Живой ковчег завета. Почитание Приснодевы

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Почитание Приснодевы
Соотнесение Священного Писания и предания

Я прославлю прославляющих Меня
1Цар .2.30

Прославляет Господь Своих слуг и угодников. Но, поистине, как солнце превосходит все звезды своей светлостью, так и Пресвятая Богородица всех угодников Божиих превышает славой и величием, и своими заслугами. «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» — человек, дочь рода человеческого, познавшая и девство, и материнство, бедность, горе и унижение, дивно соединившая в жизни Своей небесное и земное, житейское и, в то же время, превосходящее всякий разум. Ей «Самой оружие прошло душу» (Лк. 2,.35, когда на Кресте, на Голгофе, в Сыне Ее, оскорблялось и убивалось все Ее заветнейшее и священнейшее.

По «смирению рабы Своей» (Лк. 2.35), по Ее смирению, немного написано о Ней в Евангелии. Более о жизни Ее познаем из предания. Да это и понятно. Ведь Евангелие, Благая Весть, это весть о спасении, о любви и жизни, которые даруются Ее Сыном, о Самом Ее Сыне, образ и величие Которого, Его любовь и жертву, никто, даже Она, и ничто не должно закрывать от нас.

Однако и из того малого, написанного, можно немало почерпнуть о Той, которой «сотворил величие Сильный» (Лк. 1.48,49) и Которую должны ублажать «все роды» (Лк. 1.48,49).

Но, прежде чем приступить к рассмотрению Библейских текстов, связанных с Ней, должно напомнить, что является основным источником подробных сведений о Ее жизни.

 


 

Предание

Когда мы говорим о ПРЕДАНИИВ данном случае имеется в виду не Священное Предание, которое все несет в себе евангельский дух веры и учения Церкви, а церковные предания, среди которых, наряду с подлинными историческими фактами, есть немало фольклорных и преходящих наслоении на религиозной жизни., дошедшем до нас, то, прежде всего, имеется в виду подробный рассказ о детстве и замужестве Пречистой Девы, содержащийся в так называемой «Истории Иакова о рождении Марии» или «Книге Иакова», как назвал это сочинение Ориген (род. около 185г). В христианской литературе это произведение принято называть Протоевангелием или Первоевангелием Иакова, то есть, как бы предваряющим Евангелие Иисуса Христа.

Фрагменты Протоевангелия использует и Иустин Философ (род. в первом десятилетии XI века). Однако неясно, взял ли эти сведения он из самой «Книги Иакова» или из устных рассказов о ней. Вероятнее последнее, так как никаких других данных об использовании этой книги Иустином нет. Но, в любом случае, то, что  Иустин и Ориген знали о нем, позволяет хотя бы примерно датировать сохранившуюся достоверную информацию — вторая половина II века.

Скорее всего, Протоевангелие создавалось как апологетическая, то есть защищающая и оправдывающая христианство, литература. Это было вызвано тем, «что отсутствие в новозаветной традиции сведений о Пречистой Деве, дало возможность противникам христиан, прежде всего, ортодоксальным иудеям, выдвинуть свою «версию» Ее жизни. Эту версию изложил Цельс в «Правдивом слове». С ним и полемизировал Ориген в своем сочинении «Против Цельса», приводя из его сочинения обширные цитаты. Цельс, ссылаясь на рассказы иудеев, писал, что Мария была пряхой (одна из наименее уважаемых женских профессий в античное время) и родила незаконного сына от римского солдата Пантеры. Аналогичная «версия» содержится и в Талмуде, книге, в которой собраны религиозно-правовые нормы иудаизма, плоды наук теософии, этики, истории и т.п., где солдат назван Пандирой»(1). В противовес этим иудейским измышлениям, о которых даже атеистическая литература пишет, что «у нас нет оснований видеть в ней какое-то историческое ядро» (1), и было составлено Протоевангелие Иакова.

Написанное от имени Иакова, двоюродного брата Иисуса Христа, Протоевангелие стилистически, за исключением поздних вставок, близко литургии Апостола Иакова, датируемой еще  I веком. Это указывает на вероятность авторства, в отличие от других апокрифических евангелий. Во всяком случае, оно, если и не написано собственноручно Иаковом, то записано несколько позже на основании его рассказов. Об этом можем найти свидетельство в самом предании.

Но сначала вспомним ответ Иисуса своим ученикам, решившим показать Ему «здания (т.е. сооружения, находящиеся при храме — авт.) храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24.1,2; Мк. 13.1,2; Лк. 21.5,6). Так и случилось. Храм был сожжен и разрушен в 70 году после Рождества Христова, при взятии Иерусалима императором Титом. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израилева знамением Божьего суда. Оставшиеся в живых жители Иерусалима были, практически, все убиты или уведены в рабство. Об этом подробно написано как в Талмуде (4), так и у Иосифа Флавия (5).

Планировка храма, по описанию тех же источников, была воссоздана только в XIX веке. В предании имеются описания частей храма, которые были в точности воспроизведены в проекте реконструкции. Так, например, лестница в 15, довольно высоких и широких, ступеней, на которую взошла трехлетняя Пресвятая Отроковица, и возле которой в последующем Богомладенца Христа принял на руки и благословил старец Симеон с пророчицей Анной. Они, очевидно, знали Пречистую и Ее предназначение еще со времени, когда Она пребывала в храме.

Здесь видно, что предание берет начало от того времени, когда существовали величественные храмовые здания с их высокими лестницами, т.е. еще до 70 года, времени разрушения храма, а не возникло тогда, когда от них не осталось «камня на камне». Такое точное описание храма мог дать только тот, да и понятна правдивость описания была для тех, кто сам видел храм и восходил по этим священным ступеням.

К этому нужно добавить, что на каждой из ступеней, по описанию Флавия и Талмуда, в праздники пелся многочисленным хором левитов особый из 15 степенных псалмов. Следовательно, каждая из ступеней должна была представлять целую немалую площадку.

А теперь вспомните, как, по преданию, на ступенях встречали Богоотроковицу… Это тоже мог знать и описать только тот, кто присутствовал на богослужении в иерусалимском храме.

Но в Протоевангелии Иакова не все Церковью воспринимается вполне. Это более поздние вставки, привнесенные в евангельское повествование, лишенные вероятности события, не имеющие объяснения в фактах евангельской истории. Однако, большая часть написанного, имеющая хотя бы косвенное подтверждение евангельскими текстами, принята Церковью. Эти евангельские тексты мы и попытаемся рассмотреть и соотнести с дошедшим до нас преданием.

 


 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Святейший храм Святого Бога нашего, все освятившего входом Ея и обожившаго павшее естество живых.
Из стихиры праздника

Кто из нас не знает это событие, положившее основу одноименного Богородичного праздника, когда родители Девы Марии, Иоаким и Анна, в благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, обещают посвятить Ее Богу и отдают на воспитание и служение при храме. Событие, известное и по упоминанию в Протоевангелии Иакова, и по творениям отцов Церкви: Кирилла Александрийского, Григория Нисского и Иоанна Дамаскина…, но не упоминаемое в Евангелии и поэтому напрочь отвергаемое сектантами и иже с ними. Но косвенное подтверждение того, что оно было, все же можно увидеть и в Евангелии, если не предвзято к нему подойти.

Рассмотрим текст Евангелия от Луки (Лк. 1,46-55). Это речь Девы Марии, а, фактически, хвалебная песнь Господу, при встрече Ее с родственницей Своей, Елисаветой:

46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47. И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48. Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его,
50. И милость Его в роды родов к боящимся Его,
51. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52. Низложил сильных с престолов и помышлениями сердца их; и вознес смиренных;
53. Голодных исполнил благ, а богатых отпустил ни с чем;
54. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55. Как говорил отцам нашим, Аврааму и семени его до века.

Чем же интересны стихи этого отрывка? Да, прежде всего тем, что все они, как, впрочем, и почти все другие речи Пречистой, состоят из цитат Священного Писания.

Так стих 46 — это цитата из псалма 33.3-4; стих 47 — это цитаты пророка Исаии(61.10) и пророка Аввакума(3.18); стих 48 — Быт.30.13, Пс. 112.5,6; стих 49 — Пс.110.9; стих 50 — Быт.17.7, Исх.20.5,6, Пс.102.17; стих 51 — 1Цар.2.7, Иов.34.24, Ис.52.10; стих 52 — 1Цар.2.8, Пс.146,6, Ис.66.2; стих 53 — Пс. 106.9, Пс.33.11, 1Цар.2.5; стих 54 — Пс.97.3, Ис.41.8; стих 55 — Быт.17.7,19, Втор.7.7,8,Пс.131.11.

Речь, состоящая из цитат Священных текстов, уже о многом говорит. Прежде всего, о том, что эти тексты нужно было где-то изучать. Причем, изучать не просто формально, но так, чтобы и мыслить, и говорить ими, чтобы Слово Божие стало образом жизни, образом самой мысли, чтобы проникнуться Божественным Откровением. Ведь «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12.34; Лк.6.45). Это возможно только тогда, когда сердце искренне и без остатка любит, устремлено и принадлежит Ему, Единственному на потребу. «Я принадлежу возлюбленному Моему, а возлюбленный Мой — Мне; Он пасет между лилиями» (Песн.6.2), где лилия у древних евреев являлась символом девственной чистоты.

Чтобы так выучить Писание нужно было, с одной стороны, большую часть времени проводить за его изучением, с другой, находиться там, где это постоянное изучение возможно. Где же это? Обратимся к «Библейской энциклопедии», изданной в Англии в 1989 году*.

В разделе «Иудейская религия в эпоху нового завета» читаем: «Во времена Иисуса большинство иудеев, живших вне Иерусалима, обычно собирались по субботам в местных синагогах.

Служба в синагогах заключалась преимущественно в чтении отрывков Библии (как правило, одного отрывка из книг Закона и одного из книг пророков) и молитв…иногда после чтения Писаний кто-то из знатоков Закона произносил проповедь» (2.135).

Следует признать, что для совершенного знания Писаний, когда Писание становится частью тебя самого, обучение в синагогах, происходившее только по субботам, не очень-то годилось.

При синагогах были и школы, но о них написано, что только «многие еврейские мальчики (!) с шести лет обучались в синагогальных школах» (2.135).

О богослужении же в храме читаем следующее: «В эпоху Нового Завета Храм все еще оставался центром религиозной жизни Израиля… Каждый день (!) начинался с публичного чтения отрывков из Библии и молитв»(2.134).

В прекрасной книге Э. Дж. Бикермана «Евреи в эпоху эллинизма» находим такое описание утреннего богослужения в Иерусалимском храме: «Служба совершалась дважды в день, на рассвете и в сумерках, и состояла из трех частей. Сначала в Скинии до рассвета (невидимые всем множеством народа) священники заправляли масляные лампы золотого семисвечника в Святилище и воскуряли благовония на золотом алтаре в той же комнате. Снаружи, на алтарном дворе, левиты пели псалмы и в том числе последнюю строфу псалма 44(43): «Восстань, что спишь Господи… Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей»… После возлияний вина по сигналу священных труб левиты вновь пели псалмы, на этот раз 105.1 — 16 и 96, а собравшиеся простирались перед алтарем. В добавление к этому каждый день левиты воспевали псалом, предназначенный специально для этого дня: 92(91) — пелся в субботу, за ним следовал 24(23), 48(47), 82(81), 94(93) и 81(80) и цикл заканчивался 93(92) — в пятницу. Народ отвечал им молитвой (благодарением)… Вечером воскурение благовоний и возжигание светильников в скинии, с пением соответствующих псалмов, следовало за жертвоприношением… при том, что и другие ритуалы, предписанные Торой и позднее засвидетельствованные в Храме Ирода, также совершались в период 200 года до н.э… Помимо регулярных жертвоприношений были еще «многие мириады» (по выражению псевдо-Аристея) жертвоприношений отдельных правоверных и временами — даже всего еврейского населения» (9.160-164).

Если добавить к этому богослужения еврейских праздников, то трудно будет даже представить, сколько чтений Библии, пения псалмов и молитвословий, содержащих, как правило, фрагменты священных текстов, слышали за день находящиеся при Храме.

К храму вели «главные из ворот, восточные или Никаноровы, которые назывались также Красными» (3.483). «Через них можно было пройти во «двор женщин». Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во «двор израильтян», куда женщинам доступа не было. На этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей»(7.1041). «С боковых и задней сторон храма были, равно как и в Соломоновом храме, пристройки в три этажа, внутри 10 локтей ширины и все вместе 60 локтей высоты, так что сам храм возвышался на 40 локтей выше их»(3.484).

Впрочем, о храме, более или менее подробно, можно прочитать в любом библейском словаре или справочнике, а также увидеть его планировку.

Описание этого двора, как и других дворов с их пристройками, помещениями, стенами, воротами и колоннадами, кроме Талмуда, блестяще описал и Иосиф Флавий. Там-то и находились помещения для паломниц и рукодельниц храма, обычно пожилого возраста. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожившая с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма (практически жила там — авт.), постом и молитвою служа Богу» (Лк. 2.36,37). Жили там и девочки до 12 лет, которых воспитывали и обучали на то или иное необходимое и искусное рукоделие. Возраст женщин и девочек, находящихся при храме определялся Законом Моисеевым о женской нечистоте (Лев. 15.19,24). В основном, там жили те, кто умел искусно ткать, прясть и вышивать. «И все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками… и все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть…и сделали все мудрые сердцем, занимавшиеся работою скинии: десять покрывал из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и херувимов сделали на них искусною работою» (Исх. 35. 25, 26; 36.8).

А вот как описывает труд женщин и уже обрученной Марии при храме  Протоевангелие Иакова: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова<…>.И вспомнил первосвященник о молодой Марии, которая была из рода Давидова и была чиста пред Богом. И слуги пошли и привели Ее<…> И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом<…> и стала прясть его»(1).

Вот описание той завесы, изготовленной при храме с участием Девы Марии, которая разодралась при смерти Иисуса Христа. Об этой завесе Талмуд говорит, что «она была толщиною в ладонь, выткана из 72 нитей утока, причем каждая нить была скручена из 24 нитей; она была 40 локтей длины и 20 ширины…»(3.484). Чтобы соткать только эту завесу, а их в Храме было гораздо более, а также шить одежды и облачения священников и первосвященника, необходимо было немалое умение и мастерство, которому начинали девочек обучать с детства. Они и жили при храме, учась рукоделию, внимая Слову Божию и молясь.

По описанию Иосифа Флавия, девочки, жившие при храме, были из рода Давидова, сироты или из бедных семей, которые не могли их содержать. И если вспомнить, что родители Девы Марии были в преклонных летах, а родственником у них был священник Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк.1), служивший в Иерусалимском храме, то становится вполне понятно, где Пречистая жила и познала «слова Господни — слова чистые» (Пс. 11-7). «Скажи Мне, Ты, которого любит душа Моя». В храме, «Возлюбленный Мой начал говорить Мне» (Песн. 1.6,10).

Совершенное знание Писания, помимо того, что указывает на храм, где можно было его познать, на любовь, которую нужно питать к Богу, чтобы стать причастником Его Слова, говорит вот еще о чем. Среди цитат из Писания, которыми говорила Дева Мария, были цитаты из псалмов Давида и из книг пророка Исайи. Когда Она давала согласие Господу, отвечая Архангелу Гавриилу, говоря: «Я — раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1.38), Она знала, на что шла. Ведь пророчества содержали все, что должно произойти с Ее Сыном:

«Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания….Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились … Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и Суда Он был взят… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.50.9; 53.3-9).

Она знала, что Тот, кого Она будет носить у Себя под сердцем, когда — то возопиит:

«Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?… Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие Меня, ругаются надо Мною говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа — пусть избавит Его; пусть спасет, если Он угоден Ему… скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои… а они смотрят и делают из Меня зрелище… делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий…» (Пс.21).

Она знала все наперед, знала, что должна пострадать, знала и помнила слова старца Симеона, что «Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2.35),… но приняла благовестив и согласие дала.

Тяжело осознавать, что дети, с которыми будет играть маленький Иисус, позже, когда вырастут, будут кричать Ему: «…да распят будет<…>, кровь Его на нас и на детях наших<…>, распни Его<…>, смерть Ему» (Мф. 27.23,25; Мк. 15.13; Лк. 23.18). Она — Мать, и у них есть матери. Они любят своих детей, Она любит всех, раз ради всех приняла благовестив. Мы даже представить себе не можем, чтобы наши дети могли быть принесены в жертву за чьи-то грехи. А Она… приняла Свое сораспятие Сыну.

Вошла ли Богоотроковица в Святое Святых Иерусалимского храма? Гипотетически, да. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27). Библейская история знает такие примеры, когда посвященное Богу, употреблял человек. «Он (Христос) же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда он был голоден и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» (Мф. 12.3- 6). И там, когда Малютка-Дева жила и училась при храме, с Ней неотступно был «Тот, Кто больше храма», Ему посвященного.

Однако достоверность этого события определяется только нашей верой, потому что разум подсказывает обратное. «Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось такое событие, — пишет Митрополит Антоний Сурожский, комментируя вход Девы Марии во Святое Святых, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, нежели физическое вступление Ее во Святое Святых, которое было запрещено и первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святое Святых — не в вещественное Святое Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал». Скорее всего, Она взбежала по ступеням навстречу первосвященнику, во «двор израильтян, куда женщинам доступа не было», о чем написано выше, и это в предании обрело образ Святое Святых. Но абсолютно точно можно утверждать, что Она вошла во Святое Святых Храма Слова, который есть Иисус Христос.

 


 

Приснодевство

Ополчаясь на чистоту и святость, талмудический иудаизм, практически, сразу стал распускать ложь и клевету. О ней тоже было написано. Даже Писание было переписано иудеями с другим смыслом, где у пророка Исайи вместо слов «се, Дева во чреве приимет…» (Ис. 7.14), талмудизм написал: «се, молодая женщина…». И, следуя их примеру, современные иудействующие сектанты, в своих «новых» переводах Евангелия, формально признавая непорочное зачатие (тут некуда деваться), утверждают, что после пришествия Христа, Мария жила с Иосифом, как обыкновенные муж и жена, родив от него детей, братьев и сестер Иисуса. Хотя могут ли быть у Бога (!) братья и сестры? Но рассмотрим по порядку.

Сначала определим все, что Евангелие говорит об Иосифе и его возрасте. Так в Евангелии от Матфея читаем:

«По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее<…> Встав от сна Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына своего первенца; и он нарек Ему имя: Иисус<…> Вот Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет<…>Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода<…>по смерти же Ирода, — вот Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву<…>Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву<…>И, пришедши, поселился в городе, называемом Назарет» (Мф. 1.18, 19,24, 25; 2.13,-15,19-21,23).

В Евангелии от Луки написано: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк 1. 26,27).

Еще упоминается Иосиф при путешествии в Вифлеем. Вот пожалуй и все, что о нем есть в Евангелии. Немного. Но и из этого немногого можно многое почерпать о его возрасте, знаниях и чертах характера, помня по Писанию, что «у Бога не остается бессильным никакое слово…» (Лк. 1.37).

Итак, из Писания знаем, что Дева «обручена мужу». В «Библейской энциклопедии Брокгауза» читаем о слове «муж»: «Муж (евр. иш, Захар, гевер) во-первых, … означает пол мужской; во-вторых, обозначает супруга…». Однако в Писании сказано: «…прежде нежели сочетались они». Второе определение явно не подходит.

Смотрим далее определение третье, которое приводим дословно: «В противоположность ребенку (1Кор.13,11) мужчина является олицетворением зрелости — он сильный, здравомыслящий, ответственный<…> перед Богом (Иов. 38.3; Еф. 4.13; Иак. 3.2).

Считалось, что 20 лет — это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для военной службы (Чис. 1.3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Втор. 1.39; Ис. 7.15; Чис. 32.11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (2Цар. 19.35,36). Поэтому периодом «мужественности» можно считать возраст от 20 до 60 лет (Лев. 27.3-7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывается названный период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей, и даже сверстники Ровоама, возраст которого составлял 41 год, в 3Цар. 12.8; 14.21 названы юношами (в Синодальном Переводе — молодые люди)» (7.603).

Таким образом, возраст Иосифа, уже немолодого человека, примерно может быть определен в пределах от 40 до 60 лет.

Что еще можно сказать об Иосифе? Замечательна «кротость Иосифа, который узнав, что «Дева имеет во чреве», как пишет Иоанн Златоуст, — не только не наказал, но и не сказал никому, даже самой подозреваемой, а размышлял только с собою, и от самой Девы старался скрыть причину своего смущения<…> о чем никому не говорил, но только помыслил в уме, о том<…> и, показав здесь великую мудрость, не обвинял и не порицал Девы, а только намеревался отпустить Ее» (8.40).

Кротость и мудрость тоже говорят о возрасте человека. Ведь в душе Иосифа, по выражению церковной песни, произошла тогда «буря помышлений сумнительных» (4-й кондак акафиста Благовещению). Да и само решение не оглашать, но тайно отпустить Ее, больше говорит не о молодом человеке, с молодою горячностью, но о умудренном жизнью, рассудительном, проявлявшем более отеческую любовь, наставнике, не желающем ни бесчестить пред всеми Юную Деву предавая Ее позору, выставив всем на показ, ни нарушать закон, предписывающий подвергнуть Ее жесточайшему наказанию — побиению камнями (Втор.  22.23,24).

Не следует также забывать, что в Евангелии Иосиф назван праведным. Праведный, в переводе с еврейского, имеет несколько значений: яшар, - т.е. прямой, искренний, справедливый (Втор. 32; Иов. 1.1), и цадик, - т.е. благочестивый, всегда старающийся исполнять постановления закона, святой, пребывающий в обычных условиях семейной и общественной жизни, и, в частности, ветхозаветный, напр. «праведный  Ной» и др.

То, что Иосиф был строгий блюститель закона и слушался Бога, несколько раз подчеркнуто в Евангелии его послушанием воле Божией, явленной через Ангела Господня. Праведность Иосифа тоже о многом говорит.

Во-первых, что это был человек уже немолодой, ведь праведниками не рождаются, ими становятся с возрастом, проживая годы в послушании Закону. Библия нам указывает на возраст некоторых праведников. Так «Ной был человек праведный» и было ему «шестьсот лет» (Быт. 6.9; 7.6).

О возрасте праведного Иова с точностью не сказано, но известно, что он имел «семь сыновей и три дочери» (Иов. 1.2). Причем «сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме» (Иов.1 .3), «и был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили. ..»(Иов. 1.13). Этот текст ясно указывает, что дочери и сыновья Иова были уже взрослыми. После перенесенных испытаний «Дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде<…> после того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого колена. И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42.10, 16,17). Из этого текста можно однозначно заключить, что Иов жил более 200 лет. Об этом так же говорится в Библейском словаре Э. Нюстрема (3.178).

О возрасте праведного Захарии тоже с точностью не сказано, но из евангельского текста вполне ясно, что он и его жена «оба были уже в летах преклонных», и о себе он говорил: «ибо я стар…» (Лк. 1.7.18).

То же можно было бы сказать и о праведном старце Симеоне.

Во-вторых, узнав от Ангела Господня, что, «родившееся в Ней от Духа Святого;<…>- и что, - Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1.20,21), видя ликование Ангелов и поклонение волхвов и пастухов (Мф. 2.1-12; Лк. 2.8-20), слыша откровение праведного старца Симеона и пророчицы Анны, зная откровение пророка Исайи (7.14)… Иосиф понимал, что «Высокий Бог на земле явился смиренным человеком» (8-й кондак акафиста Благовещению).

Будучи праведным, зная закон, понимая, что все, чего касается Бог — свято (Исх. 30.29; Лев. 6.18,27), и, помня, что произошло с иудеем Озой, когда тот «простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, — Господь прогневался на Озу; и поразил Озу». И как «устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню» (2Цар. 6.6,7,9). Дерзнул бы праведный иудей, ревнитель закона, после этого даже помыслить, чтобы коснуться и жить как муж с женой с Той, Кто Сама есть Живой Ковчег Живого Бога, почившего на Ней Святым Своим Духом, явив через Нее Себя миру? Это вряд ли…

И исполнилось пророчество Господне Приснодевой: «И слава Господа вошла в храм путем ворот<…> И сказал мне Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 43.4; 44.2).

 


 

Почитание

Евангелие содержит все основания для искреннего почитания Той, Которая даровала радость всему миру.

Во-первых, Ее прославил Сам Господь: «Что сотворил Мне величие Сильный , и свято имя Его» (Лк. 1.49). Как же нам не величать Ту, которую возвеличил и величает Сам Бог?

Во-вторых, и Сама, возвеличенная Богом, прорекла о Себе: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1.48). Как же нам не ублажать , если живем по Слову Божию, Ту, Которую величает Сам Бог?

В-третьих. Как же не величать Ту, Которую, уже при жизни Сам Господь назвал блаженной? «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11.27,28). Это сказал Господь о Ней, запечатлевшей в сердце Своем «словеса Господня» (см. выше Введ. во храм). Это о Ней, сохранявшей «все слова сии в сердце Своем». Это о Ней, сказавшей : «Да будет Мне по слову Твоему». Это о Ней Он сказал. Напомним, что «блаженный» (евр. счастливый, спасенный) употребляется в Библии, — как написано в Библейской энциклопедии Брокгауза, — по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке, <…> и который получил спасение и блаженство, даруемое верующему Богом через Иисуса Христа» (7.90,91).

В-четвертых. Как же не величать Ту, Которую величает Сам Бог, Которую «благодатной» и «благословенной» назвал Архангел (Лк. 1.28), Которая названа «благословенной между женами» (Лк. 1.28,42) и Которая Своей любовью к Богу, Своей чистотой, Своим смирением, Своей жертвенностью, Своим сораспятием Сыну (см. выше Введение во храм), Сыном же и возвеличенная. Ее, вместившую в Себя Невместимого, названною блаженной, потому что явила все (!) Евангельские блаженства…, ну, как Ее не прославлять?!

 


 

Успение  

Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей.
Пс. 131.8

Хотя Писание и умалчивает об Успении Пресвятой Богородицы, поскольку является Благой Вестью о Христе Спасителе, однако, несмотря на это, сам факт смерти Пречистой не оспаривает никто. Да и как можно здесь утверждать что-либо обратное или с чем-то не соглашаться, если смерть пережил даже Тот, кто бессмертен, Тот, кто Сам является Жизнью…

Так, для блаженного Августина, смерть Богоматери являлась несомненным фактом, о котором он в беседе на псалом 78  писал: «Мария от Адама умерла за грех (первородный), Адам умер за грех (свой), Христос же — для уничтожения грехов».

Очевидно не вызовет возражений и утверждение, что «смерть, будучи итогом жизни, у различных людей также неодинакова, как непохожи одна на другую их жизни и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной Личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственною в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такою, какой не было ни у кого, кроме Нее»(10).

И предание Церкви, отдавая должное высокому Ее достоинству, с несомненностью утверждает, что приняв чистую и непорочную душу Преблагословенной в Свои руки, Христос Воскресил и возвел на небеса и Ее пречистое тело: «Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, ужели пречистая плоть Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов предана тлению», — восклицает Архиепископ Сергий (11.325).

Действительно, логика подсказывает, что Та, Которая удостоилась носить под сердцем Самого Невместимого, Самого Христа, Та, Которой «сотворил величие Сильный», Та, Которую должны «ублажать все роды», Та, Которая названа «благодатной», «благословенной» и «блаженной», уже при жизни… должна иметь и Евангельское основание того, о чем повествует предание.

В этом нет ничего удивительного. Ведь даже протестанты в Евангелии находят для себя основание для куда более спорного утверждения, что они «спасены!». И верят этому основанию. Почему же и нам, следуя этой логике, не поискать евангельское основание для утверждения, что Божия Матерь восхищена с телом, не «увидевшем тления», на небеса.

Православное богослужение, содержащее всю полноту богословия, особенно в высочайшей своей части — Литургии, и предлагает нам как раз это основание. Имеется ввиду предлагаемый Церковью, обычно читаемый в Богородичные праздники, отрывок из послания к Филиппийцам Святого Апостола Павла ( Фил. 2.5-11).

Этот отрывок стоит привести полностью, чтобы попытаться сопоставить написанное о Христе с тем, что имела в себе Носившая Христа:

5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти же крестной.
9. посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Когда Апостол пишет, обращаясь к нам, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», то тем более найдем «те же чувствования» у Пресвятой Девы.

Давайте сравним. Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». И Пречистая Дева, будучи по отцу своему Иоакиму царского рода, «из дома Давидова» (Лк. 1.27), а по матери Анне из первосвященнического рода Аарона, была обручена простому плотнику. И более того, Она, как и Ее Сын, воспринимала себя рабой: «Я — раба Господня» (Лк. 1.38).

Господь «смирил Себя». И Преблагословенная, услышав приветствие Архангела Гавриила, в которой была названа «благодатной» и «благословенной между женами» (Лк. 1.28), не воспарила и не возгордилась, что избрана Богом, не стала мнить о Себе, что достойна столь великой милости «обрести благодать у Бога» но, будучи смиренной, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1.29). Однако имен но поэтому-то Господь и избрал Ее, «что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1.48).

Господь «был послушным», послушным Богу. И Пресвятая, будучи рабой Господней, рабой смиренной, послушно молвила: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1.38). И это смиренное послушание проявляла всегда, во все дни жизни Своей: и когда, еще нося во чреве, послушно отправилась из Назарета в Вифлеем, повинуясь повелению кесаря о переписи, и когда в пещере (!) «родила Сына своего Первенца<…>, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2.7). Не возроптала, не возмутилась, не восстала…, что Царю Царей, о котором и небо и Ангелы ликовали, не нашлось даже в гостинице места. Смиренно и послушно, повинуясь повелению Господа, с Младенцем на руках, по жаре… отправилась в другую страну, в Египет, спасаясь от Ирода… И, зная, что ждет Ее Сына, который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной», смиренно и послушно несла Свой Крест, следуя за Ним, когда Он вышел на проповедь, когда Его не понимали, преследовали, когда Он нес Крест на Голгофу… И как Мать, Сама, в сердце Своем, переживая вместе с Сыном, боль от Его ран, страдая Его страданием стояла у Креста, сораспинаясь Ему… Наверное никто не усомнится, что и Она была «послушной даже до смерти».

Смиренной и послушной Рабой Живого Бога, можно быть только тогда, когда Его любишь. Бывает рабство вынужденное. Такой раб в сердце своем бунтарь. Ее Рабство добровольное. Это Рабство любви. Рабом Богу невозможно быть, не смирившись, и подлинного смирения не бывает без Рабства Богу.

Однако мы еще вернемся к посланию Апостола Павла, а сейчас напомним слова Господа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14.23), как сотворил Господь Троицей себе обитель и в честнейшей херувимов Деве Марии, говоря Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила всевышнего осенит Тебя».

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его» (Ин. 14.23). Это сказал Господь и о Ней, матери Своей, которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2.19). Это о Ней сказал Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11.28), когда услышал от женщины сказавшей Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя…» (11.27). Так блаженна и Присноблаженная и Пренепорочная Матерь Христа Бога, у Которой Господь сотворил обитель, ставшая Живым Ковчегом Завета, явившая Собой, во всей полноте, все Евангельские блаженства:

«Блаженны нищие духом…». Это о Ней, «Рабе Господней», потому что только настоящий Раб — нищий духом.

«Блаженны плачущие…». Это о Ней, которой «оружие прошло душу» (Лк. 2.35), причиняя невыносимую боль ранами, Кровью и смертью Сына, ставшего «предметом пререканий» (Лк. 2.34).

«Блаженны кроткие…». Это о Ней, Которую «призрел Он», глядя «на смирение Рабы Своей».

«Блаженны алчущие и жаждущие правды…». Это о Ней, жившей словом Божиим (см. Введение во Храм) и первой получившей самую желанную весть — «благовествование Христово», в котором «открывается правда Божия» (Рим. 1.17). Это о ней, чрез Которую «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим. 3.21).

«Блаженны милостивые…». Это о Ней, воспевшей ко Господу: «Милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1.49), потому что «с милостивым Ты поступаешь милостиво» (Пс. 17.26).

«Блаженны чистые сердцем…». Это о Ней, потому что, «благ Бог<…> к чистым сердцем» (Пс. 72.1).

«Блаженны миротворцы…». Это о Ней, потому что, «плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3.18), так и Она, «оправдавшись верою», имела «мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5.1).

«Блаженны изгнанные за правду…». Это о Ней, явившей миру Живую Истину, спасая которую, Ангел сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там»(Мф. 2.13), в изгнании.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…». Это о Ней. Вспомните, как поносили и поносят Ее иудеи…(см. выше Предание).

Теперь вернемся к посланию Филиппийцам Святого Апостола Павла, в котором тот написал о Христе: «Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2.9,10). Да разве о Ней, смиренной и послушной Рабе Господней, воплотившей в себе все Евангельские блаженства, прошедшей путь с Сыном Своим «даже до смерти»… нельзя сказать, что «поэтому и Бог превознес Ее и дал Ей имя выше всякого имени… дабы <…> преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних» пред именем Ее?

И Святая Соборная и Апостольская Церковь провозглашает Ее восшествие на небеса и душею, и телом, как закономерное завершение земного пути и продолжение пути небесного, в котором Господь приобщил Своему собственному Воскресению, Ее Воскресение.

Воскресение Той, Которая во всем следовала за Христом, сказавшим о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь», Матери Жизни, Жизнью одержавшей полную победу над смертью и Богом «обожившая естество земных». «Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо Мною — ЛЮБОВЬ» (Песн.2.4).

Пресвятая Богородица! Моли Бога о нас…

 


 

Примечание

* Поскольку православный христианин, доверяя Церкви, признает, как Священное Писание, так и предание, как Священное, так и церковное, то верой воспринимает и написанное в предании, если его узаконила Церковь, вполне доверяясь святоотеческому толкованию. Протестантизм же доверяет исключительно Писанию, ища только в нем ответы на все вопросы. «Большей частью вы можете прекрасно выполнить экзегезу… имея четыре орудия труда: хороший библейский словарь, хороший библейский справочник, хороший перевод и хорошие комментарии»(6). Так как автор настоящей статьи — православный священник, то, чтобы не казаться предвзятым, следуя этому совету протестантских богословов, здесь и далее справочные материалы будут неправославного издания.

 


 

Использованная литература:

Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Синодальный перевод.

  1. Апокрифы древних христиан: исследование. Акад.общ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. — М.: Мысль, 1989. — 105 с.;
  2. Encyclopedia of the of Biblle by Lion Publishing. — Oxford, England (followed by. 1989);
  3. Нюстрем Э. Библейский словарь. М.Х.М. — Торонто, 1989;
  4. Девятое ава. День разрушения храма: Изречения Талмуда и Мидрашей / Под ред. Моше Барселла и Павла Гольдштейна. — Иерусалим, 1989;
  5. Флавий Иосиф Иудейская война, (из книги шестой): Амана, Иер-м, 1989;
  6. Гордон Д.Фи, Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. — СПб.: Логос, 1993. — с. 18;
  7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза, 1999;
  8. Св. Иоанн Златоуст. Толкования на Святого Матфея евангелиста. — Т.1, М.; П., 1993.

Взгляд священника. Сборник статей протоиерея Георгия Вольховского

Поделиться: