Синдром Туррета

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Взгляд священника на духовную основу и природу матерных слов в статье «Синдром Туррета», в которой показано, что матерная брань, как «богоборческий лексикон», является еще и симптомом психоболезни.

Нашу девятиэтажку в народе называют коробкой. Это потому, что она, почти замыкаясь, образует огромный прямоугольный двор, имея в двух противоположных сторонах сквозные проезды. В центре двора — заасфальтированная спортивная площадка, футбольное поле. Днем, когда кажется, что воздух насыщен городским шумом и суетой, практически, не слышно, что творится во дворе. Но вечерами, когда утихает суета, и утром, когда она еще не возродилась и сама прозрачность воздуха от стен дома отражает звуки, разнося их гулким эхом по всему двору, — все, что происходит в нем, невольно становится доступным слуху. Просыпающиеся машины, спешащие шаги, громкий смех старшеклассников, передающий всю гамму начинающих меняться голосов, и  слова, пересыпанные отборным матом. При детях, девушках, женщинах… Подхватываемый все чаще женскими голосами. Его можно слышать повсюду. Не только во дворе. В транспорте, по радио, особенно в шансонных передачах, по телевидению… Там, где раньше считалось ругательство недопустимым, теперь его  начинают смаковать. Дети, часто ничего еще не зная о Боге, вечности и любви, уже знают похабщину. Свободно можно приобрести словари мата, для пополнения своего словарного запаса и повышения «культурного уровня» обзавестись изданиями стихов, начиная с «классики» Баркова и заканчивая современниками, использующими мат в своем «творчестве». Его употребление оправдывается. Для связки слов, для колоритности. Национальные традиции «славянской» души — надуманные нормы морали. Однажды пригласили соборовать одного больного после перенесенного им инсульта.

- Больной в сознании? — интересуюсь у пригласившей.
- Он не шевелится, ничего не понимает и ничего не может говорить, но только… — женщина несколько замялась, — но только… сильно матерится.

Так и оказалось. Лишенный дара речи, ничего не понимающий и неподвижный больной при чтении молитв, буквально, извергал потоки отборной матерной брани. Оставалось только удивляться, почему вне зависимости от сознания и рассудка, когда не работает головной мозг, брань и мат сохраняются и открыто, беспрепятственно проявляют себя? И почему именно мат, а не что-нибудь другое? Что или кто двигает языком человека?

В психиатрической практике есть термин — копролалия. Он обозначает те случаи, когда человек, не только болящий, но и с виду нормальный, начинает ругаться матом и не может остановиться или испытывает к этому непреодолимое влечение. Его-то, влечение, и пытаются оправдать, и объяснить народными традициями, устаревшей моралью и тому подобным. Однако это болезнь, которая в психиатрии носит название по имени французского врача Жиля де ля Туретта — синдром Туретта.

Как писал о синдроме Туретта один автор: «…если бы врач-психиатр побывал в казарме любой из военно-строительных или любых других частей, то ему пришлось бы ставить диагноз синдрома Туретта всем солдатам, включая офицеров и прапорщиков». Этот перечень можно было бы значительно расширить, начиная от детей, глазеющих на жвачки в витринах киосков или попрошайничающих на улицах. Старшеклассников, одинаково стриженых, одинаково одетых, одинаково жестикулирующих и говорящих на одинаковом сленге с одинаковыми интонациями, от учеников профтехучилищ и до… бывших советских руководителей, нынешних чиновников и политиков, если они не перед микрофонами.

Разумеется, что такой диагноз им врач не поставит. Хотя непонятно  — почему… Если в вашем словарном запасе значительная часть слов — матерная брань, вы здоровы, а если до этого вы их никогда не произносили, а тут вдруг стали материть всех и вся, то вы больны? Но это вопрос медицины. Нас же интересует духовная сторона. Кто или что говорит в человеке с диагнозом синдром Туретта или просто ругающегося матом?

Для начала стоит, очевидно, уяснить для себя, что же такое слово? Слово… Мы часто не придаем ему должного значения. Ну что такое слово? Сказал и все. Но «уже давно было замечено, что мышление не существует без слов. Слово есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения — так начинается одна из самых знаменитых книг А.Ф.Лосева «Философия имени», где автор далее продолжает, — можно сказать, что без слова нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием. Пусть вы не верите в магию слова, которой полны все религии всех времен и народов. Но невозможно все-таки, немыслимо отрицать могущество и власть слова».

Слово — это не просто сочетание звуков и не просто имя вещи. Это и не продукт эволюции. Слово — это тайна, это чудо, это дар Божий, выделяющий нас, созданных по Его образу и подобию, из всего животного мира. Слово лечит и воскрешает, поднимает и созидает, укрепляет и поддерживает даже тогда, когда кажется нет никаких надежд. Но словом можно и разрушить, и ранить, и…убить. И не только тело, но и душу. Это потому, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12.34), и слово, исходящее от сердца, влагается не просто в ухо, но в сердце, касается души слушающего, потому что несет в себе нечто большее, чем набор букв и звуков. Слово призывает и несет в себе дух.

Как семя бросается в землю для того, чтобы оно выросло и принесло плод, так слово Божие, исполненное Его Духом, преподается слушателям для того, чтобы принести плоды добрых дел — иные тридцать, иные шестьдесят, иные же сто, по мере благодати Божией. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6.63).

Но ненавистно диаволу слово благодати, и старается он похитить посеянное в сердцах людей, подменить Слово Божие, врачующее и воскрешающее, словом разрушающим и убивающим, а Дух животворящий заменить совсем иным духом, духом «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2.2). «Злой дух может входить в общение с человеческим духом и сокровенно влиять на него, внушая, что ему желательно… что бывает с бесноватыми, когда они, одержимые духами нечистыми говорят и делают, чего не хотят и вынуждены бывают произносить слова, которых не понимают. Некоторые так бывают ими овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают, а другие сознают и после вспоминают. То и другое бывает от привтечения духа», — пишет знаток душ человеческих преп. Иоанн Кассиан Римлянин о том, кто «устремляет против Бога дух свой, и устами своими произносит такие речи» (Иов. 15.13).

Теперь немного о словах матерной брани. Почему именно они, несущие в себе дух далеко не Христовый, слетают с языка одержимых матерной бесноватостью, описанной еще психиатрами и психоаналитиками Юнгом и Фрейдом в качестве необъяснимого психического феномена.

Корни матерных слов лежат в язычестве. И большинство из них восходит к языческому культу славян, впоследствии приумноженном языческими терминами культа монголов. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, которые вызывались особыми словами-заклинаниями, призывание славянами своих богов по именам и соответствующие ритуальные действия, сопровождаемые этими словами, которые в христианстве оскорбляют нравственное сознание обыкновенного человека, происходило в форме мистерий. Здесь слова матерной брани носили чисто магический характер. Так, соответствующими словами вызывались духи плодородия, что сопровождалось соответствующими действиями и жестами, символизирующими плодородие. Выступая на брань, на войну, призывали соответствующих духов, языческих богов: для проклятия врага, для помощи в брани, для победы… Помните в Библии: «И сказал Давид Саулу… и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином (Голиафом — авт.) необрезанным будет то же, что с ним, потому что так поносит воинство Бога Живого… и проклял Филистимлянин Давида своими богами» (1Цар. 17.34,36,43). Именно в этом смысле к матерным словам прилагается слово — бранное. А из приведенного текста видно, что бранные слова представляют, по существу, магические формулы, предназначенные творить зло. Ведь что может призвать человек на свою голову или голову того, кому адресована брань, используя слова заклинаний и имена языческих богов, которых христианство называет демонами? И против кого ведут брань те, кто призван этими словами, тоже понять несложно.

Матерная брань в древней Руси была частью языческой духовной культуры, использовалась в языческих мистериях и обрядах. Отсюда становится ясно, почему христианство, начавшее бороться с язычеством, одновременно повело борьбу с матерной бранью. Потому что, как написал преп. Иоанн Лествичник, эти «нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес… такие слова не наши, но врагов наших».

Сейчас пытаются представить, что русский (российский, украинский и белорусский) народ матерился всегда. Что матерщина у нас — это как бы наследственность. Однако в добольшевистское время мат был на Руси явлением более редким, чем его хотят представить. Народ с принятием христианских идеалов нравственности, воспринятых с христианской верой, отверг как поклонение идолам, так и лексикон их вызывающий, дав точное определение поясняющее духовную сущность мата: «Черная брань». Черный цвет, как злобный и разрушающий, олицетворяющий смерть, противоположен белому — цвету,чистоты, добра и святости. А слово «брань» означает брань духовную, только не ту, которую ведет человек с «духами злобы поднебесной», «со страстьми и похотьми», а наоборот, брань, которую духи злобы ведут с нами нашими же устами. Об этом предупреждает нас Симеон Новый Богослов такими словами: «Каждому из нас надлежит знать демонов, что они суть тайные враги наши и что они воюют против нас посредством нас же самих». Интересные свидетельства оставила нам история. Так в Запорожской Сечи под угрозой строгого наказания плетью у позорного столба было запрещено употребление матерной брани. Запрещалась она и во время казацких походов. При Великом Государе Алексее Михайловиче матерщинникам вырывали язык, а указом императора Петра I их секли розгами. Император Николай I был прозван «палкиным» именно за то, что приказал матерящихся для перевоспитания пропускать через строй в пятьдесят палок… а самый большой штраф на одном из самых крупных на то время заводов юга России  Екатеринославской Брянке (ныне з-д Петровского) был за матерную брань, потом за пьянство и воровство… Да и самим сквернословом, и обществом мат воспринимался как хула на Бога, святость, как вызов самому Творцу, направленный на осквернение благ, даруемых Богом. Отсюда и название «благой мат», как прямое осквернение святыни. Да и слово «мат», имеющее общий корень со словом «мать», именно потому, что связано с обращением грязных слов на то, что должно быть дорогим для каждого человека, оскорбляя мать, Богородицу и Самого Бога, убивая человеческую душу. Отсюда и выражение: «ругаться по матери», «в Бога, в душу, в мать» и т.д.

Поэтому, как богоборческий лексикон, мат получил широчайшее распространение при большевизме. Как происходило это в большевистский период, хорошо описано в большой статье Н. Велеховой «Укрощение языка», в которой автор дает многочисленные примеры оскудения родного языка (будь то русского или украинского — авт.), его обезличивания, запрета на слова, несущие в себе дух благодати. Вот один из примеров: «Передо мной лежит рукопись одной книги, посвященной театру и задержанной издательством пять лет назад. Любопытен криминал, извлеченный из ее словесного состава редактором. Он требовал замены слов такого рода: символ, вдохновение, наитие, литургия, соборность, ритуал, пьета, Библия, нерукотворный, божественный, озарение, откровение, Богоматерь, милосердие, инобытие, таинство и тому подобное. Что это значит? Да то, что сами понятия и проблемы, которые обозначены этими словами, последовательно выбрасывались из употребления. Их надо было выкорчевать из области мышления, из сознания… Запрет на слова, передающие сведения о глубинных ценностях внутренней жизни человека, возникал, как шлагбаум, на пути к самим этим «глубинам». Изгнанный из сердец верующих мат нашел себе место в сердцах тех, кто добровольно следовал своим страстям, тех, кого народ, независимо от их должности, звания и социального положения, назвал библейским словом — именем «хам». «В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения». Это писал Иоанн Лествичник, которого дополняет Св. Антоний Великий, говоря: «Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные».

В литургическом творчестве демоны и бесы названы «тлителем смыслов» (Акафист Благовещению. Икос 10), т.е. разрушителями сознания. И становится ясно, почему в описании синдрома Туретта, когда сознание отключено, раздается мат, кто устами человека его произносит и кто, заполняя доставшуюся в наследие нам духовную пустоту, пытается овладеть нашими душами. «Мышления не существует без слов»… и матерная брань наилучшим образом характеризует состояние человеческой души, о которой Симеон Новый Богослов сказал так: «Невозможно, чтобы право и чисто умствовал ум, который омрачен оскверненной совестью… без греха самого человека, нельзя диаволу схватить человеческую душу». К этому следует добавить, что черный мат, как элемент призывания и служения сатане, и сейчас используется не только неоязычниками, но и сатанистами в своих ритуалах, при совершении «черных месс»…

В заключение стоит привести выписки из апрельского номера издающегося в Германии журнала «Фармакология и психиатрия» (№ 2, апрель 2002 г.), где заголовок статьи говорит сам за себя — «Марихуана лечит синдром Туретта». «Назначение марихуаны может стать новым направлением в лечении синдрома Туретта… Как установили ученые из медицинского колледжа Ганновера (Наппоуег) в Германии… под руководством доктора Кирстен Мюллер Валь… даже однократная доза препарата марихуаны вызвала заметное снижение симптомов заболевания…». Поистине прав Феофан Затворник, написавший, что «всякая страсть имеет своего беса, который через человека питает себя..», если не матерной бранью, так наркотиками.

Примечание. Психиатрия дает следующее определение синдрома Туретта — прогрессирующее заболевание, характеризующееся разнообразными, варьирующими по своей продолжительности и течению моторными (двигательными) или вокальными (матерная брань) тиками, а так же нарушением поведения. Настоящие симптомы в полной мере можно обнаружить у адептов пятидесятнических и харизматических сект… но это совсем другая тема для разговора.

Протоиерей Георгий Вольховский, 2003

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: