СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ: Радость праздника

Вот снова Господь подарил Воскресный день, а с ним ни с чем не сравнимую радость Литургии. И радость будет неполной, если ей ни с кем не поделиться. Такая возможность есть в нашем приходе – это встречи с детьми в воскресной школе.

Встречи не бывают стандартными. Здесь нет официальных рамок. Есть отношения, построенные на взаимном доверии и любви. Здесь учатся мыслить по-православному не только дети. Не меньшую возможность имеют и взрослые прихожане, которые трудятся в школе. Каждая возрастная группа интересна по-своему.

Я большей частью общаюсь со старшей группой – это подростки 12-15 лет. Эти ребята, соответственно возрасту, уже хотят все проверить, проанализировать, и вопросы задают уже совсем не детские. И взрослый под их критическим взглядом каждый раз проходит своего рода экзамен. Насколько твои слова соответствуют твоей сущности? Любое лукавство сразу чувствуется и теряется доверие. Здесь нет возможности оказать давление на ребят плохой оценкой или заставить прийти на урок потому, что надо получить какое-либо образование. Информация для обсуждения на встрече должна быть полезной духовно-нравственно, насыщенной, интересной и удобной для восприятия. Кроме этого, необходимо принять во внимание современную ситуацию. Огромный поток информации переполняет человека, а подростка и вовсе захлестывает. Поэтому задача преподавателя, как мне кажется, помочь разложить «по полочкам», упорядочить знания, мысли, действия подростка, привить юному человеку привычку соизмерять всю действительность с евангельским эталоном, оценивать события с православной точки зрения. Это поможет молодым устоять против соблазна ложными ценностями и защитить свой внутренний мир от воздействия современных психотехнологий.

Святые отцы-летописатели именно так и представили нам, потомкам, историю народа с православной точки зрения, чтобы мы учитывали ошибки предыдущих поколений, не наступали на одни и те же грабли. Многочисленные примеры жизни людей прошлых веков однозначно говорят, какой путь правильный.

Наша школа носит имя преподобного Нестора Летописца. 11 ноября у нас был праздник – именины воскресной школы, потому что 9 ноября чествовалась память этого святого угодника. Праздник был, как и положено, со сладостями и весельем. За одним огромным столом собрались дети всех возрастов и все учителя школы. Вспомнили житие, пропели песню «Летописец Святой Руси», написанную нашими прихожанами (стихи написали А. Лиховецкий, С. Маринкевич, а музыка А. Левандовского, ныне священник Свято-Троицкого храма), отведали сладостей. А в конце – веселая игра с подарками и сюрпризами.

Радостно видеть всех вместе, с едиными мыслями и единым духом. Дай, Боже, и впредь всем нам не растерять память о славной истории нашего народа!

Р. Б. Людмила ЧЕРНОДУБ

Наша цель – поддержать у детей стремление жить по Закону Божию

В среднем классе – дети от 8 –10 лет. Это возраст, когда нужны и творчество, и душеспасительные беседы, и обучение основам Православия. Уроки здесь построены по схеме, которая охватывает и творчество, и душеспасительные беседы, и чтение, и обучающие игры. Начинается урок с молитвы. Затем повторяем то, что изучали на прошлом уроке, а потом – новая тема, рассматриваем дополнительный визуальный материал (схемы, развивающие игры, ребусы), отвечаем на вопросы и вспоминаем истории из нашей жизни.

Дети очень активно участвуют в уроках, припоминают семейные случаи, предлагают, как правильно поступать и что делать в разных жизненных ситуациях. Если воспоминаний из жизни не находится, мы стараемся предложить заранее подготовленные ситуации, на которые дети отвечают самостоятельно, а потом все вместе обсуждаем, что можно делать и почему. Далее мы читаем заранее подготовленные душеспасительные беседы для детей, которые охватывают тему урока или моральные, этические аспекты жизни.

По благословению отца Георгия в конце уроков мы периодически проводим «Минутку теплоты»: зажигаем свечу и по очереди делимся тем, что каждому из детей понравилось на уроке, а что нет, как бы они хотели проводить урок, когда им комфортно, а когда не очень. Это позволяет нам скорректировать манеру подачи урока, добавить доверия и открытости.

Творчеством мы занимаемся несколько меньше, чем, например,  дети из младшего класса, но тоже уделяем этому внимание. В том году перед Рождеством мы украшали класс самодельными вырезками, снежинками. Весной повторили наши творческие уроки и на нескольких занятиях вырезали весенние элементы: цветы, солнце, радугу и украшали класс.

В том году мы начали большой проект «Храм». Несколько уроков мы мастерили стены Храма, деревья для красивого сада, скамейки, озеро, осталось доделать купол. И если у кого-то из прихожан или детей есть желание помочь нам в этом деле, мы будем рады принять помощь.

В конце предыдущего учебного года, мы вместе с Ириной Семеновной Емец проводили интерактивный контрольный урок. Контрольный – он только на словах. Мы не оценивали детей и не давали им тесты. Наш урок был построен на совместной игре: мы создали большие скрижали, на которых дети собирали Заповеди (то, что мы изучали в том году), а Ирина Семеновна к каждой Заповеди напоминала примеры из Ветхого Завета и показывала причинно-следственные связи разработанными заранее схемами.

Наша цель – не просто привлечь детей к Воскресной школе, но поддержать в них стремление жить по Закону Божию, хранить и умножать в своем сердце любовь к Богу, делать добрые дела и расти действительно чистыми, совестливым, добрыми людьми.

Да благословит нас Господь и поддержит в этом деле!

Р.Б. Татьяна КАРГИНА

1

Поделиться: