Голос нашей Церкви

О православии, кириллице, Украине и Европе

Митрополит Бориспольский Антоний:

 «Приезд Константинопольского патриарха в Киев не стал значительным событием в духовной жизни Украины».

–  Более того, во многом он сыграл против непосредственно главы Фанара, – сказал в интервью РИА «Новости» управляющий делами УПЦ. –   Весь православный мир увидел, что за решением легализовать раскольников из «Украинской автокефальной православной церкви» и «Украинской православной церкви Киевского патриархата» не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев.

Помимо этого, по мнению митрополита Антония, ПЦУ переживает собственный раскол: «Филарет Денисенко воссоздает «независимый Киевский патриархат», поскольку считает, что «томос» подчинил украинских раскольников Стамбулу. Более того, он поставил под сомнение правомочность избрания Думенко главой ПЦУ. Ведь, как указывает «патриарх», Епифаний не был избран поместным «собором» ПЦУ. Что интересно — такую позицию поддерживает и ряд влиятельных «епископов» так называемой православной церкви Украины. Они считают, что были обмануты: в свое время им гарантировали проведение «поместного собора», по итогам которого мог появиться совершенно иной глава ПЦУ».

По словам митрополита Бориспольского Антония, определенная напряженность существует и в отношениях раскольников с Фанаром. «Не все в ПЦУ согласны с прописанным в «томосе» обязательством передать заграничные приходы под контроль Константинопольского Патриархата, — констатировал иерарх Украинской Православной Церкви. — Именно поэтому сторонники созданной при поддержке Порошенко структуры ищут сейчас возможности для пересмотра выданного Патриархом Варфоломеем указа. И вполне очевидно, что Константинопольскому Патриархату это не очень нравится: тем самым подвергается сомнению закрепленное «томосом» главенство Фанара над ПЦУ».

Владыка Антоний также заметил, что, несмотря на формальнее признание ПЦУ тремя Поместными Церквами — Александрийской, Элладской и Кипрской — внутри каждой из них существует серьезное несогласие с решениями их предстоятелей поддержать легализацию ПЦУ.

«Недовольны антиканоническим шагом своего главы и в  Александрийской, и в Элладской Церкви. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что в 2019 году бывшим митрополитам Украинской Православной Церкви, а ныне «иерархам ПЦУ» Симеону (Шостацкому) и Александру (Драбинко), которые находились, как указывалось в соответствующих анонсах, в «первом большом паломничестве в Грецию после признания ПЦУ Элладской Православной Церковью», было отказано в совершении Литургии в храмах Элладской Церкви. Очень мощная оппозиция решению Архиепископа Хризостома по украинскому вопросу наблюдается в Кипрской Церкви. В частности, митрополит Лимасольский Афанасий не считает Епифания каноническим предстоятелем по причинам, указанным в священных канонах», — подчеркнул архипастырь.

Комментируя возможность наделить Иерусалимский или Антиохийский Патриархат полномочиями координатора в мировом Православии, поскольку эти Церкви входят в число первенствующих престолов в диптихе, управляющий делами Украинской Православной Церкви заявил, что это нужно решать соборно.

Владыка Антоний о Православии, кириллице, Украине и Европе

Время от времени некоторые политики, не в меру увлеченные европеизацией, нападают на главное достояние нашей земли – Православие и кириллицу. Им кажется, что именно эти два фактора мешают Украине стать европейской.

Удивительно, как в голове профессиональных «патриотов» всё перепутано. С одной стороны, они очень любят вспоминать величественную эпоху Киевской Руси и славные времена запорожского казачества, с другой – нападают на то, что и для древних русичей, и для казаков было важнее всего.

Приходится слышать сентенции, что Украина потому такая бедная и потому не может европеизироваться, что, в отличие от «развитых европейских держав», у нас другая вера и другой алфавит. Что может быть нелепее? Та же Киевская Русь, которая сознательно выбрала византийское христианство вместо западного латинского, в свое время была сильнейшим и культурнейшим государством Европы. Образовательный уровень древних русичей был намного выше, чем у многих современных им европейцев. Мешала ли этому кириллица? Мешало ли этому Православие? Думаю, для любого человека, мало-мальски знакомого с историей, это вопросы риторические.

Так же и во времена казачества – запорожцы отстаивали свое право на веру и язык от польско-католической экспансии. Что бы сказал Богдан Хмельницкий, если бы ему сообщили, что его будущие соотечественники чтут его память и одновременно хотят отказаться от того, что он защищал. Думаю, гетман был бы немало удивлен.

Когда же сейчас кто-то начинает сетовать на современные экономические и политические проблемы Украины и обвинять в этом Православие и кириллицу, он должен всерьез себя спросить: разве Православие виновато в тотальной коррупции? Или, быть может, переход на латинский алфавит остановит рост цен на коммунальные услуги? Или отказ от Православия поспособствует увеличению пенсий?

Конечно, нет. Все эти глупые фантазии сродни тем, что мы слышали перед созданием т. н. ПЦУ. Дескать, это прекратит церковный раскол. Не прекратило. Так же и здесь.

Православие – это сейчас единственное, что может объединить страну. А кириллица – создание святых Кирилла и Мефодия, то, что роднит нас со славянским миром и с нашими далекими предками – с нашими святыми подвижниками. Можем ли мы от этого отречься?

А чтобы Украина жила счастливо, нужно не алфавиты менять, а банально перестать разбазаривать государственное имущество, перестать разделять народ, перестать плодить ненависть, перестать обманывать людей. И, как уже не раз говорилось, начинать с себя самих. И начинать можно прямо сегодня.

                                                                Записала Наталья Горошкова

Епископ Виктор (Коцаба): «Мы наблюдаем необычайный подъем  силы духа верующих УПЦ»

Глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях – об актуальных событиях последнего времени.

– Ваше Преосвященство, Православие нынче переживает нелегкие времена. Скажите, в каком состоянии находится церковная ситуация на Украине сегодня?

– Сегодня положение дел в церковной жизни на Украине – это, я бы сказал, наглядная иллюстрация слов апостола Павла о том, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). По-прежнему совершаются открытые враждебные действия против Украинской Православной Церкви. Сюда можно отнести и вмешательство госчиновников в церковную сферу, и травлю в СМИ, и своеволие местных властей, которые занимаются незаконной перерегистрацией общин УПЦ в «Православную церковь Украины». И самым наглядным примером этой вражды, являются, конечно же, силовые захваты храмов сторонниками «ПЦУ». Эти захваты сопровождаются избиением прихожан, а порой и священнослужителей, угрозами и запугиванием верующих и т.д.

С другой стороны, мы наблюдаем необычайный подъем силы духа среди верующих и духовенства, сплоченность общин вокруг своих настоятелей, верность людей Христу и Его Церкви, осознание того, что все мы братья и сестры во Христе.  Это может показаться удивительным и невероятным, но практически в каждом селе, где был захвачен храм (а это более ста мест, в основном, в западных областях Украины), в каждом таком селе новый храм или уже построен, или строится, или же там собираются средства на строительство. Причем, помощь поступает со всех уголков нашей страны.

– Тем не менее, «ПЦУ» не стесняется повсеместно заявлять, что их «церковь» стремительно возрастает за счет новых сторонников в обществе…

– Хочется спросить: а где же все эти сторонники? Почему мы не видим их на крестных ходах, в храмах «ПЦУ», которые пустуют? Крестные шествия – это важнейшая часть молитвенной духовной жизни православных христиан. Ни в коем случае не хочу превозноситься многочисленностью Великого крестного хода и многих других молитвенных акций по всей Украине, проводимых нашей Церковью, но все они свидетельствуют – с нами Господь.

– На этом фоне весьма плачевно выглядел приезд патриарха Варфоломея в Киев. Что вы можете сказать об этом визите?

– Во-первых, визит этот состоялся по приглашению светских властей нашего государства, поэтому непонятен статус, в котором на Украине принимали патриарха Варфоломея.

Во-вторых, Украинская Православная Церковь не только не приглашала патриарха Варфоломея в нашу страну, но и призывала воздержаться от такого визита, справедливо опасаясь, что он спровоцирует новую волну захватов храмов и нарушения прав верующих, что и произошло в некоторых епархиях УПЦ. Поэтому визит нынешнего главы Константинопольской Церкви нельзя рассматривать иначе, как незаконное вторжение на нашу каноническую территорию.

Своим визитом на Украину патриарх Варфоломей еще раз продемонстрировал свое упорство в заблуждениях и, несмотря на очевидный провал его проекта по созданию «ПЦУ», продолжает настаивать на том, что именно эта организация является канонической церковью на Украине, а ее глава Епифаний (Думенко) – Киевским митрополитом. Не удивительно, что и сам лидер украинского раскола Филарет (Денисенко) после выхода из состава «ПЦУ» справедливо заметил, что если он пребывал под анафемой, то Епифаний, «рукоположенный» им, даже не священник.

Достаточно вспомнить его реакцию на молитвенное стояние верующих УПЦ у стен Верховной Рады. Патриарх Варфоломей отказался встретиться с православной паствой и выслушать позицию православных Украины. В то время как 10 тысяч человек ждали его у стен Верховной Рады, он, в заслонах полицейских кордонов, зашел с бокового входа в здание Рады и покинул украинский парламент также через внутренний двор. Всё это говорит о том, что патриарх Варфоломей не желает знать мнение миллионов православных граждан Украины и попросту стыдливо прячется от них. В его поведении отчетливо виден почерк воинствующего раскольника. История свидетельствует, что большинство расколов осуществлялось при поддержке политических сил, об этом говорит и религиозная ситуация на Украине.

– Владыка, акция у Верховной Рады была организована Общественным союзом «Миряне». Расскажите об этой организации.

– «Миряне», как видно из названия, – общественная структура, объединившая верующих всех епархий Украинской Православной Церкви, осознающих, что от их активной позиции во многом зависит судьба Церкви, ее положение в украинском обществе. Деятельность этой общественной организации получила благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Этот союз был воспринят с большим воодушевлением православной общественностью, в короткие сроки местные ячейки «Мирян» были официально зарегистрированы практически во всех епархиальных центрах, и новая православная организация продолжает численно возрастать.

– Можно ли говорить уже о каких-то конкретных результатах деятельности «Мирян»?

– Смотря что называть «конкретными результатами». Пока что в нашей стране не отменены антицерковные законы, не прекратились захваты храмов, не ослабла пропаганда против УПЦ в СМИ. Но само появление Общественного союза «Миряне» продемонстрировало недругам Церкви, что огромное количество верующих, среди которых и представители искусства и науки, и политические деятели, и журналисты, и простые граждане страны, готовы стать на защиту Церкви святого князя Владимира, служить ей своей верой, талантами и способностями.

Первая акция «Мирян», которая состоялась 15 июня с. г., собрала более 20 тысяч верующих. В тот день активисты прибыли для того, чтобы публично передать в Верховную Раду Украины и в Офис Президента два законопроекта, разработанные Союзом православных адвокатов Украины, в помощь народным депутатам исправить положения принятых законов, которые нарушают конституционные права граждан Украины.

Еще до начала визита Варфоломея в Киев «Миряне» направили в канцелярию Фанара официальное письмо, в котором приглашали патриарха на встречу с верующими УПЦ. Также «Миряне» подготовили ответный «томос», в котором выражали свое несогласие с действиями Константинопольского патриарха в Украине. Этот документ верующие планировали вручить патриарху Варфоломею во время встречи.

– Удалось ли его передать патриарху Варфоломею?

– Непосредственно ему передать не удалось, но этот текст на греческом языке был опубликован греческими церковными новостными агентствами. Так что нет никакого сомнения в том, что патриарх Варфоломей был проинформирован – позиция мирян нашей Церкви была донесена до греко-язычной общественной среды, соответственно, и сотрудники Константинопольской Патриархии не могли с ней не ознакомиться.

– Создание Союза «Миряне» напоминают о религиозной ситуации в XVII веке, когда для противодействия унии на Украине создавались православные братства. Можно ли говорить о том, что «Миряне» возрождают подобные братства в современных условиях?

– Как показывает история, братства появляются тогда, когда Церковь оказывается гонимой и под давлением власти. В XVII веке братства сыграли очень важную роль в том, что Православие на Украине под натиском католиков и униатов не было уничтожено.

Но есть и несколько существенных различий между «Мирянами» и упоминаемыми братствами. Напомню, что на рубеже XVI–XVII веков в унию с Римом уклонилось преобладающее большинство архиереев Киевской Митрополии. Епископы переходили в унию или открыто, или тайно, чем теряли доверие у верующего народа.

Сегодня же на Украине ситуация в этом плане совсем иная. Как мы знаем, из Украинской Православной Церкви в «ПЦУ» перешел всего один правящий архиерей и один викарный, а все остальные остались верными Церкви и не поддались на угрозы и уговоры. Следовательно, «Миряне» действуют не независимо от Священноначалия, а наоборот – по его благословению.

– В завершение беседы расскажите о вашей деятельности как главы Представительства УПЦ при европейских международных организациях.

– Мы живем в мире, в котором международные организации оказывают серьезное влияние на внутреннюю политику в разных странах. В одних случаях это происходит в результате задействования конкретных правовых механизмов, в иных – более мягким, информационным и идеологическим воздействием. Например, когда представители УПЦ выступают на международных правозащитных площадках, таких как ООН, ОБСЕ и других, и приводят задокументированные факты нарушения прав верующих в нашей стране, создается определенная информационная среда, на фоне которой уже не так просто нашим руководящим органам отмахнуться от существующих заявлений и жалоб, донесенных до зарубежной общественности. Власти просто вынуждены как-то реагировать. И здесь очень важно не опускать рук. Капля, как говорится, и камень точит.

С епископом Виктором (Коцабой)
беседовал 
диакон Сергий Герук

Author avatar
viktoria

2 комментария

  1. Это полезная информация. Вчера была рассылка от клуба, получил монослот промокод – значит получу очередной подарок!

  2. Андрей

    Полезная информация. В вулкан клуб также можно выполнять с мобильных устройств, все очень продумано и удобно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.