Евангельские «несоответствия». Евангелие от Петра

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Тем, что определяет спасительную миссию Церкви в мире, является Божественная воля, которая выражается в Священном Писании через соборность Церкви, и тем, что соборно определено быть Священным Преданием. Каждое соборное определение указывает на Божественную волю в решении того или иного вопроса словами Иерусалимского собора: «…угодно Святому Духу и нам…» (Деян. 15. 28). В этом проявляется Богочеловеческая природа Церкви, в которой человеческое участие, повинуясь словам, данным Господом в молитве Господней «Да будет воля Твоя», принимает решение, водительствуясь Святым Духом. Это исключительно важно.

Так VI-й Вселенский Собор «принял и утвердил веру, догматы и правила предшествовавших ему православных вселенских и поместных соборов и святых отцев, и определил ни прибавлять чего-либо к ним, ниже убавлять». Это составляет основу Священного Предания Церкви. VII Вселенский Собор не только подтвердил установленное, но и постановив, что «определения, противные постановлениям Вселенского Собора, недействительны…», строго указал дерзающим сопротивляться соборным решениям.

Соборно, под водительством Святого Духа, из множества христианской литературы первых веков был принят и Канон Священных книг. В 85-Апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора, в соборно принятом 39 каноническом послании св. Афанасия, в канонах св. Григория Богослова и Амфинохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Завета. В соборно принятом послании св. Афанасия также указывалось, что для того, чтобы «некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты хитростью человеческой и потом не начали внимати иным книгам, так называемым апокрифическим, будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами… есть умышление еретиков, которые пишут оные, когда хотят назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, аки бы древния, имеети способы к прельщению оными простодушных».

К таким книгам относится и упомянутое в письме апокрифическое Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, гностические апокрифы из Наг-Хаммади и т.д. Написание этих книг было обусловлено, во-первых, стремлением некоторых удовлетворить овладевшее ими любопытство и узнать о тех сторонах жизни и служения Иисуса, о которых канонические Евангелия не рассказывали ничего или почти ничего. Это и детство, и отрочество Иисуса, и то, что делал Иисус после смерти на кресте до Dоскресения, и то, как происходило само Dоскресение и т.д. То есть пытались как бы дополнить Евангелие всем тем, что непосредственно не касается искупительной и спасительной миссии Христа.

Во-вторых, стремлением заместить четыре Евангелия, принятые Вселенской Церковью. Все эти Евангелия, написанные позже Евангелий канонических, обнаруживают гораздо худшее знакомство с географией и обычаями Палестины, нежели канонические, что и неудивительно, если принять во внимание обстоятельства и время их написания. Перед лицом четырех Евангелий, признанных Церковью, апокрифические Евангелия, по мнению исследователей «богословски и исторически малосостоятельны», наполнены чудесами, часто поражающими своей бессмысленностью, и сказочными мотивами. Как правило, они имеют «догматические расхождения с церковным учением» и поэтому не могли быть «признаны церковью источниками вероучения», как не соответствующие ни Духу, ни Истине.

Об этом предупреждал еще Апостол Павел: «…Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово… кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Гал.1.7,9). Вопрос о «подменных» и «подложных» писаниях поставил в сочинении «Против ересей» Ириней Лионский (II в.): «Четыре есть Евангелия, не больше и не меньше, и только пустые, неученые и наглые люди, извращая форму Евангелия, вводят их больше или меньше». О подложных Евангелиях писали и Тертуллиан, и Ориген, и Евсевий Кесарийский, который в двух местах «Церковной истории» упоминает Евангелие от Петра в числе подложных писаний. Об этом Евангелии писал и Св. Серапион ( II в), епископ Рососа (Киликия), который руководил также христианскими общинами Сирии. Св. Серапион обнаружил, что его паства пользуется Евангелием от Петра. Сначала он это разрешил, но затем, ознакомившись с содержанием, направил верующим по поводу этого евангелия специальное послание. Св. Серапион указал, что этим евангелием пользовались докеты, члены еретической секты, утверждающей  призрачность Богочеловека).

Далее епископ пишет, что многое в нем, «согласно с истинным учением Спасителя, некоторые же заповеди прибавлены, что мы и отмечаем для вас», потому что сказано: «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам…»(Втор. 4.2). Поэтому Церковь, соборно, водимая Духом Божиим, признала только тот текст Нового Завета, которым пользуется весь Христианский мир. Те же апокрифы, которые не касались вероучительной, догматической стороны (протоевангелие Иакова, об истории рождения Девы Марии,  евангелие Никодима, о сошествии Христа во ад), признаются Церковью как Церковное (не путать со Священным!) Предание.

Разум одного человека и даже группы единомышленников не выше соборного разума Церкви. Ищущий спасения должен не умствовать, а совершать его в смирении и простоте сердца, вверив себя Церкви, глава которой Христос.

Протоиерей Георгий  Вольховский, 2002 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: