Евангельские «несоответствия»

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Вопрос к священнику

Читая Евангелие, я обнаружил несколько несоответствий в нем. Так, в Деяниях главе 9, стихе 7 и главе 22, стихе 9 совершенно по-разному описывается эпизод из обращения Павла; в Евангелии от Матфея, гл. 8, ст. 28, от Марка, гл. 6. ст. 2 и от Луки, гл. 8, ст. 27. называется разное количество бесноватых, встретивших Христа на берегу страны Гадаринской ,в Евангелии от Луки, гл. 23, ст. 46, от Матфея, гл. 27, ст. 46 и от Марка, гл. 15, ст. 34, от Иоанна, гл. 19, ст. 30 по-разному описываются последние минуты земной жизни Христа и его последние слова. Прошу вас разъяснить эти несоответствия.

р.Б. Вадим, г. Харьков

Вопрос к священнику

Почему мы читаем Евангелие от Луки, а не от Петра, который знал Христа лично и был достаточно грамотным, чтобы писать послания?

Р. Б. Владимир, Кировоград

 

Дорогой Вадим!

Благодарю за присланные тобою вопросы. Однако цель газеты — это рассказ о Православии и освещение происходящих событий современности, проблем нашей жизни с позиций православного священника. Объяснение и толкования Священного Писания не являются основной целью, и приводимые нами ссылки на Писания употребляются лишь в контексте рассматриваемых вопросов.

Поставленные тобой вопросы прекрасно освещены как в классических толкованиях Отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст, Иероним Евсевий, Аврелий Августин, Феофилакт Болгарский и других, так и в более поздних, таких как Архиепископ Аверкий (Таушев), написавший замечательное «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», которые в настоящее время несложно приобрести и которые, уверен, имеются в любой Православной библиотеке. При изучении Писания необходимо помнить, что Евангелисты не писали свои Евангелия вместе, не договаривались заранее, что должен написать один, а что другой, не сравнивали, чем отличалось одно от другого. Каждый человек по-своему воспринимает разные явления и события, и потому нет даже двух человек, которые бы рассказали или описали  слово виденное и пережитое. Один подчеркнет одну какую-либо сторону или предмет, другой — другие, и это не будет неправдой, а только дополнением и подчеркиванием разных впечатлений.

Евангелия тем и правдивы, что они не типовые или подтасованные в событиях и фактах, они реалистичны. Так, Матфей и Иоанн, как ученики Христа, были свидетелями всему. Однако, стоя у Креста в сильной духовной скорби, не все смогли запечатлеть в памяти. Марк записал все из рассказов Апостола Петра. Евангелист Лука расспросил многих «очевидцев и служителей Слова», а также тщательно исследовал все, что что было связано с земной жизнью Иисуса Христа. Это позволило ему воспроизвести события и описать их с большей полнотой. Апостол Иоанн написал Евангелие позже первых трех, так называемых «синоптических», т.е. имеющих общий взгляд. Видимо, какие-то из них он читал. Это следует из текста Евангелия, написанного им. Поэтому он написал то, что другие евангелисты опустили.

Таким образом, сравнивая все Евангелия, мы получаем полную картину событий, в которой указанные случаи являются не противоречиями или несоответствиями, а лишь взаимным восполнением и уяснением некоторых обстоятельств.

Если Евангелия воспринимать сердцем и рассматривать как Благовестив, приводящее к обoжению нашего существа, через усвоение евангельской Любви, то отмеченные тобой незначительные расхождения просто перестанут восприниматься.

Протоиерей Георгий  Вольховский, 2001 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: