Уповай на Господа и делай добро… (Пс.36,3)
Ох, уж этот кризис!… Куда ни посмотришь, всюду видны его проявления: тысячи безработных, повышение цен, невыплаты зарплат…
Не буду скрывать – Церковь первой ощутила на себе воздействие кризиса, потому что во все времена она жила за счет жертвователей. А если жертвователи сами, как говорят, «на мели», то остается уповать только на Бога.
Кстати, «уповать на Бога» – не просто фраза, которую часто произносят православные. Уповать на Бога нужно всегда и во всем, а тем более сегодня, когда многие позабыли про него.
Все сейчас говорят о кризисе, ищут пути выхода из него, пытаются объяснить экономические причины кризиса и определить рычаги их устранения.
Оставим экономику экономистам, а вот место Божиего Промысла не мешало бы определить. Всем известно, что без воли Отца Небесного даже волос с нашей головы не падает. А что уж говорить о кризисе…
Если рассматривать кризис с точки зрения обычного обывателя, то кризис будто бы возник сам собой. Ни я, ни вы не могли его предугадать, а тем более предотвратить. И если он возник независимо от нас, то без нашего вмешательства когда-нибудь и пройдет.
Но вот что интересно. Значение слова «обыватель» в Толковом словаре С.И. Ожегова выглядит так – это человек «лишенный общественного кругозора, живущий мелкими личными интересами», проще говоря, иждивенец, никогда не уповающий на Бога.
Есть и такое мнение, что для преодоления кризиса всем нужно усиленно трудиться и стремиться к выходу из этой ямы. Но возникают вопросы: куда стремиться и где искать этот выход? Ведь многие трудятся с утра до ночи, а ничего не меняется. Значит, не все зависит только от нашего телесного труда. Значит, есть еще что-то, что нужно добавить к телесному труду. А может быть это все-таки то, что верующие называют «упованием на Бога»?
Находятся и такие, которые считают виноватым правительство. Отчасти они правы, отчасти – нет, так как кризис бушует не только в нашей стране, но и во всем мире. Если весь мир страдает от кризиса, то и виновно в его возникновении не правительство отдельной страны, а, скорее всего, – все мы. И я в том числе, и вы лично, потому что неспроста Господь посчитал полезным для нас окунуться в мутные воды кризиса.
Когда начинаешь это понимать, то фраза «уповай на Бога» становится совсем не банальной. Она болем чем серьезна.
И тогда возникает еще один вопрос: а что значит уповать? Просто сидеть, ждать и на что-то надяться? Нет, конечно. Чтобы упование было справедливым, а надежда не посрамила, необходимо разобраться в первопричинах не экономического, а нравственного характера, потому что «упование» понятие нравственное. Да и слово «кризис», в переводе с греческого означает «суд». А суд – категория нравственная, это справедливое воздаяние за безнравственные поступки людей.
Поэтому в дни окончания Успенского поста задаю себе самому вопрос: если кризис мне послан Богом как вразумление, то, что я сделал, чтобы что-то изменить в себе к лучшему. В чем я стал лучше, чище, терпеливе, смиреннее… И если вдруг окажется, что пост прошел, а я каким был таким и остался, то стоит ли удивляться, что кризис никак не проходит. Выходит, что кризис во мне…
Ох, уж этот кризис…
Протоиерей Глеб Вольховский