун. Это невольно наводит на размышления, что слова одного из теоретиков цигуна «через развитие цигун произойдет слияние культур Востока и Запада» (Чэнь Лэтень. Грядет Новая Эра. ЦиС. 1992 г.) имеют под собой основание.

Очень многие нынче говорят, что пришли к Православию через оккультизм, экстрасенсорику, восточные культуры… Хорошо, что пришли. Плохо, что нередко человек, влекомый в Православие духом заблуждения, приносит этим духом и весь хлам инославия, пытаясь совместить или слить Православие и привнесенный дух. И если в душе человека такое слияние состоялось, то исповедует он уже не Православие в его чистоте, а какой-то гибрид, прикрытый православной атрибутикой.

«Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (а не духа восточного — Авт.), как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор, 14-17).

Дорогой Вячеслав! Коль пришел к Православию, избери духовника, посоветуйся с ним, положи на сердце послушание , «отвергнись себя (того, занимавшегося цигун и гун-фу -Авт.), и возьми Крест свой» и следуй за Христом…

Протоиерей Георгий (Вольховский), 2001 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: