Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинной Церкви Божией и каждого истинного христианина. Собственно, к служению Богу мы призваны уже и самим своим бытием как творения Божии.

Разве можно не прославить Того, Кто тебя любит и предлагает Любовь, Кто дает Жизнь, Кто избавляет от греха и смерти, Кто дарует усыновление… Кто Самого Себя возвел на Крест и мучения, ради нас и ради нашего спасения! «Мы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6. 20).

Неисчислимы для нас благодеяния промысла Божия, воспоминания которых и составляют сущность христианского Богослужения, центром и основанием которого есть Сам Богочеловек Иисус Христос.

Все учение Откровения Божия о нашем спасении, о Спасителе, о Христе, о цене нашего спасения, о пути, которым надлежит пройти христианину, «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» Христа (Евр. 12. 2), о тех, кто прошел этот путь, и о том, что ожидает прошедшего…, последовательно раскрывается во всем Богослужении.

К достижению этой цели устремлены все Православные христианские праздники, которые являются праздниками Божественного Домостроительства, и предшествующий им период молитвы, поста и соответствующей подготовки, когда события, отображенные в празднике, переживаются как события нашей личной жизни, нашей личной жизни со Христом. Под Божественным Домостроительством имеется в виду вочеловечение Сына и Слова Божия, которое сделал и устроил Бог для спасения рода человеческого. Православные праздники являют собой основные этапы этого Божественного попечения о нас.

Строго говоря, праздник у христианина начинается не тогда, когда Церковью отмечается то или иное событие. Начало и основание всех христианских праздников полагается тогда, когда человек лично, сердцем, встречает Бога. Эта встреча и наполняет его радостью. Радостью встречи с Небом, с Жизнью, с Любовью… Радостью встречи с Благой Вестью о нашем спасении. «Не видя Господа, но веруя в Него, радуйтесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасение душ» (1Пет. 1. 8, 9). Радость есть дар Господа, и Господь есть источник радости: «Ты, Господи, исполнил сердце мое веселием» (Пс. 4. 8).

Радость составляет существо и содержание православного праздника. И именно радость о сердечной встрече с Господом является принципиальным отличием праздников Православных от праздников иных вероисповеданий. Там, где нет встречи, нет и радости о встрече. Там, где нет соединения и пребывания с Богом, нет и радости о пребывании с Богом.

Само Евангелие начинается с описания этой радостной встречи, когда Пречистая Дева Мария получает Откровение от Архангела Гавриила о том, что в мир приходит Спаситель: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим» (Лк. 1. 35).

И сердце Пречистой, наполненное радостью о встрече с Богом, воспевает: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (Лк. 1. 46, 47).

Радость этой встречи имеет происхождение неземное. Все земные радости временны и преходящи. И поэтому радость земная смешивается с печалью, потому что она временна и рано или поздно придет к концу: «Концом радости бывает печаль» (Прит. 14. 13). И в этом тоже отличие от праздников всех религий мира, в которых радость от праздника конечна, поскольку это всего лишь радость от праздника, а не от сердечной встречи с Богом.

Радость встречи с Богом имеет происхождение небесное. Происхождение непреходящее, вечное, как вечен Сам источник этой радости. И никакие земные достижения и победы, никакая земная слава, не могут с ней сравниться. «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10. 20).

Бог является источником этой непреходящей радости. И все, что наполнено Им, начинает ликовать. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение» (Лк. 2. 13, 14).

«Бог есть Любовь» (1Ин. 416). И имея источником радости Любовь, радость встречи с Богом является не только непреходящей, но и совершенной, потому что совершенной радость может быть только тогда, когда исполнена любовью: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15. 10, 11).

«Любовь до того совершенства достигает в нас» (1Ин. 417), что радость встречи Любовью совершенно изгоняет из сердца страх. Даже страх смерти. «В любви нет страха, но любовь изгоняет всякий страх, потому что в страхе есть мучение» (1Ин. 4. 18).

Но Бог есть и Жизнь Вечная. Жизнь наполняет радостью сердце. Радостью о том, что душа встретившая Бога, ощущает в себе это биение Жизни. Радостью о том, что она ожила Христом. «О том надобно… радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15. 31).

Да и побежденная Жизнью смерть есть уже не смерть, но переход в вечность умиротворенной души, чтобы в вечности продолжать сорадоваться Творцу. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон… ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли младенца Иисуса… он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели глаза мои спасение Твое…» (Лк. 2. 25-30).

Гораздо позже, как бы повторяя старца Симеона, встретивший Господа святой Апостол Павел напишет: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1. 21, 23).

«Бог есть Дух» (Ин. 4. 24). И исполненный Духом Святым человек, исполняется радостью и миром. Радость есть плод, результат, соединения с Богом в Духе Святом: «Плод духа: любовь, радость, мир…» (Гал. 5. 22).

Реальное Богоприсутствие и сердечное Богообщение исполняет сердце истинно верующего радостью и от осознания своего спасения: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Возрадуемся и возвеселимся во спасении Его» (Ис. 25. 9).

Радуется сердце от ответа Божьего на вознесенные Ему молитвы: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16. 24).

Радуется, ощущая Божественное покровительство и помощь: «Господь помог мне, и возрадовалось сердце мое» (Пс. 27. 7).

Радуется от того, что исполнил Господь дарами Своими: «Не преставал Бог свидетельствовать о Себе благодеяниями, исполняя пищею и весельем сердца наши» (Деян. 14. 17).

Радуется от всех славных и чудных дел Божиих: «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19. 37).

Радуется тому, что имеет Слово Божие, Слово Жизни: «Откровения Твои я принял как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего» (Пс. 118. 111).

Радуется, когда может в христианском общении, прославить Господа: «Надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 1. 12).

Радуется христианин тому, что просто идет в храм: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс. 121. 1).

Радуется богослужению: «Служите Господу с весельем» (Пс. 99. 2).

Радуется среди скорбей, в терпении, среди несчастий и искушений, в гонении, страдая за имя Христово, потому что даже в скорбях с христианином Бог.

Радуется… Конец бесконечен.

Но наибольшая радость – радость великая о воскресшем Господе, потому что воскресение Его – это воскресение всех, верующих в Него. Это торжество Жизни. Это торжество непреходящей Любви: ««Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал:… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых… И выйдя поспешили из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28. 5-9).

И такой радости о Воскресении Христа, о Спасении, о Жизни и о Любви нет ни в одной религии мира! Эта радость о Боге – предвкушение вечной радости.

Эта радость и составляет основу всех православных праздников.

Однако радость не может наполнить человека механически. И, действительно, разве может истинно радоваться сердце, в котором звучит обличение совести? Никак. В таком сердце истинная радость часто подменяется винопитием и необузданным, безудержным весельем, которым заглушается обличающий голос. В таком сердце нет Бога, нет источника радости.

Истинная радость о «Боге живом» предуготовляется жизнью человека, исполненной добродетелями, покаянием и внутренней молитвенной работой над самим собой. Точнее над своим сердцем, которое готовится тем самым к встрече с Богом, со Христом. Готовится стать вместилищем Святого Духа. Истинная радость – радость духовная.

Как в Божественной Литургии, так и в каждом празднике христианин не просто присутствует, а активно, молитвенно переживает события, связанные с нашим спасением, совершающуюся литургическую голгофскую драму и торжество Жизни Вечной.

И хотя полнотой христианской радости является радость о Воскресении, но предшествует этой радости сопереживание. Сопереживание вместе со Христом тех евангельских событий, которые предшествовали Воскресению. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» (1Пет. 2. 21).

И это сопереживание тем полнее, чем чище сердце человека, чем больше человек стремится к единению с Богом, стремится стать причастником Божьего естества. Чтобы пережить в себе Его Жизнь, нужно быть Ему сопричастным. «Ибо в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2. 5).

Без Христа и личной встречи с Ним это невозможно. Пережить в себе Его Жизнь без Него невозможно. К этому и Сам Христос призывает: «Возьмите иго Мое на себя…» (Мф. 11. 28).

Сопричастность Христу и сопереживание с Ним Его жизни – это тоже отличительная черта каждого православного праздника. «Верно слово: если с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим. 2. 11, 12). Поэтому Православный праздник – это не «фольклорное» мероприятие, но своей сопричастностью Христу является источником Жизни и спасения. И подобной сопричастности и сопереживания тоже нет ни в одной религии мира, как нет там и личной встречи.

Православные праздники составляют единую цепь, связанных между собой основных евангельских событий, составляющих то, что называется Божественным Домостроительством нашего спасения.

История каждого праздника, то или иное евангельское событие, празднуемое Церковью, непосредственно связано как с Боговоплощением, так и с нашим спасением. Поэтому вершиной каждого праздника, как завершением и печатью всякого Божественного Таинства и всякого священнодействия является Святое Причастие, делающее христианина сопричастником Христа, сопричастником вечности.

Центром, главою и главным действующим лицом каждого праздника, является Бог. Даже если празднуемое событие посвящено тому или иному святому Православия, все равно центром празднуемого события, является Бог, Который «изобразился» (Гал. 4. 9) в святых и положил этому событию основание.

Святые о праздниках

Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится и ликует.

Преподобный Ефрем Сирин

«Бывает смирение по страху Божию, и бывает смирение из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радости, а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое».

Преподобный Ефрем Сирин

Кто живет в правде и добродетели, тот и без праздника празднует, получая частую радость от своей совести, а кто живет в грехах и пороке, и сознает за собой много зла, тот и в праздник менее всех празднует.

Святитель Иоанн Златоуст

Праздники проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоте.

Святитель Федор Эдесский

Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым весельем, потому что веселье – спутник добродетели и благости.

Святитель Василий Великий

Плачу и сокрушаюсь я, когда меня озаряет Свет, и я вижу нищету свою и познаю, где я нахожусь, и в каком бренном мире я, смертный, обитаю. Веселюсь же и радуюсь, когда помышляю о данном мне от Бога назначении и славе, видя всего себя украшенным невещественным одеянием, как бы Ангела Господня. Итак, радость эта возжигает во мне любовь к Тому, Кто подает ее и изменяет меня, – Богу. Любовь же источает слезные потоки и еще более просвещает меня.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8, 16); и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость… Как боголюбие рождает истинную сердечную и неотъемлемую радость, так самолюбие рождает ложную, прелестную и мнимую утеху, которая подобна сновидению, явившемуся и исчезнувшему, оставившему истинную сердечную печаль, угрызения совести, а в будущем веке – адское мучение.

Святитель Тихон Задонский

Для того, чтобы возвратить себе радость жизни, надобно умертвить в себе греховного и прошлого человека.

Святитель Феофан Затворник

Истинная радость должна состоять в том, чтобы пребывать в одном Христе Иисусе для истинной жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вывод из прочитанного

Православные праздники – это этапы Божественного Домостроительства, Божественного попечения о каждом человеке. Основу праздника составляет радость о встрече с Богом и соединения с Ним. Сам Бог есть источник этой радости. Эта радость не земного происхождения, но небесного. Эта радость непреходящая. Эта радость исполнена Любовью. Вершиной этой радости есть радость о воскресшем Господе. Эта радость духовная и предуготовляется жизнью человека, исполненной добродетелями, покаянием и внутренней, молитвенной работой над собой. Отличительной чертой каждого праздника является сопричастность Христу и внутреннее сопереживание со Христом Его жизни. Центром и Главою каждого праздника есть Сам Бог. Православные праздники своей сопричастностью Христу являются источниками Жизни и спасения.

Отличие от других религий мира

Другие религии мира, включая христианские протестантские общины, не имея Апостольской преемственности и, как следствие, не имея личной встречи с Богом и соединения с Ним, не имеют и истинной, непреходящей, неземной, духовной радости, источником которой есть сам Бог;

истинной радости реального Богообщения;

истинной сопричастности Христу и сопереживания с Ним Его жизни;

истинной радости о воскресении Христа, о спасении, о Жизни Вечной, о Любви.

Радость праздника других религий мира преходяща, временна, конечна, так как не имеет вечного основания, которое есть Сам Бог в сердце человека. Эта радость от самого праздника, а не от встречи с Богом. Без сопричастности Богу, праздники не являются источниками жизни и спасения, но совершаются в воспоминание того или иного события.

Словарь христианских терминов

Божественное Домостроительство – богословский термин, означающий Таинство вочеловечения (Боговоплощения) Сына и Слова Божия, являющее собой предыдущую, предвечную волю Троичного Бога о нашем спасении. Этим Таинством достигается завершающая цель промыслительного попечения Бога о человеке – нетленность, спасение, обожение, слава и блаженство. Божественное Домостроительство включает в себя и предвечное попечение Бога об Ангелах, которым даровано бессмертие, и вообще о всей твари (о всем творении).

Вопросы к теме

1. Когда полагается начало всем Православным христианским праздникам?
2. Что составляет существо и содержание Православного праздника?
3. Кто есть истинный источник радости христианина?
4. Какую радость дарует Бог христианину?
5. Можно ли испытывать истинную радость без встречи с Богом?
6. Что составляет отличительную черту Православного праздника?
7. Чем отличаются Православные праздники от праздников других религий мира?
[button link=»http://vladimir.dp.ua/pravoslavie.html#top» color=»silver»] оглавление
[/button]
Author avatar
Администратор
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.