Храмы Духа Божия

В каждом православном  храме есть особые святыни – частички мощей святых, избранников Божиих, которых Господь прославил после их кончины, и чье молитвенное присутствие в мире верующие ощущают постоянно. Не является исключением и наш храм. Сегодня у нас в специальных ковчежцах и мощевиках хранятся частички мощей многих святых. Мы припадаем к этим источникам особой силы, обращаемся к ним с просьбами или благодарностью, просим поддержки или исцеления и по вере своей получаем ответ.

Когда и как появилась традиция поклонения святым мощам? Что вкладывает Библия в понятие святость? Об этом и многом другом редакция попросила рассказать настоятеля нашего храма митрофорного протоиерея Георгия ВОЛЬХОВСКОГО.

 

 

Ваше Высокопреподобие, понятно, что традиция почитания мощей святых – очень древняя. Как она возникла? С чем это связано?

– В Церкви издревле наблюдается почитание останков святых как тел, причастных благодатному действию Духа Божия.

Уже в Ветхом Завете от останков святых и пророков исходили чудотворения и помощь. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13.20,21).

      С первых веков христианства  полностью сохранившиеся тела усопших святых стали именоваться мощами. А отдельные их частицы, стали именоваться останки. И святые мощи, и останки святых  всегда благочестно почитались Церковью.

Особенно увеличилось почитание останков святых в эпоху гонений, в первые века христианства. Так, мощи святого Игнатия Богоносца, пострадавшего при римском императоре Траяне в начале второго века, были «неоценимым сокровищем» для христиан ради «благодати, обитавшей в мученике».

Церковью с благоговением собирались останки тел святых как храмов Духа Святого. Когда тело святого Поликарпа Смирнского, ученика Апостола Иоанна Богослова, жившего в конце первого — начале второго века, было сожжено, христиане, подвергаясь опасности, собрали его кости как «сокровище более ценное, чем все драгоценные камни и золото».

Такое почитание святых мощей вызвало у верующих стремление иметь в своих храмах тела святых или частицы их мощей. Это делалось также, чтобы зримо явить единство Церкви Небесной, которой сподобились святые мученики, и Церкви земной, в которой верующие «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2.19).

 

– Не сомневаюсь, что каждый из нас понимает значение слова «святой». Это, безусловно, человек безгрешный, достойно послуживший Богу, гораздо более высокого духовного уровня. И все же, как Церковь определяет святость? По каким критериям причисляет к этому особенному сонму? 

– В наивысшем смысле слова только Бог Святой. В христианстве человек освящается святостью Божией. Святость Божия, усвоенная человеком, освящает не только его душу, но и все его естество.

Святыми не рождаются. Ими становятся. Святые – это такие же люди, как и мы с вами. Но в отличие от нас они, встретив Христа, как некогда Апостол Павел, могли с апостолом сказать: «Да и все (!-авт.) почитал тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил.3.8).

В святых Духом Святым живет Христос, освящая их Своей Святостью. Святые – это праведники, угодники Божии, которым уготовано вечное блаженство.

Разными путями люди угождают Богу. Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою.

Избранники Божии, чтобы достигнуть святости, сподобиться благодати Святого Духа ради небесного, сердцем отвергались всего мирского и, взяв крест свой, следовали за Христом. Многие из них так возлюбили Господа, что шли ради веры христианской на мучения. Желая очистить сердце для Христа, многие из них пребывали в покаянии, в подвигах поста, бдений и непрестанной молитвы.

И тогда происходило очищение внутреннего человека от страстей, и благодать Божия освящала человека.     И становились святые богодухновенными сосудами благодати, храмами Божиими и силой Божией. Во славу Божию могли совершать великие чудеса и знамения: воскрешать мертвецов, исцелять больных, изгонять духов нечистых, знать тайны будущего. И, подобно звездам небесным, великое множество их просияло в Церкви Христовой: это – святые мученики, и преподобные, и святители, и праведники…

 

– Есть ли у святых мощей особое предназначение в жизни Церкви?

 

– Святые мощи, как храмы Духа Божия, предназначенные к участию вместе с душами к бессмертию, стали в Православной Церкви непременной составляющей самого великого Таинства Церкви – Божественной Литургии. Первые христиане вшивали их в прямоугольный плат, антиминс, и совершали на нем освящение Святых Даров. В случае нападения преследователей этот плат можно было легко спрятать под одеждой на груди, унести и при необходимости совершать Таинство в любом месте.

После того, как прекратились гонения на Церковь, эта практика стала не только повсеместной, но и открытой. Так, святитель Григорий Нисский, живший в первой половине третьего века, одним из первых стал размещать мощи мучеников по разным храмам своей епархии, установив в каждом из них день празднования памяти находившегося там святого мученика.

Нередко и сами храмы строились на месте погребения или страдания мучеников.

И доныне Святая Церковь, являя неразрывное единство Церкви Небесной, торжествующей, в которой прославляют Творца Его святые, и Церкви земной, воинствующей, которую составляют живые камни, все право верующие, совершает Божественную Литургию на мощах святых. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства» (Евр.2.23).

 

– А что такое святость в библейском понимании? Есть ли разница в почитании святых и, в частности, их мощей,  в Православии и других религиях, например, католичестве, протестанстве?

– В библейском понятии «святость», определяется через семитское слово «кодеш» – «выделить», «отделить», «очистить», «объявить что-то неприкосновенным». Таким образом, святость Бога, отделенность,  показывает и Его исключительность, чтобы люди признали Его единым истинным Богом.

И поскольку святость Божия побеждает всякую нечистоту и зло, то для людей порукой спасения и есть святость Самого Бога.

Такое понимание святости, как отделенности от чего-либо или кого-либо, есть практически у всех народов. Для служения своим богам, языческие народы отделяли себе шаманов, жрецов… Отделяли предметы культа. Устанавливали жертвоприношения, призванные очистить человека. Совершали ритуалы, внешние предписания и обряды, которые, как отделенные для богов, тоже считались освященными.

Понимание святости, как отделенности, присутствует и у еврейского народа.  Ветхий Завет  повествует как целый народ, народ Израиля, был отделен Богом от народов языческих. Отделен, как знающий истинного Единого Бога, чтобы это знание донести для всех народов земли. Закон, обряды и богослужения, которые получил  этот народ, тоже считались святыми, как полученные от Святого Бога. А те, кто должен был их совершать, целая семья, потомки священника Аарона, отделены были на служение Богу. Мужчины этой семьи, назначенные к постоянному служению, стали называться священниками.

Понимание святости в христианстве абсолютно иной природы, чем понимание святости в других религиях. В христианстве святость – не просто понятие или отделение от чего-то.              

В христианстве святость живая, потому что Бог есть Жизнь.         

В христианстве святость исполнена любовью, потому что Бог есть Любовь.

Бог есть истинная святость, потому что Он есть Истина.

В христианстве человек освящается Святостью Божией.

 

В христианстве освящение призвано способствовать не отделению, а спасению человека. Благодатью Святого Духа очищенный и освященный предмет становится средством к достижению благодати Божией и единению с Ним в Любви.

Не так давно приходская газета начала цикл публикаций о святынях нашего храма. Житие каждого из святых, частички мощей которых бережно хранятся под нашими сводами, – это рассказ о различных путях, которыми и мы можем прийти к Богу, и поддержка на этом пути. Ведь, как известно, православные святые скоро откликаются на искреннюю молитву. Они и в своей новой ипостаси сохранили милосердие и любовь, которыми были щедро одарены Господом еще при жизни.

– Спаси Вас Господи за интервью.

Р.Б. Нина ДАНИЛОВА.

Author avatar
viktoria

2 комментария

  1. Виктория

    Информация очень интересная. На фоне остальных заведений я выделяю Вавада казино онлайн регистрация , все продумано, ассортимент огромный, есть все, что нужно для комфортной игры.

  2. I want to to thank you for this wonderful read!! I absolutely loved every little bit of it. I have you saved as a favorite to look at new stuff you postÖ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.