Спросите у священника

Пандемия или… глобальное испытание любви?

Вопрос: Уже второй год мы живем в условиях пандемии коронавируса и вызванных ею ограничений. Отношение людей к происходящему – очень разное. Кто-то по-прежнему не верит в существование серьезной угрозы здоровью, а кто-то перестал ходить в храм из боязни заразиться. И в храме  ведут себя по-разному. Есть те, кто не хочет надевать медицинскую маску, соблюдать безопасную дистанцию, видя в этом проявление слабой веры и малодушия.  При этом люди «околоцерковные» нередко спрашивают: почему же вас, верующих, не защищает, например, 90-й Псалом?

Отвечает протоиерей Глеб ВОЛЬХОВСКИЙ:

– Вопрос обширный и отвечать на него надо досконально. Будем делать это по порядку.

 

#Заговор или болезнь?

– Во-первых, ответим тем, кто считает, что все происходящее – заговор и никакого коронавируса не существует. Начну с собственного опыта. Многие, наверное, помнят, как в августе прошлого года я и вся моя семья – супруга, один из сыновей, моя мама, брат, сестра и ее муж, тоже священник (не учитываю при этом кума, многих друзей и знакомых) – в одно и то же время попали в больницу с двусторонним воспалением легких. Болели и многие наши прихожане, некоторые – очень тяжело. Например, наш отец дьякон лежал в реанимации, и действительно чуть было не преставился к Богу. Но на что я еще тогда обратил внимание: наши прихожане, и моя семья в том числе, абсолютно не унывали и не впадали в «прелестные» крайности, потому что воспринимали эту болезнь, как испытание, которое по воле Божией нужно пройти. Причем, не по прихотям человеческим, а по Заповедям Божиим.

Когда человек сталкивается с пандемией, глупо рассказывать, что болезни нет. Она существует. Неважно, где ее корни, кто и в каких, возможно, тайных лабораториях ее создал. Важно то, что она реальна, и нам, людям, нужно реагировать на все происходящее. Может быть, кому-то пример покажется грубым, но война –  тоже творение рук человеческих, и хоть мы знаем, что судьба каждого из нас – в руках Божиих, это не значит, что нужно глупо геройствовать и подвергать себя неоправданному риску. Так и здесь, важно переносить болезнь по-христиански.

 

#Болеть по-христиански

– Что это значит? Из Священного Писания мы знаем, что в последние времена, накануне Второго пришествия Господа,  в мире будут и нестроения, и войны, «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, и смятения. Это – начало  болезней» (Мф.13:7). И далее Господь говорит: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф.4:12).

«Во многих охладеет любовь» – это ключевые слова. Но Господь добавляет: «Претерпевший же до конца, спасется» (Мф.24:13). О чем это говорит? Нынешнее испытание – для каждого из нас: кто как умеет любить. На словах мы все – любим. Но когда доходит до дела, куда же эта любовь девается? И пандемия – как духовная контрольная работа, выполнение которой позволяет нам проявить свою способность любить или, напротив, убедиться, что только воображаем, будто кого-то любим.

Болезнь – испытание не только для того, кто болен, но и для того, кто рядом. Когда кто-то заболевает, у человека появляется возможность проявить свою христианскую любовь, заботу, сострадание. И тут становится видно, кто какой христианин. Болеем или здоровы – мы должны поступать по любви друг к другу.

 

#90-й Псалом

– Люди невоцерковленные упрекают верующих в том, что нас не спасает    90-й Псалом?  К сожалению, большинство таких людей воспринимает молитву абсолютно неверно – как некое заклинание. Прочитал молитву – все хорошо, не прочитал – все получается плохо. На самом деле речь совсем об ином.

Молитва – это наше обращение к Богу. И обращаясь к Нему, мы не устраняем волю Божию, не требуем, чтобы Господь сделал так, как нам хочется, а просим, чтобы Он явил волю Свою. Помните, как это было у Христа во время моления в Гефсиманском саду накануне Его крестных страданий? Испытывая по-человечески страх и волнение перед грядущими испытаниями и крестной смертью, Он молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф.26:39).  Вот так и мы: о чем-то просим, но оставляем последнее слово за Богом, и эту волю Божию принимаем.

Молясь о том, чтобы Господь уберег нас от какой-то болезни, понимаем, что бывают ситуации, когда человеку полезно поболеть. И святые болели и умирали. Апостол Павел явно имел хроническое заболевание, называл его «жалом», которое сатана дал ему «в плоть» (2Кор.12:7). Он трижды молил Господа об избавлении от этого «жала»,  на что Господь ответил: «Довольно для тебя и Моей благодати, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Легко нести апостольское послушание в здравии и благополучии, а вот понести тяжелый крест апостольства в немощи и гонениях под силу немногим. Вот это действительно высоко перед Богом. Тогда для спасения – по воле Божией – можно и поболеть. Читая «Отче наш», мы говорим: «Да будет воля Твоя».  Вот эта мысль должна красной нитью проходить через все молитвы, в том числе, и когда мы читаем 90-й Псалом.

 

#О вакцинации

– К сожалению, сегодня мы наблюдаем вполне конкретное разделение людей, именующих себя верующими. Хочу подчеркнуть: не все, именующие себя верующими, таковыми являются. Происходит разделение на тех, кто «за» прививки и «против» них. И самое печальное, что эти два «лагеря» порой начинают конфликтовать, хотя спорить, в общем-то, не о чем. Людям воцерковленным в данном случае очень важно просто слушаться голоса Церкви.

Господь сказал о Своей Церкви: «… и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Мы веруем, что голос Церкви есть спасительный, есть голос Самого Христа. Но раздается он не из уст конкретных людей, а в соборных решениях Церкви – Синода, Архиерейского, Поместного или, как это было когда-то, Вселенского Соборов. Они гарантируют правильность решения, согласованного с волей Божией.

С самого начала пандемии Церковь неоднократно возвещала, что прививки – не духовный, а сугубо медицинский вопрос. Прививается человек или же не прививается – абсолютно не влияет на спасение его души. Прививка не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Единственное, на чем Церковь настаивает и напоминает всем власть предержащим: решение об этом должно согласовываться со свободной волей человека, чтобы это был его выбор.

Полезны ли прививки или нет, какие из них лучше, пусть решают врачи. Это не в компетенции священника, и неправильно, когда некоторые священники берут на себя смелость решать, прививаться человеку или нет. Понимаю, что мои слова могут вызвать чье-то недовольство, но не могу лукавить перед Богом. Мои слова согласованы с голосом Церкви, я говорю то, что должен сказать как священник.

 

#Нормы санитарной безопасности

– Сами по себе медицинские маски не являются панацеей от вируса. Но мы знаем, что ковид передается воздушно-капельным путем, инкубационный период у него – от двух дней до пары недель, а маска, в первую очередь, сдерживает вирус, который может распространять  тот, кто ее носит. Человек может не ощущать болезнь, но при этом заражать других. Медицинская маска – пусть и не 100-процентный, но все-таки барьер на пути вируса. Отсюда понятно, почему  хирург надевает ее во время операции.. Надевая ее, мы заботимся не о себе, а об окружающих, и это – великое дело.

Кроме того, наша не надетая маска может послужить соблазном для других. А это серьезный грех. Апостол Павел, например, вообще отказался от вкушения мяса, чтобы никого не вводить в соблазн – а вдруг оно идоложертвенное. Почему я с этим сравниваю? Мы знаем, что среди верующих есть те, кто категорически против масок, возмущается тем, что в храмах призывают их носить. Но есть и те, кто перестал ходить в храм, боясь заразиться. Не будем судить, чья вера в данном случае сильнее, чья – слабее, предоставим это Богу. Но задумайтесь, если я не надел маску в храме, то послужил соблазном не идти на Богослужение для тех, кто боится вируса, тех, кто оставил себя без Причастия, без участия в Таинстве Евхаристии, без соединения со Христом. Получается, я своим нежеланием носить маску отрицательно повлиял на спасение этого человека.

Мы начали наш разговор с того, что пандемия – это наша проверка на любовь. Обыкновенная медицинская маска является, своего рода, индикатором этого.

Некоторые противники масок говорят: мы люди верующие и понимаем, что все – по воле Божией, раньше времени Господь нас к Себе не призовет. Но, следуя этой логике, давайте не будем пристегиваться ремнем в автомобиле, станем нарушать правила движения, совершать другие рискованные поступки. А ведь мы таким образом искушаем нашего Господа. Помните, как дьявол искушал Его в пустыне? И что ответил ему Господь на предложение броситься вниз с купола величественного храма? Он сказал: «Не искушай Господа Бога твоего» » (Мф.4:7). Христос пришел в этот мир, чтобы отдать Свою жизнь на Кресте за весь человеческий род, но не для того, чтобы в угоду дьяволу прыгать с крыла храма, демонстрируя Свою неуязвимость. Воля Божия – в другом. Прежде, чем взойти на Крест, Он должен был дать Свои Заповеди, показать на Своем примере, как их соблюдать, собрать и воспитать Своих учеников, создать Церковь. И только тогда, когда наступит решающий для спасения человечества час, принести Себя в жертву и взойти на Голгофский Крест.

И в нашей жизни бывает, когда мы можем пойти на вполне оправданный риск.  Но это не должно быть ради бравады, не должно служить нашей гордыне. Если есть возможность угрозы жизни избежать, специально искать ее не надо. Это относится и к ношению масок, и к соблюдению дистанции.

И, конечно, нельзя забывать о послушании. Не каждый человек может быстро сориентироваться в духовных аспектах этих вопросов. Но есть же голос Церкви! Прояви послушание, а потом разберешься.

У противников санитарной безопасности есть и другой аргумент: Господь Сам говорил о Своих учениках: «Аще и что смертно испиют, не вредит им» (Мк.16:18). Или приводят примеры неуязвимости святых мучеников. Но давайте по-честному: кто из нас может сказать, что имеет такую же веру как они? Кто из нас может выпить, скажем, антифриз и не повредить желудок? И ради чего?  К таким вопросам следует подходить, отталкиваясь не от своей греховной и прелестной самоуверенности, а с точки зрения христианской любви. Поэтому Церковь и призывает соблюдать меры предосторожности, обязательно носить медицинские маски.

Ситуация обостряется. Многие больницы уже переполнены, болеют и взрослые, и дети. Поэтому и нужно соблюдать все предписания, чтобы не стать источников чьего-то заражения, не быть ни для кого соблазном, в том числе и для власть предержащих. Чтобы они, как уже случалось, не видели в Православной Церкви чуть ли не источник всех проблем с коронавирусом, чтобы храмы не закрывали.

Но нельзя впадать и в другую крайность. Каждый верующий должен помнить, что без участи в Таинстве Евхаристии, без Причастия Тела и Крови Христовых спасение немыслимо. Если кто-то боится приходить на многолюдные Богослужения, всегда можно договориться со священником об исповеди в другое время. А если кому-то и вовсе запрещены контакты, можно пригласить священника на дом, исповедоваться и причаститься. Я знаю немало примеров, когда родные, заботясь о старших членах семьи, так и поступают. В любом случае, пандемия – испытание временное, как впрочем, и вся наша земная жизнь. Но борьба с пандемией не должна мешать спасению и нашей будущей вечной жизни. Неразумно ради временных благ лишать себя вечного. Регулярное Причастие должно быть в жизни каждого христианина.

Записала р.Б. Нина ДАНИЛОВА.

 

 

В дополнение к сказанному

Управделами УПЦ считает, что вакцинация от коронавируса должна быть добровольной

 

Церковь не запрещает вакцинацию, однако недопустимо ограничение прав и свобод человека в связи с отсутствием прививки.

Как сообщает Центр информации Украинской Православной Церкви, об этом сказал управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

«Участие или неучастие в данном процессе должно являться следствием самостоятельного решения каждого из нас. При этом главное во всем этом деле – соблюдение принципа добровольности и отсутствия ограничений прав тех, кто в силу объективных причин отказался от прививки», – отметил митрополит Антоний.

Управделами УПЦ обратил внимание, что для каждого христианина важно понимать то, какие именно вещества входят в состав того или иного лекарства.

«Если в вакцине содержатся клеточные линии, полученные от абортированных младенцев, это должно становиться жесткой преградой для вакцинирования соответствующим препаратом. Тем более, что сейчас есть выбор в отношении того, какой именно вакциной прививаться», — подчеркнул владыка Антоний.

Author avatar
viktoria

5 комментариев

  1. Благодарю вас за предоставленную информацию.. Сейчас этих онлайн казино развелось тысячи, играйте только в лицензированных как например вот казино плей фортуна https://club-aquaterra.ru . Здесь процент выигрыша честный, а не как задумает админ.

  2. Игорь

    Аут! Сегодня очень популярны контейнерные перевозки. Мы обычно заказываем доставку тут https://mclogistica.ru . Никогда не подводили по срокам.

  3. За предоставленную информацию благодарим.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.