Содом и Гоморра или духовная природа гомосексуализма

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27).

«Горе, горе! Если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный при говор: Не знаю вас (Мф. 25.12). Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геены».

Святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты».

«Демократия» вошла в нашу неподготовленную к ней жизнь, вседозволенностью и беспределом. То, о чем раньше и не мыслилось, что считалось ненормальным, аморальным и просто дегенеративным, ныне свободно преподносится, как достижения демократии, свободы и прав человека.

А «права» свои человек имеет во всем, даже в выборе пола, или, как теперь говорят, в выборе сексуальной ориентации. То, что считалось сексуальным меньшинством, «благодаря» литературе, видео, кино… все более и более вторгается в нашу жизнь.

Даже дети знают уже, что такое «голубой» и, как бы между прочим, могут обозвать «педерастом». Популярные ток-шоу и их телеведущие с удовольствием смакуют разные стороны гомосексуальной жизни. А приглашенные на них гомосексуалы и трансвеститы открыто и рекламно рассказывают о «прелестях» своей жизни, о том, как они могут «любить», о созданных ими «семьях», о взаимопонимании и т.п. Масмедиа сообщат последние новости с гей-карнавала, покажут интервью с поп-певцами, гордящимися своей гей-принадлежностью и «украшающими» свои таланты необычными, экстравагантными прическами и нарядами, проведут экскурсию по гей-клубам и многое-многое гей-другое. А мы с интересом проглатываем то, о чем раньше нельзя было и говорить. Спешим догнать западную демократию и свободу, их образ жизни, образ мысли — там есть чему «поучиться» и что «перенять».

В 1992 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) даже исключила «гомосексуализм» из своего «перечня болезней», считая, что гомосексуализм и гомосексуальность могут считаться «нормальными». В этом же году, после статьи «Эмпирическая основа для отказа от модели психического расстройства» (Gonsiorek, 1991), в которой утверждалось абсолютное равенство гомо- и гетеросексуальности, гомосексуализм был также исключен из Международного Классификатора Болезней – the International Classification of Diseases .

А еще ранее, в 1973 году, Американская психиатрическая ассоциация (АПА) исключила гомосексуализм из своего «Справочника по диагностике и статистике» (DSM),то есть из перечня психических расстройств. Более того, в издании «Справочника» 1994 года(DSM-4) совершенно изменены долгое время использовавшиеся определения всех парафилий (половых извращений).

Теперь, для того, чтобы считать человека страдающим парафилией, DSM требует, чтобы в дополнение к наличию этих влечений и действиям в согласии с ними, влечениями, его фантазии, сексуальные импульсы или поступки, вызвали у него «клинически значимые переживания или ухудшение исполнения им своих функций в социальной, профессиональной или других важных областях жизни». Другими словами, человек, вступающий в извращенную половую связь и делающий это безо всяких угрызений совести, если при этом не страдает его функционирование в других областях жизни, не может быть признан нуждающимся в лечении… Слова же «гомосексуализм» и «гомосексуальность» и вовсе изъяты из «Справочника», потому что, как сказано в комментарии к нему, этот диагноз признан «дискриминирующим».

Такое отношение к парафилиям на Западе, вызвано, прежде всего, тем, что несмотря на психические нарушения, сопровождающие все парафилии, природа этих нарушений остается нераскрытой и необъяснимой. Так, психиатр и нейрофизиолог Уильям Байн, утверждает, что отсутствует связь «между аномалией мозга и генетическими факторами с одной стороны, и сексуальной ориентацией, с другой. Здесь речь не может идти о причинной связи». Байном выдвигаются аргументы в пользу того, что «наши сексуальные влечения и поведение в большей степени определяются социальными, а не биологическими факторами».

И, наоборот, борцы за «права человека» и все три ветви государственной власти США, защищающие эти «права», утверждают, что «все психологические феномены, в конечном счете, зависят от биологических факторов», то есть, это природно и естественно. Средства массовой информации продвигали идею, что «гей-ген» уже найден (Burr,1996), но, несмотря на неоднократные попытки, ни одно из широко освещенных прессой исследований не получило научного подтверждения (Gadd, 1998) и «не имеет даже научного основания» (Byrne,1963; Grewdson, 1995; Coldberg, 1992; Horgan , 1995; McGuine, 1995; Porter, 1996; Rice,1999…).

Существуют также предположения, что парафилии несут в себе «черты, скорее отражающие культурные стереотипы, чем биологические факторы, хотя ни темперамент, ни семейная среда не играют здесь решающей роли».

Несостоятельными оказались предположения, что парафилии вызваны гормональными аномалиями и т.д., и т.п. И, как следствие, «поскольку гомосексуализм, хотя и сопровождается некоторыми психическими нарушениями, не является психическим заболеванием. Терапия является не этичной (помогает сохранять предрассудки и проповедует гомофобию), неэффективной (результаты успеха ставятся под сомнения, так как неизвестна причина заболевания), потенциально опасной (может привести к ухудшению состояния и расстройству здоровья)<…> и, в конце концов, право каждого — реализовать свою сексуальность по своему желанию». Это из требований организации «Gay, Lesbian and Straight Education Network » (GLSEN), направленных в комиссию по правам человека в США, рассматривавшую вопросы пола и сексуальных свобод. GLSEN назвала «возмутительными» утверждения религиозных организаций о том, что гомосексуалисты могут изменить свою ориентацию. «Это нормальный альтернативный образ жизни. Я голубой и счастлив этим» — вот образец настоящей демократии и «прав» человека.

Кстати, слово гей, по-английски geyаббревиатура good as you - «ни чем не хуже, чем ты» — идеологический лозунг движения гомосексуалистов. А раз «ничем не хуже» то, как сообщили «Подробности» 08.06.2000 г. в статье «Американская школьная программа поощряет гомосексуализм», «добавив в антидискриминационные законы термины «пол» и «сексуальная ориентация», законодатели предоставили государственным школам возможность считать гомосексуализм «нормальным» явлением. Программы полового воспитания постоянно перерабатывались, чтобы дети, как можно раньше получали представление о сексе. Теперь им необходимо «прививать терпимость(!) к гомосексуализму…»

Даже весьма либеральная Католическая Церковь в пересмотренной версии своего Катехизиса вынуждена написать: «Предание всегда утверждало, что гомосексуальные действия вызваны и являются существенными внутренними нарушениями, ни по какой причине они не могут быть одобрены» (Кат. 2333), «Все крещенные призваны к целомудрию» (Кат. 2348), «Женатые люди призваны к жизни в супружеском целомудрии, прочие должны проявлять целомудрие в воздержании» (Кат. 2349).

У нас на Украине тоже — демократия и в школах, вместо «целомудрия», прививают детям на занятиях по валеологии навыки обращения с противозачаточными средствами. Что же касается гомосексуализма, то… вспомним недавнюю историю. «Летом 1917 года, — пишет в своей книге- исследовании Виктор Седых, — в Россию вернулось из США и других стран Запада более 200 тыс. эмигрантов, в основном, лиц еврейской национальности. С революцией они связывали большие надежды, многие свободы, и, порой такие, которые не воспринимались русским народом, в частности — гомосексуализм. Это явление издавна среди русских считалось порочным и преступным. Вернувшиеся с Запада не хотели считаться с вековыми нравственными устоями русских, но их надежды оправдал Ленин — он отменил жесткий царский закон об уголовной ответственности гомосексуалистов. Однако, Сталин, хорошо понимая, что гомосексуализм издревле не поощрялся в России, отменил решение вождя. Он считал, что свобода сексуальных меньшинств будет опасной для духовного здоровья нации, а потому гомосексуализм следует рассматривать как государственное преступление. Под такой закон как раз и попал Мейерхольд…» (13). Ну, а теперь у нас…

* * *

Однако, что же происходит с человеком, сексуально нетрадиционно ориентированным? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо напомнить следующее. Человека, как личность в ее полноте, рассматривает и изучает наука о человеке — антропология. Христианская антропология рассматривает человека в единстве всех его проявлений: духовных, душевных и телесных. И это единство достигается при условии преобладающего влияния сферы духа. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, - пишет прп. Никодим Святогорец, - да властвует над душей и телом, назначение которых устроить временную жизнь».

В этом единстве — здоровье, норма человеческого бытия, и в этих же словах объяснение того, почему ВОЗ и АПА не считают гомосексуализм заболеванием, патологией.«Ученые — психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае — разными «авторитетами» и духом времени, не дают им возможность увидеть и поверить, что существует, кроме их аудиторий, и экспериментальных институтов, и кабинетов, еще другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений».(10)

Это написал епископ Варнава (Беляев), выдающийся христианский писатель и апологет ХХ-го века, считающий, что светская психология рассматривает только то, что относится к внешней стороне души человека, не учитывая те уровни и свойства человеческой природы, доступ к которым открывается лишь христианским откровением Духа, откровением о духовной стороне человеческих проявлений, которая и определяет всю человеческую жизнь. Эту духовную сторону обычно и не знают, или не хотят знать и замечать те, кто рассматривает патологию человеческой психики.

«Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие Ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело» (Православный катехизис).

Исходя из этой христианской концепции личности и попробуем рассмотреть вопросы, связанные с нетрадиционной сексуальной ориентацией, используя для этого как результаты официальных исследований за рубежных ученых и признанные официальные источники, так и весьма незначительную часть того огромного пласта православной святоотеческой литературы, которая позволяет не только заглянуть в самые отдаленные уголки человеческой души, но и, определив ее состояние, указать на пути ее исцеления.

* * *

Приступая к рассмотрению, предварительно напомним себе, во-первых, слова Святителя Игнатия Брянчанинова: «В современном обществе, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании духов, многие отвергают его. Сомневаются в нем и отвергают его даже те, которые признают существование души своей… Существование духов остается предметом темным для тех, которые не изучали христианство, или изучали его поверхностно, по букве<…> Неведение нами чего — либо никак не служит признаком небытия его» (1).

Напоминание это важно, поскольку говорит о факторе, который отсутствует в исследованиях ученых по этому вопросу, — о реально существующем духовном мире. А, между тем, духовный мир не только существует, как мир Светлых духов — ангелов и духов тьмы — демонов, но и активно пытается влиять на нас, на нашу душу, поврежденную грехом. Отрицание бытия духовного мира, в особенности духов злых (бесов, демонов, сатаны), — это не безобидное мнение. Св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике записал: «Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению. Отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом» (14).

О влиянии же духовного мира на человека и его душу скажем ниже.

Во-вторых, следует напомнить себе, что христианство рассматривает человеческую душу, как созданную по образу Божию: «…созданным же по образу разумею по отношению не к телу, но к душе, которая невидима, - пишет св. Исаак Сирин, и добавляет, - естество души было светло и чисто.»(2)

Но грехопадением, «приведя в страстное движение душу», непослушанием уклонив ее от Бога, человек нарушил в себе гармонию — единство духа, души и тела, — расстроив свое естество, весь состав человека, оторвав душу от духа, этой «частицы Божества», по слову свт. Григория Богослова. У душевно-плотского человека не сталоединства цели, стремления и воли. Уклонившись от единства истины Божией, человек, увлекаемый духом нечистым, уклонился в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний, не сосредоточенных в воле Божией, уклонился в похоть.

Свщмч. Ириней Лионский говорит: «Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один(дух) — спасает и образует, другая(плоть) — соединяется и образуется, а средняя между ними двумя (т.е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения».(15) «…то несомненно, что душа бывает вне своего естества, как скоро приходит в страстное движение.» (2.сл.З).

Оторванность души от духа в человеке, прежде всего, подвергает ее сильному влиянию духа чуждого (беса), который направляет ее движение к чувственности, к похоти, ко греху. Это ясно выражено в словах Св. Апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не яделаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7.19-20). «Кто не удаляется добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается во грех» (2.сл57).

В «Основах социальной концепции РПЦ» (М, 2000 г.), в частности, сказано, что «Церковь рассматривает психические заболевания, как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы».

В-третьих, стоит кратко остановиться и на страстях, пленивших душу, которых, богомудрые отцы — подвижники: — Св. Иоанн Кассиан, прп. Нил Синайский, Св. Ефрем Сирин, Св. Иоанн Лествичник и многие другие — определяют, словами прп. Нила, как «восемь духов зла»: дух чревоугодия, дух блуда, дух сребролюбия, дух гнева, дух печали, дух уныния, дух тщеславия, дух гордости.

«Страстями называются те злые склонности сердца человеческого, которые влекут его к деланию того, что противно и здравому смыслу и разуму, и чистой совести, и Закону Божию. От возмущения злых страстей, которым подвержена душа, происходит помрачение разума и развращение воли <…> Страсти возмущаются от худого воспитания, от своего нерадения, от примера преданных страстям людей, от плоти, воюющей на дух<…> от искусителя диавола, прельстившего Адама и дерзнувшего искушать Самого Сына Божия» (3). «Страсти — злые навыки; добродетели — навыки благие» (11).

* * *

Прежде, чем перейти к рассмотрению духовной природы и данных по психическим диагнозам, связанных с гомосексуализмом, напомним еще о влиянии духовного мира на человека. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом так: «Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения, духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и, чтобы впредь держать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цели для нас незаметными».(1) «…уклонились от общения…», - написал Святитель Игнатий, но это вовсе не означает, что святые духи отказались от помощи нам. Это мы часто не можем воспринять их помощь, потому что, «когда человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности<.. > тогда при ближается к человеку чуждый (бес) и с того времени нет уже у него никакого попечения о праведности» (2.сл.34).

«Смесившиеся» с человеками духи падшие тоже по — разному пытаются завладеть человеком, внимательно наблюдая за каждым из нас. «Враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым для него входом чувств наших войти ему.»(2.сл.75)

Какие же это «отверстые для него входы»? Он может воздействовать на душу человека. «Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и ощущения»(1). Это выражается, например, в ослеплении ума, неспособности видеть и воспринимать истину. Св. Апостол Павел говорит: «У неверующих бог века сего ослепил умы»(2,Кор. 4 А).

Злые духи могут воздействовать на волю, возбуждать в человеке порочные желания. Так сатана вложил в сердце Иуды желание предать Спасителя.

Могут воздействовать на чувства человека, вызывая в нем чувства не добрые: злобы, зависти, лени….

Желая соделать свое влияние на человека незаметным, злые духи могут принимать вид Ангелов света (2,Кор. 11.14) , т.е. зло может действовать под видом добра.

Довольно часто в Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4.24; Мк. 1.23; Лк. 4.35…). «Сатана имеет всегда обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение» (2.сл.30).

Наиболее явным для окружающих влиянием падших духов на человека является беснование. Беснование уже не есть воздействие на душу или тело, это воздействие насаму личность человека, когда нечистый дух устраняет ее от управления своей природой и пользуется человеческой природой как бы своей собственной, со всеми ее способностями, включая даже речь. Но, в любом случае, «падший человек находится в подчинении у демонов, покорившись им произвольно»(1).

Это есть бесообщение, когда человек, будучи «пленником страстей», а через это и рабом у демона, исполняет все прихоти своего господина, «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2.19).

«Люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых порочных целей» (1). «Присутствие демонов порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавленность души, и это есть искушение геены (ада) <…> сим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалобы на судьбу, превратные помыслы <…>, нет мира уму<…>, смущение же отнимает обыкновенно вкус у смысла и понятливости, и расхищает мысли подобно пиявке, высасывающей жизнь из тел с кровью их членов» (2.сл.30,34,75).

* * *

Теперь непосредственно перейдем к рассмотрению данных по психическим диагнозам, сопровождаемым влечениям к своему полу, опубликованных в «Заявлении Католической Медицинской Ассоциации» в ноябре 2000 года:

  • неврологическая депрессия (Fergusson, 1999);
  • склонность к суициду (Herrell, 11,1999);
  • тревожное расстройство, алкогольная и наркотическая зависимость (Pariss, 1993; Zubenko,1987);
  • шизофрения (Gonsiorek, 1982);
  • патологический нарциссизм (Bychowski, 1954; Kaplan, 1967).

Рассмотрение начнем с описания проявлений неврологической депрессии в клинической психиатрии: «Уныние, безрадостность, тоска<…> У человека снижается настроение, его ничто не радует, иногда все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете…» Не правда ли, очень много общего в описании депрессии и святоотеческом описании демонического влияния на душу, которое было приведено выше. В эти минуты человек чувствует невыносимую душевную горечь и отчаяние. Эти минуты с очевидностью говорят о неправильности всего душевного направления. Но так как основа страстей — гордость, то человек не внимает спасительным советам и не принимает никаких мер к исцелению себя. Идет время, а припадки отчаяния (депрессии), становятся все сильнее, и, наконец, отчаяние обращается в умоисступление и может закончиться самоубийством (суицидом). «Погибель души, есть впадение в отчаяние после совершенного беззакония», - пишет Иоанн Лествичник.(5)

Теперь рассмотрим склонность к суициду (самоубийству). Печаль «в душу согрешившего влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубнейшее отчаяние. Она-то ни Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскать средств удовлетворения, а увлекла его, через внушенное ею отчаяние, к удавлению» (4), - пишет знаток человеческих душ Св. Иоанн Кассиан Римлянин.

И Священное Писание весьма ясно и точно говорит о том, что и кто является источником склонности к самоубийству; «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал его Иуде Симонову Искариоту. И после этого куска вошел в него сатана <…> он приняв кусок, тотчас вышел… (Ин. 13.26,27,30). Иуда, ведомый сатаной, пошел предавать Христа, а после, «предавши Его, увидев, что Он осужден<…> бросив сребреники в храме, пошел и удавился» (Мф. 27.3,5), ведомый тем же сатаной.

Евангелие указывает не только на сатану, который овладел Иудой, не только на отчаяние, овладевшее им и толкнувшее его на самоубийство, но и на страсть, которая пленила его, открыв душу сатане, «… потому, что был вор» (Ин. 12.6) — страсть сребролюбия.

Официальная статистика нам показывает, «что среди гомосексуалистов попыток суицида в 6 раз (!) больше среднего» (Remafecli и др.1998). Однако, может быть попытки суицида вызваны какими-либо другими причи нами? Например, некоторые исследователи (Still, Saghir, Robins, 1978 и Belland , Weinberg, 1981) высказали предположение, «что основной причиной для самоубийства, является разрыв отношений с гей-партнером».

На втором месте, по их мнению, стоит «неумение принять самого себя». Но стоит напомнить, что разрыв отношений, как и сами отношения, вызваны прежде всего, тем, что человек — «пленник страстей», а через них и демонов, которые, прикрываясь внешними причинами, такими, как раз рыв отношений, и влекут человека к самоубийству. А «неумение принять самого себя», есть ничто иное, как обличение совести: «Видишь, что совесть не дает своего согласия на такие помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить пред лицем Божиим в день суда» (17.127). Ощущая обличение совести, душа чувствует безысходность, как не знающая Бога, и, не имея покаяния, приводится к печали демоном, который «в душу со грешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубное отчаяние», приводящее к самоубийству, о чем уже написано. О том же, как бесы соделывают свое присутствие незаметным, прикрываясь внешними обстоятельствам, напишем ниже.

Теперь рассмотрим тревожное расстройство, как описывает его психиатрия и которое характеризуется «непроизвольно и труднопреодолимо возникающими страхами, сомнениями, опасениями, действиями, представлениями, которые осознаются больным, как болезненные и чуждые; больные сохраняют к ним критическое отношение, пытаются бороться с ними; данный вид расстройства мышления преимущественно встречается при неврозе навязчивых состояний…» Сравним, как описывает присутствие демонов Святитель Игнатий: «От присутствия их является в душе страх, в мыслях смущение и недоумение, тоска, <…> уныние, <…> боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добродетелям, нравственное расстройство <…> И следующее да служит для вас знамением их. Если страх не будет отступать от души: то это — признак присутствия врагов. Демоны никак не отъемлют страха». (1) Страх от присутствия демонов «порождается от предшествовавшей страсти <…>,- пишет Иоанн Кассиан,- по воздействию лукавого врага, внезапно схватывает нас такая прискорбность и страх<…> преисполняя все изгибы сердца нашего желчной горечью». (4)

В рассмотрении вопроса об алкогольной и наркотической зависимости следует указать, что духи нечистые, для большего порабощения и управления душей, используют духовную опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрату смысла жизни, печаль, отчаяние и, как следствие, депрессивные состояния, тревожные расстройства и т.п., приводящие к желанию забыться, уйти от действительности и обличения совести. Демоны «не все вместе возбуждают свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого» (6), а также «стараются сообразоваться с обстоятельствами, с образом мыслей человека, с его наклонностями, с впечатлениями, им полученными» (1).

И, заметив желание падшей души забыться, используя страстное желание телесных наслаждений, тут же подсовывают и средства для этого — пьянство или наркотики.«Телесные же наслаждения не только усиливают страсти и восставляют их на душу, но даже исторгают ее из самих корней ее, и с тем вместе разжигают чрево к невоздержанию и безграничности крайнего распутства, и понуждают безвременно удовлетворять телесным потребностям» (2.сл.75). Демон, этот «отвратительный устроитель всякого беззакония, ходит<…> и в какой страсти видит каждого из нас более готовыми, соответственно тому и снадобье каждому подносит и дает<…>; вкусив, тот воспламеняется страстью», - пишет Святой Федор Студит (7).

«Нечистый дух, заседая в тех членах, чрез которые душа действует, и, налагая на них невыносимую тяготу, страшным омрачением закрывает разумительные чувства души и пресекает их деятельность (чрез такое подавление органов сей деятельности). Что, как видим, приключается и от вина»(3), от себя добавим — и от наркотиков.

Таким образом, через страсти свои, связанная алкоголем и наркотика ми, душа становится еще более зависимой и управляемой демонами.

Теперь кратко рассмотрим шизофрению. Шизофрения — заболевание, называемое в психиатрии «дельфийским оракулом». В самом этом на звании уже указывается на то, что более всего характеризует эту болезнь — подмена собственного «Я» человека. Оракул, от латинского «oraculum» — говорю, пророчествую. У язычников — одно из средств общения божества и человека, при котором, независимо от воли человека, его устами говорил дух.

В Деяниях Апостолов находим описание того, как нечистый дух, завладевший женщиной, заставлял ее не только следовать за Апостолом Павлом, но и выкрикивал много дней ее голосом прорицания. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным<…> Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян 16, 16-18).

Психиатрия дает такое определение этому заболеванию: «Шизофрения — серьезное прогрессирующее психическое заболевание, приводящее к расщеплению и дезорганизации психических функций, их грубому искажению и нарушению, а также к эмоциональному уплощению, оскудению с неадекватностью поведения и снижением энергетического потенциала».

Само слово шизофрения переводится с греческого: «schizo» — расщепляю, раскалываю, разделяю и «phrenos» — сосредоточение чувств, душевных свойств, ума человека.

Если описать проще, то болезнь характеризуется наличием у больного таких фундаментальных, наиболее специфичных для этого заболевания, расстройств:

аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, замкнутостью, затруднением общения, скудостью эмоциональных проявлений;

расщепление - утрата психического единства, параллелизм, двойственность психических и умственных процессов, нелогичность, нелепость или бессмысленность мотиваций и действий;

эмоционально волевые расстройства - безволие, безынициативность, бездействие, бесцельность, потеря всякого интереса к окружающему.

В написанном уже видна демоническая природа заболевания. Достаточно сравнить с тем, что мы привели выше о влиянии демонов на душу человека. Да и в самом расщеплении видна эта природа. Ведь бессмысленность самого гомосексуализма, как, впрочем, всех парафилий (половых извращений), очевидна.

Рассуждая о том, почему Господь сотворил мужчину и женщину, Блаженный Августин в своем трактате «О книге Бытия» писал: «Если же мы спросим, для чего должна была явиться эта помощница, то наиболее вероятным будет ответ, что (она явилась) ради рождения детей…» (8). Поэтому «оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть» (Быт 2,24), «и к мужу твоему влечение твое…» (Быт. 2.16). А в гомосексуализме…? Не зря в православном литургическом творчестве, содержащем всю полноту богословия, демоны названы «тлителями (т.е. разрушителями — авт.) смыслов» (Акафист Благовещению, икос 10.).

Расщепление, как основной признак шизофрении, наглядно содержится в самом гомосексуализме, как таковом, где имеющий по рождению один пол, ощущает себя представителем пола противоположного, тем самым расщепляется, бессмысленно изменяя свою жизнь, поведение, внешность, свою личность… образ и подобие Божие. Это демоническое изменение личности, «собственно направляется против Бога, и потому Его особенно и заслуживает иметь противником себе»(9). Это открытое восстание твари против Творца, открытое разрушение образа и подобия Божия в человеке и изменение его на образ и подобие демоническое.

Из этого восстания вытекает и патологический нарциссизм. В греческом мифе Нарцисс, прекрасный юноша, увидев в воде свое отражение, влюбился в него, и, понимая безнадежность этой любви, закололся, совершил самоубийство. Миф содержит всю трагичность гомосексуализма, где человек влюбляется в свой пол, понимает абсурдность и безнадежность этой любви, и… убивает свою душу.

Но может, все-таки, не демоническая природа у гомосексуализма? Ведь целый ряд авторов утверждают, что всему виною самые разные факторы. Так, в истории жизни людей с гомосексуальной ориентацией более или менее часто можно встретить следующее:

  • раннее обособление от отца: отец воспринимается как враг, был удален, жесток или был алкоголиком (Fisher, 1996; Pillard,1988…);
  • мать слишком опекала ребенка (мальчики) (Bieber,1971…);
  • мать была эмоционально недоступной (девочки) (Bredley, 1997…);
  • родители не смогли помочь ребенку идентифицировать себя со своим полом (Zucker, 1995);
  • неудачи в самоидентификации себя со сверстниками своего пола (Hockenberry, 1987);
  • сексуальное насилие или изнасилование, боязнь общества или особая застенчивость, обособленность от родителя и т.д.

Безусловно, что эти и другие факторы оказывают определенное влияние на психическое состояние человека. Однако, если соотнести написанное со словами прп. Исаака Сирина о том, как стремление к телесному наслаждению формирует внутренний мир молодого человека, написавшего, что «телесное наслаждение, вследствие мягкости и нежности юности, производит, что скоро снискиваются душею страсти и окружает ее смерть, и таким образом подпадает человек суду Божию…»(2,сл.75), то во всех перечисленных случаях можно без труда заметить это стремление.

О причине этого стремления Св. Иоанн Кассиан пишет так: «Никто никогда не понуждается ко греху, хотя бы дурной пример других возбуждал нас к тому, если он не имеет сокрытой в сердце своем материи того греха»(Л). О причинах, «сокрытых в сердце», страстях, было написано выше. Однако, как же, в таком случае, рассматривать факторы, нами упомянутые?

Евангельский текст об исцелении отрока, одержимого сильным беснованием, прекрасно поясняет нам это. Напомним кратко это событие. Ко Христу подошел человек и преклонив колена сказал: «Господи! Помилуй сына моего; он в новолунии беснуется, и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф. 17,14,15), повергается на землю, испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет…» (Мр. 9,18; Л к. 9,39).

Люди, видя, что болезнь эта случается в новолуние, думали, что луна была причиной этой болезни, потому и страждущих этой болезнью называли лунатиками. «Однако, луна, - свидетельствует Иоанн Златоуст, - не причина лунного беснования; но бесы, замечающие лунные времена, в полнолуние нападали на человеков, да покажут, что дела Божий суть виною их несчастья…> сам дух прибегает к такой хитрости, клевеща на природу. Отсюда-то утвердилось ошибочное мнение между неразумными, и вдаваясь в обман они называли этим именем демонов» (12).

Аналогичное происходит и с указанными факторами, которые используют демоны, чтобы скрыть, замаскировать свое присутствие, участие и порабощение человека, через его страсти.

О демонической природе гомосексуализма, как и любой парафилии, свидетельствуют сами одержимые этим недугом.

Так в рекомендациях уже упоминавшейся нами гей-организации GLSEN, дается такой совет: «Религия является источником конфликтов личности (наверное, прежде всего, с самим собой, как в шизофрении — авт.). Следует сначала убедить клиента в том, что мораль является преходящей и зависит от типа общественных установок, затем разрушить концепцию греха и убедить клиента, что религию следует модифицировать или сменить».

Православная церковь особенно ненавистна апологетам гомосексуализма. Так гей-писатель В. Розанов, в своей книге «Люди лунного света», причисляет к гомосексуалистам многих святых православной церкви. Ссылаясь на «Жития Святых», автор, с явно больным воображением, пишет: «Сквозь шаблонную житийную формулу, унаследованную от Византии, и сквозь влияние библейского рассказа о Иосифе и жене Пентефрия, в «Житии преподобного Моисея Угрина» просвечивает повесть о средневековом гомосексуализме, наказанном за отказ вступать в гетеросексуальный брак…». Нет нужды повторять написанное автором о святых, монахах, духовенстве, русских князьях, государях… писателях, поэтах. Написанное только еще раз иллюстрирует бесовскую, демоническую природу гомосексуализма, этой открытой вражды против Бога и Его Церкви.

Но, очевидно, написанное в настоящей статье будет неполным, если не коснуться вопроса о возможности исцеления от пагубной страсти.

Православная святоотеческая литература указывает средства духов ного исцеления природы человека, и именно в ней нужно искать ответы на духовные запросы нашей жизни. А средства эти, такие же, как и при лечении прочих «недугов души».

Во-первых, нужно осознать, что исцеление только во Христе Иисусе: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5). «Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его», — пишет прп. Макарий Египетский. (16,47)

Во-вторых, нужно очень захотеть исцелиться. Об этом говорит и Сам Христос: «…кто хочет идти за Мною,…» (Мк. 8.34). «Кто хочет» Господь никого не насилует. Воля свободна. Выбор добровольный, потому что, «если бы Господь или сатана брали во власть человека насильно, то человек не был бы виновником того, что впадает в геену или получает Царство» (16,95).

В-третьих, определиться, где вести брань. «Ибо извнутрь, из сердц а человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, <…> злоба, непотребство <..„>гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»» (Мк.7.21-23). «Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаной, ибо внутри проявляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь» (16,48).

В-четвертых, «…отвергнись себя…» (Мк. 8.34), распяв «плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5,24). «Давид и просит: «От тайных (страстей ума и сердца) очисти мя» (Пс.18,13) то есть от похотения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, самолюбия, кичения и др. Чтобы переплыть мысленное море страстей, нужно долготерпение, смиренномудрие, бдение, воздержание» (6,63).

В-пятых, «…возьми Крест свой…» (Мк. 8,34). «При терпении, скорбях и многих трудах воцаряется благодать, а до этого внутри пресмыкается дух лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек. Как начнешь искать Бога, начнешь страдать, ибо надобно тебе бороться с своею природою и нравами. Тогда-то найдешь противящиеся тебе помыслы и будет брань против помыслов, ума против ума, души против души, духа против духа, ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце»(16,42).

В-шестых, «…и следуй за Мною.» (Мк. 8,34). «пять умственных душевных чувств, приняв благодать Духа, уже не чада мира, не юродивы, но невесты Жениховы, ибо как души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят»(16,99)….

…Пост, молитва, покаяние, Причастие, участие в церковных Таинствах… терпение и послушание… брань внутренняя со страстями своими… и «дух, душа и тело взаимно умиротворятся в Боге» (16,53).

Примечание

Поскольку в настоящей статье рассматривался исключительно вопрос о духовной природе гомосексуализма, то в ней не приводились цитаты из Священного Писания и учения Православной Церкви, осуждающие гомосексуализм и другие формы парафилии. Однако, это можно прочитать в приложении к настоящей статье, содержащей выдержку из «Основ социальной концепции Русской православной Церкви» гл. 12, п.9.

ПРИЛОЖЕНИЕ

XII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.

«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость» (Лев. 20.13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19.1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее «постыдных страстей» и «непотребств», оскверняющих человеческое тело: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались плотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1.26,27). «Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют»,- писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6.9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Вас. Вел. пр. 7, Григ. Нис. пр. 4, Иоанн Потн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!… Постарайтесь поскорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы».

Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма неполовым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентации», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями гомосексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими, готовыми оказать духовную поддержку.

Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более, как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях.

Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к другому полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован чело веку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан вступление его в церковный брак недопустимо.

От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола.

Литературные источники

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов;

  1. Св. Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти». М, 1991. с. 3-6;
  2. Св. Исаак Сирин. Слова подвижничиские. Сл.З.
  3. О действии злых страстей. С-П,1898. с. 7-9;
  4. Св. Иоанн Кассиан Римлянин. О духе печали;
  5. Св. Иоанн Лествичник. О добродетелях и страстях.Сл.7;
  6. Св. Иоанн Кассиан. Борьба с помыслами и духами злобы. Сл.170;
  7. Св. Федор Студит. Наставление монахам. Сл.179;
  8. Бл. Августин. Творения. С-П, 1998. с. 533;
  9. Св. Иоанн Кассиан. Борьба с духом гордости. Сл.138;
  10. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 1, гл.2, пар. 2;
  11. Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Срет. мон. 1996, т. 1, стр. 380;
  12. Св. Иоанн Златоуст. Толкования на Св. Матфея Евангелиста. М, 1993. Т. 2, стр. 588;
  13. В. Седых. Повернул истории бег. Мариуполь, 2000, с. 544-545;
  14. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник за 1899 г. С-П, 1999;
  15. Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5;
  16. Прп. Макарий Египетский. «О развитии греха и о борьбе с ним. (Сб. Сердце чисто созижди во мне Боже»), Росс, 1993, сотница первая.
  17. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М.1998.

Протоиерей Георгий Вольховский, 2003 г.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: