Евангельские «несоответствия». Читайте святых отцов

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Вопрос к священнику

В том обилии литературы, которую мы сейчас видим, трудно разобраться. Даже в церковных лавках встречаются книги с православными названиями, а содержание… Купила ребенку книжку-раскраску, в которой «рекомендуется» малышам раскрашивать распятого Христа! Оказывается, она издана протестантами…
В брошюре «Медицина и Православие» (достаточно дорогой по цене!) обнаружила «медицинскую» трактовку с точки зрения биополей, ауры и т.д. Хорошо, если книги попадутся воцерковленному человеку, а если… Кто будет отвечать? Так что же читать?

Р.б. Раиса, г. Черкассы

Наша Православная Церковь прожила трагический век. И только любовью и милостью Божией, ради ищущих спасения, Господь сохранил ее. Досталось Церкви и тяжелое наследие. Особенно духовное. После того, как открытые гонения на Церковь закончились, в нее потянулись люди, духовно просвещенные различно и стоящие на разных ступенях знаний своей Веры. Не все из них идут путем церковным и живут веропониманием православным. Есть такие, которые, будучи образованными, исповедуют веру собственным умозрением, отождествляя ее с Православием и придерживаясь его больше, нежели познаний духовных, проповедуемых Церковью. При многообразии религий и их равенстве перед законом, на фоне доставшейся в наследие бездуховности, возникают соблазны, искажающие понятие духовных ценностей, «древо познания» заслоняет целиком «древо жизни», подстрекая человека искать Бога на ложном пути, убеждая его довольствоваться таким познанием, которое было, якобы, собственным его «приобретением», а не научением Божиим. И плоды такого извращенного настроения и характера человека, который больше всего любит превозносить себя, являя псевдостарчество, ложную святость, умствования, мудрования, богословствования и т.п., и заносят в церковную ограду литературу, которая, имея всю внешнюю атрибутику православности, на самом деле, несет в себе не только бездуховность, но и подчас посягает на евангельские устои веры.

Приведу примеры. Так, в книге О. Соловьева «Православный брак и страсть блуда» среди прочих «откровений», есть и такое: «Сначала Бог с помощью ангелов создал бесчисленное множество видов растений и животных». Иному покажется, ну что такого страшного написал человек? А страшно то, что искажен догмат, определение истины. Догмат о сотворении мира, прекрасно и полно раскрытый самой Библией и исповедуемый нами в Символе Веры: «Верую, во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земли…»

«Православное Догматическое Богословие различает догматы:

Основные, излагающие главные истины веры и перечисленные в двенадцати членах Символа Веры;
Частные, выделенные из первых.
Отвержением частного догмата отвергается тот основной, на котором основан частный… Свойства догматов: Богооткровенность, Церковность, Общеобязательность… Помогая познанию истины Откровения, догматы суть вехи религиозного пути и отправные точки мировоззрения»… Это из учебника «Православное Догматическое Богословие». Догмат — основа жизни, в том числе и духовной, православного христианина. Все наше богослужение построено на догматах. Искажение догмата — ересь. И вовсе не все равно, если в литературе, названной православной, арианским откровением «Свидетелей Иеговы», будет искажаться учение Церкви Христовой. Этот пример имеет и свое продолжение в периодической православной литературе, когда один из самых популярных православных журналов, распространяемый по всей Украине и имеющий тираж более 20000 экземпляров, опубликовал отрывки из этой книги. Трудно даже представить, сколько читателей получили духовную отраву…

Примеры можно продолжить. Один из листков, изданных известным монастырем, призывает: «Посему-то молитва за почивших праведных людей весьма душеполезна и для нас самих спасительна… Но совсем другое дело, когда молишься за человека, который всю жизнь свою грешил тяжкими смертными грехами и не подумал об очищении их покаянием. Тут уже не отраду вливает молитва, а, напротив, сообщает молящемуся тягость, смущение, беспокойство». Вот так. За праведных можно, а за грешных нельзя, а то молитва, разговор с Богом, сообщит молящемуся кучу неприятностей. Следуя логике написанного в листке, из панихиды, литии, домашних поминаний нужно было бы исключить прошения о прощении согрешений вольных и невольных. Только кто же за нас грешных помолится, когда Господь призовет?

Другой листок, написанный кем-то уже прославленным, но еще непричисленным, призывает идти к Святому Причастию без всякой подготовки. И база «теоретическая» подведена. Не нужно ни правила, ни исповеди, ни поста… Так просто, по-протестански. И есть те, кто с легкостью отказался от подготовки, как от ненужного бремени. Такой отказ, с одной стороны, говорит о состоянии несмиренной души — отказавшейся, бунтующей, а с другой — об отношении к Богу…

Брошюры, листовки… их нынче несть числа. На многих для солидности надпись: «Печатается по благословению…» А ведь она вовсе не означает, что благословившему дали прочитать написанное.

До большевистского переворота 1917 года было иначе. К примеру, книга «Слова и речи синодального члена Филарета, Митрополита Московского», изданная в 1845 году, вначале содержит: «Печать дозволяется. Цензор, Архимандрит Филофей». А книга магистра богословия Григория Дьяченко увидела свет с надписью: «От Московского Духовно-Цензурного Комитета печать дозволяется. Москва, мая 18 дня 1898г., проверил и подписался цензор, священник Александр Гиляревский». И так на всем. На книгах, брошюрах, журналах, листках…

Кто проверил и дозволил публиковать, тот и отвечать будет за дозволенное перед Богом и Церковью. Церковь должна беречь чистоту своей Веры от того, что в существе чуждо Православию.

А пока нет при епархиях в настоящее время цензурных комитетов, как же нам, православным, отличить духовную подделку? Наверное, выход один — учиться Православию. Учиться не по брошюрам, хотя и среди них есть хорошие. Учиться, изучая, во-первых, святоотеческий опыт. Не просто изучая «Жития Святых» или отдельные цитаты их трудов, а читая сами труды Святых Отцов, соборно принятые всей Церковью. Читать Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и т.д., и т.д. Тут точно не ошибетесь. Но читать не выборочно, а попытавшись систематизировать то, что будет изучаться. Начать же лучше с «Точного изложения Православной веры» Иоанна Дамаскина, не просто прочитывая книгу, но вникая в содержание. Затем — Катехизис, изучив который, закладываем фундамент знаниям духовным. Во-вторых, систематически изучать богослужебные тексты. Именно тексты, с точки зрения их богословского и догматического содержания. О. Павел Флоренский считал, что православная догматика должна быть ничем иным, как «систематизацией догматических идей богослужения». А Святитель Игнатий Брянчанинов называл православное богослужение духовной школой, в которой человек может научиться «всему необходимому на поприще веры». Богослужебные тексты Православной Церкви — это наше живоносное наследие, которое нужно знать и любить. В них — полнота богословия. Если научиться применять то, что говорили древние Отцы, к сегодняшнему дню, рассматривать современные проблемы через призму святоотеческого опыта, научаясь не только мыслить, но и жить по-святоотечески, многое из смущающего и вносящего соблазн и разлад отпадает само собой. Например, прочитайте, что написали святой Ириней Лионский, преподобный  Ефрем Сирии, святой Кирилл Иерусалимский, Блаженный Иероним, святые Андрей Кесарийский и Нил Мироточивый об антихристе и его печати, сравните прочитанное с «откровениями» протестанта Пола Сандерсена и приверженцев этих откровений от Православия, и вопрос о печати отпадет сам собой, так как в современных мудрованиях по этому вопросу увидите явное отвержение святоотеческого опыта.

И, конечно, необходимо читать Слово Божие, Евангелие Иисуса Христа. Чтобы изучить перечисленное, не хватит целой жизни. Во всяком случае, не останется времени на сомнительные листки и брошюры.

Еще совет. Среди множества литературы выбирайте ту, где написано: «Издание Московской Патриархии» или «Издательский отдел УПЦ», т.е. официальные Церковные издания. А из периодической литературы отдавайте предпочтение той, где в редакционной коллегии есть священники. Так будет надежней.

Протоиерей Георгий Вольховский, 2001 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: